Православные храмы

Храм святителя Иоасафа Белгородского (на Нивках)

Строительство храма началось в августе 1999 г. Построен храм-палатка.…

Храм Рождества Богородицы (на Теремках)

Освящение Креста на месте будущего храма состоялось 13/26 мая 2002…

Храм Рождества Христова и храм Всех святых, в земле русской просиявших, на Сырце

По инициативе и с помощью прихожан храма святителя Михаила, первого…
Публикации

Предстоятель свободной Церкви

Блаженнейший Митрополит Владимир встал у кормила Православной Церкви в Украине…

Вера и образование: молодежь в XXI веке

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины,…

Времена новые, приемы старые

По поводу попытки захвата храма раскольниками из “КП” в с. Рахманив…

Типикон

Церковный Устав (типикон) – книга, излагающая порядок совершения богослужения суточного круга (утреня, часы, литургия, вечерня, повечерие), седмичного (Октоих), месячного (Минеи), богослужений св. Четыредесятницы и св. Пятидесятницы, а также различные чины соединения этих служб при их совпадениях.

Церковный Устав принят Церковью и действует в ней более тысячи лет. Все православные архиереи, священники и диаконы при посвящении в священные степени дают присягу в соблюдении ими Церковного Устава. Все православные епископы при своей хиротонии в чине «Исповедания» в присутствии архиереев, клира и народа дают обет блюсти Церковный Устав.

Церковный Устав приобрел в Церкви силу закона. Церковь смотрит на Церковный Устав не как на обычное произведение человеческого ума, а как на книгу, обязательную для всех священнослужителей и православных христиан при совершении богослужения. При своем более чем тысячелетнем практическом употреблении Церковный Устав не обратился в ряд сухих и мертвых предписаний. Он лишь дополнялся, обогащался новыми службами и чинами. Церковный Устав не столько узаконяет малейшие частности богослужения, сколько рисует высокий идеал богослужения, показывает нам образец, тип богослужения и вызывает невольное стремление к осуществлению идеала (этого образца) богослужения. и предписанного Церковным Уставом.

Церковный Устав – плод многовекового, живого религиозного опыта великих отцов, учителей и подвижников веры. Не напрасно «ни якоже прилучися» Святые Отцы составили Устав и передали его Церкви. Со страниц Устава веет и высоким аскетическим духом Великих пустынножителей Египта и Палестины и высоким богословствованием Отцов в период Вселенских Соборов. Молитвы и песнопения св. Иоанна Дамаскина, преп. Космы Маюмского, св. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, установленные и произносимые в церкви во время совершения священнодействия, обрядов, чинов, Церковью приняты с первых веков и сохранены в ныне действующей Церковном Уставе Иерусалимской обители Саввы Освященного. В нем мы слышим речи пророков и патриархов Ветхого Завета. Перед нами с полнотой и ясностью раскрываются библейские события и лица, принимавшие участие в деле спасения человечества. Соединение всех этих элементов производит могучее религиозное впечатление на высокообразованных и не простых людей. Имея такое сокровище, мы не должны пренебрегать им. Уметь пользоваться Церковным Уставом - это высокое искусство, которым должны овладевать священнослужители. К каждому богослужению необ­ходимо готовиться и только тогда богослужение будет иметь действительно воспитательное религиозное воздействие в духе Православной Церкви. Надо помнить, что каждое богослужение суточного круга, месячного и Триоди имеет свои характерные осо­бенности.

Благоговейное и точное исполнение Церковного Устава име­ет громадное значение и для пастыря и для паствы. Оно объеди­няет всех, и утверждает в Православии и сохраняет от совращения в сектантство. Пастыри, дав обет соблюдения Церковного Устава, должны строго выполнять его. Поэтому нельзя по своей воле вставлять в чин богослужения свои молитвы, свои песно­пения, вводить свои чины и обряды, т.е. вносить какие бы то ни было изменения или добавления.

Для того, чтобы у нас все было "благообразно и по чину", как заповедал св. ап. Павел (1 Кор, 14, 40), для того, чтобы спасительное, воспитательное значение предписаний Церковного Устава было наиболее живым и действенным, необходимо хорошо изучить Типикон и выполнить его предписания в своей пастыр­ской деятельности.

В Типиконе даны четкие указания относительно содержания службы и существующего служебного материала. Эта книга упорядочивает его и дает руководство к правильному пользованию согласно с условиями Церковного года.

Полный Типикон явился как результат тех затруднений, которые оказались на практике при отправлении службы по разным книгам и вследствие совпадения суточного строя богослужения с его составом по Триоди, Минее и другим богослужебным книгам.

Книга, называемая теперь Типиконом (от греческого слова типос – образец), носит и другие названия, например: «Устав». Нынешнее ее заглавие выработалось веками, имело длинную и сложную историю. По преданию, автором ныне действующего у нас Устава, так называемого Иерусалимского, принято считать св. Савву Освященного (V в.). Его кратенький устав был назван сразу тремя словами: «Образец, предание, закон». Представителем другой формы Церковного Устава, долго имевшей гораздо более широкое распространение, чем первая, является св. Феодор Студит (IX в.). Его Устав был назван «отобраз, очерк».

Полное название Типикона ныне на входном листе обозначается: «Типикон сиесть устав». На первом листе: «Типикон, сиречь, изображение церковного последования во Иерусалиме, святыя Лавры преподобнаго и богоноснаго Отца нашего Саввы. Тожде последование бывает в прочих во Иерусалиме честных обителех; подобне и в прочих святых Божиих церквах». Заглавие, таким образом, связывает происхождение нынешнего Устава с Лаврой пропод. Саввы Освященного, находящейся вблизи Иерусалима.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu