Православные храмы

Храм апостолов Петра и Павла (в Академии управления МВД)

Строительство храма началось в апреле 2008 г. Первая Литургия была…

Храм иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Первым храмом общины является храм святителя Петра (Могилы),…

Церковь Казанской иконы Божией Матери Флоровского монастыря

Церковь является более поздним элементом в комплексе Флоровского…
Публикации

Преподобный Ефрем Сирин: Почему Бог одни прошения наши приемлет, а другие отвергает?

Юность одно имеет в виду, а именно, что Бог, по всемогуществу Своему, все может…

Крест, или Противостояние правды и силы

Этот крест появился под стенами Верховной Рады более полугода назад. Ровно…

Наркомания – тяжелая душевная болезнь

То, что наркомания – тяжелая душевная болезнь, проявляющаяся жесткой…

17 августа ст.ст. / 30 августа н.ст.

Вторник. Попразднство Успения. Мч. Мирона.
(А) Совершается служба мч. Мирону (без праздничного знака) вместе со службой попразднства Успения.
(Б) В некоторых храмах ради особого чествования праздника Успения совершается служба Погребения Божией Матери, в один из ближайших дней периода попразднства (обычно на третий день).

9-й час — по обычаю.

А. На вечерне — кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 6: праздника, глас 4-й — 3 и мученику, глас 2-й — 3. «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же: «Яже Небес вышшая…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же: «Всенепорочная Невеста…»
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 8 (ирмос дважды) и мученику на 4.
Библейские песни: «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона мученику.
По 3-й песни — кондак мученику, глас 4-й; седален мученику, глас 1-й. «Слава, и ныне» — седален праздника, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос праздника, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» — тот же светилен.
Хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника, глас 6-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас 3-й: «Приидите, вси концы земнии…»
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На часах — тропарь и кондак праздника.

На Литургии блаженны праздника обоих канонов, песнь 3-я — 6 (1-го канона со ирмосом).
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь храма, тропарь праздника; кондак храма. «Слава» — кондак мученику, «И ныне» — кондак праздника.
В храме Богородицы — тропарь праздника. «Слава» — кондак мученику, «И ныне» — кондак праздника.
В храме святого — тропарь праздника, тропарь храма; кондак храма. «Слава» — кондак мученику, «И ныне» — кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — праздника.
Апостол и Евангелие — дня.
Задостойник праздника.

Б. Служба Погребения Божией Матери представляет собой всенощное бдение, состоящее из великой вечерни со входом и литией, утрени с пением непорочных и похвал Пресвятой Богородице, и 1-го часа.
Примечание. Это установление является благочестивым обычаем, вошедшем в 30-е годы ХХ в. в литургическую жизнь Церкви.
О службе Погребения Божией Матери — из Православного календаря на 1929 г. — митрополит Сергий (Страгородский) пишет: «В последнее время входит в широкое употребление чин Погребения Божией Матери, соединяемый со службой Успению. По установившемуся (по-видимому, с XV–XVI вв., так как более древних рукописей этого чина нет) обычаю, чин совершается в Иерусалиме, при гробнице Божией Матери, накануне праздника Успения утром. В других Церквах Востока этот чин соединяется со службой праздника. Однако в Уставе Великой (Константинопольской) Церкви под 15 августа читаем примечание: “Тотчас после катавасии 9-й песни в некоторых местах, где этот праздник совершается с особой торжественностью, существует обыкновение, как бы для большей славы и чести Богородицы, петь так называемые Похвалы Богоматери — по подражанию поемых на утрене Великой Субботы. (На православном Востоке в древнее время существовал и другой чин, не повторный, но у нас он не получил распространения. — Ред.) Великая Церковь, осуждающая всякие новшества и искажения, открыто отвергает это и строго воспрещает, хотя бы это и делалось ради чести Богоматери…”. Последование Погребения Богоматери в виде одних только похвальных статей, то есть тропарей в соединении с 17-й кафизмой, (с XV в.) совершалось вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в Костромском Богоявленском монастыре. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, со времени митрополита Филарета весь чин Погребения совершался на 3-й день праздника. Принимая приведенное суждение об этом предмете, в смысле не столько осуждения самого чина, сколько соединения его со службой праздника, можно было бы допустить совершение его как в Гефсиманском скиту, на 3-й день праздника».
В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения Божией Матери с греческого языка на церковнославянский для Гефсиманского скита был осуществлен проф. М. С. Холмогоровым с присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским) Иерусалимского последования и тщательно пересмотрен и исправлен самим святителем Филаретом, глубоким знатоком греческого и церковнославянского языков. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностию, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», — писал наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву) о своей редакции текста Иерусалимского последования московский святитель 28 октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под названием «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2-е издание.
До богослужения Плащаница с изображением Успения Божией Матери с подобающим благоговением полагается на престол (это бывает только в случае, если выноса Плащаницы не было в сам день Успения). Перед престолом ставится выносной свещник с возжженной свечой. Совершается каждение окрест престола и Плащаницы.

На вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 8: праздника Успения, глас 1-й — 3 («О дивное чудо…», «Дивны Твоя тайны, Богородице…», «Твое славят успение…»), и Иерусалимского последования — 5: глас 6-й: «Днешний день тайно…»; глас 2-й: «Егда от мира, Жизнь сущи…», «Егда во гробе, Мариам…», «Егда трие священницы…», и глас 5-й: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою…». «Слава, и ныне» — Успению, глас 1-й: «Богоначальным мановением…».
Вход. Прокимен, глас 2-й: «Воскресни, Господи, в покой Твой…»; стих: «Клятся Господь Давиду истиною…». Паримии Богородице — 3.
Стихиры на литии, глас 1-й, 2-й и 3-й. «Слава» — праздника, глас 5-й: «Приидите, празднолюбных собор…», «И ныне» — праздника, глас тот же: «Воспойте людие…».
На стиховне стихиры праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же.
По Трисвятом — тропарь Успению, глас 1-й: «В рождестве девство сохранила еси…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» — тропари Иерусалимского последования, глас 2-й: «Благообразных ученик лик…» (дважды). «Слава» — «Егда снизшла еси к смерти…», «И ныне» — «Священным учеником…». Во время пения тропарей священнослужители выходят из алтаря на середину храма к Плащанице. Плащаница кадится трижды окрест.
Примечание. Если выноса Плащаницы не было в самый день Успения, то при пении «Бог Господь» и тропарей «Благообразных ученик лик…» Плащаница северными вратами износится из алтаря к уготованному надгробию на середину храма. Настоятель — в полном облачении. По положении Плащаницы на гробницу бывает каждение Плащаницы, трижды окрест.
Затем непорочны с похвалами на священное преставление Богоматери — на три статии. Как правило, стихи псалма поются хором или читаются, а похвалы читаются священником; впрочем, существует и иная практика исполнения непорочных, когда и стихи псалма, и похвалы поются.
Диакон непрерывно кадит перед Плащаницей.
Две последние похвалы каждой статии поются на «Слава» и на «И ныне», после чего вновь поется первая похвала данной статии.
После 1-й статии — малая ектения, возглас: «Яко благословися Твое имя и прославися Твое Царство…» и малое каждение (совершается диаконом).
После 2-й статии — малая ектения, возглас: «Яко святися и прославися всечестное и великолепое имя Твое…» и малое каждение.
После 3-й статии — благословенны, глас 5-й, с особым припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего», — «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся…». На благословеннах совершается каждение всего храма. (Непорочны отменяют полиелей, величание также не поется.)
Затем малая ектения, возглас: «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя…».
Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие — Богородице. «Слава» — «Молитвами Богородицы…». Стихира, глас 6-й: «Егда преставление пречистаго Твоего тела уготовляшеся…».
Поются оба канона праздника Успения, ирмосы 1-го канона — по дважды. Тропари обоих канонов без повторений.
Библейские песни: «Поем Господеви…».
Катавасия — ирмосы 2-го канона.
По 3-й песни — ипакои Успению, глас 8-й: «Блажим Тя, вси роди…» (единожды).
По 6-й песни — кондак и икос Успению, глас 2-й.
На 9-й песни — припевы Успению, без повторений («Честнейшую» не поем). Обычное каждение.
1-й лик: «Ангели, Успение Пречистыя видевше…», ирмос: «Побеждаются естества уставы…».
2-й лик — то же.
1-й лик: «Ангели, Успение Пречистыя видевше…», тропарь: «Дивляхуся ангельския силы…».
2-й лик: «Ангели, Успение Пречистыя видевше…», тропарь: «Опрята лик апостольский…».
1-й лик — ин припев: «Величай, душе моя…», тропарь: «Приидите в Сион…».
2-й лик: «Величай, душе моя…», тропарь: «Приидите, вернии…».
1-й лик: «Величай, душе моя…», тропарь: «Приими от нас песнь…».
Затем оба лика вместе поют припев второго канона: «Величай, душе моя…» и ирмос второго канона: «Всяк земнородный…» (так как назначена одна катавасия, а именно — ирмосы второго канона).
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Успению (трижды).
«Всякое дыхание…» и хвалитные стихи.
На хвалитех стихиры Успению, глас 4-й — 4. «Слава, и ныне» — Успению, глас 6-й: «На безсмертное Твое Успение…».
Примечание. Если вынос Плащаницы был в самый праздник, то на стихирах предстоятель облачается во все священнические одежды.
В конце пения стихир на хвалитех духовенство Царскими вратами исходит из алтаря к Плащанице. Перед Плащаницей произносится возглашение «Слава Тебе, показавшему нам свет». Поется великое славословие. Во время славословия совершается троекратное каждение Плащаницы, а при пении погребального «Святый Боже…» священнослужители, положив пред Плащаницей три земных поклона, поднимают ее и с крестным ходом (который совершается обычным порядком) при продолжающемся пении «Святый Боже…» и перезвоне колоколов обносят вокруг храма. По завершении крестного хода — трезвон. По внесении Плащаницы в храм ее полагают на гробницу. (Плащаницу не подносят к Царским вратам, как в Великую Субботу; «Премудрость, прости» перед Царскими вратами не возглашается). Во время положения Плащаницы на гробницу хор поет тропарь праздника Успения (единожды). Совершается помазание елеем у Плащаницы. Ектении и отпуст.
На часах — тропарь и кондак Успению.
На 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе…» — кондак: «В молитвах неусыпающую Богородицу…».

На Литургии блаженны Успению (обоих канонов), песнь 1-я (1-го канона со ирмосом) на 6 (рядовая песнь праздничного канона дается с учетом того, что чин Погребения Божией Матери совершается на третий день попразднства).
На входе — «…молитвами Богородицы…».
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь храма, тропарь Успению. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак Успению.
В храме Богородицы — тропарь Успению. «Слава, и ныне» — кондак Успению.
В храме святого — тропарь Успению, тропарь храма. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак Успению.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — праздника.
Апостол и Евангелие — дня.
Задостойник Успения.
По отпусте Литургии духовенство исходит к Плащанице из алтаря Царскими вратами. Трижды покадив Плащаницу, при пении «В Рождестве девство сохранила еси…», «Слава, и ныне» — «В молитвах неусыпающую…», вносят ее в алтарь, полагают на престоле, и совершается каждение престола и Плащаницы. Царские врата и завеса затворяются, и Плащаница благоговейно полагается на месте ее хранения.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu