Православные храмы

Храм преподобного Ильи Муромца

Храм располагается на территории полигона гражданской обороны.

Храм равноапостольного князя Владимира и преподобной Евфросинии Полоцкой (на Владимирском рынке)

Первоначально деревянный храм в честь святого равноапостольного князя…

Храм Архистратига Михаила (в 6-й больнице, в Медгородке)

Храм размещается в переоборудованном помещении в 4-м (главном)…
Публикации

Почитание святой великомученицы Варвары

Прошло 1700 лет со дня мученической кончины 12-летней девочки — святой…

Владимир Жевахов — киевский князь-мученик

4 декабря 2002 г. Православная Церковь впервые отпраздновала память своего…

Под монастырской сенью

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины,…

17 августа ст.ст. / 30 августа н.ст.

Вторник. Попразднство Успения. Мч. Мирона.
(А) Совершается служба мч. Мирону (без праздничного знака) вместе со службой попразднства Успения.
(Б) В некоторых храмах ради особого чествования праздника Успения совершается служба Погребения Божией Матери, в один из ближайших дней периода попразднства (обычно на третий день).

9-й час — по обычаю.

А. На вечерне — кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 6: праздника, глас 4-й — 3 и мученику, глас 2-й — 3. «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же: «Яже Небес вышшая…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же: «Всенепорочная Невеста…»
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 8 (ирмос дважды) и мученику на 4.
Библейские песни: «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона мученику.
По 3-й песни — кондак мученику, глас 4-й; седален мученику, глас 1-й. «Слава, и ныне» — седален праздника, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос праздника, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» — тот же светилен.
Хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника, глас 6-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас 3-й: «Приидите, вси концы земнии…»
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На часах — тропарь и кондак праздника.

На Литургии блаженны праздника обоих канонов, песнь 3-я — 6 (1-го канона со ирмосом).
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь храма, тропарь праздника; кондак храма. «Слава» — кондак мученику, «И ныне» — кондак праздника.
В храме Богородицы — тропарь праздника. «Слава» — кондак мученику, «И ныне» — кондак праздника.
В храме святого — тропарь праздника, тропарь храма; кондак храма. «Слава» — кондак мученику, «И ныне» — кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — праздника.
Апостол и Евангелие — дня.
Задостойник праздника.

Б. Служба Погребения Божией Матери представляет собой всенощное бдение, состоящее из великой вечерни со входом и литией, утрени с пением непорочных и похвал Пресвятой Богородице, и 1-го часа.
Примечание. Это установление является благочестивым обычаем, вошедшем в 30-е годы ХХ в. в литургическую жизнь Церкви.
О службе Погребения Божией Матери — из Православного календаря на 1929 г. — митрополит Сергий (Страгородский) пишет: «В последнее время входит в широкое употребление чин Погребения Божией Матери, соединяемый со службой Успению. По установившемуся (по-видимому, с XV–XVI вв., так как более древних рукописей этого чина нет) обычаю, чин совершается в Иерусалиме, при гробнице Божией Матери, накануне праздника Успения утром. В других Церквах Востока этот чин соединяется со службой праздника. Однако в Уставе Великой (Константинопольской) Церкви под 15 августа читаем примечание: “Тотчас после катавасии 9-й песни в некоторых местах, где этот праздник совершается с особой торжественностью, существует обыкновение, как бы для большей славы и чести Богородицы, петь так называемые Похвалы Богоматери — по подражанию поемых на утрене Великой Субботы. (На православном Востоке в древнее время существовал и другой чин, не повторный, но у нас он не получил распространения. — Ред.) Великая Церковь, осуждающая всякие новшества и искажения, открыто отвергает это и строго воспрещает, хотя бы это и делалось ради чести Богоматери…”. Последование Погребения Богоматери в виде одних только похвальных статей, то есть тропарей в соединении с 17-й кафизмой, (с XV в.) совершалось вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в Костромском Богоявленском монастыре. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, со времени митрополита Филарета весь чин Погребения совершался на 3-й день праздника. Принимая приведенное суждение об этом предмете, в смысле не столько осуждения самого чина, сколько соединения его со службой праздника, можно было бы допустить совершение его как в Гефсиманском скиту, на 3-й день праздника».
В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения Божией Матери с греческого языка на церковнославянский для Гефсиманского скита был осуществлен проф. М. С. Холмогоровым с присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским) Иерусалимского последования и тщательно пересмотрен и исправлен самим святителем Филаретом, глубоким знатоком греческого и церковнославянского языков. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностию, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», — писал наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву) о своей редакции текста Иерусалимского последования московский святитель 28 октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под названием «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2-е издание.
До богослужения Плащаница с изображением Успения Божией Матери с подобающим благоговением полагается на престол (это бывает только в случае, если выноса Плащаницы не было в сам день Успения). Перед престолом ставится выносной свещник с возжженной свечой. Совершается каждение окрест престола и Плащаницы.

На вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 8: праздника Успения, глас 1-й — 3 («О дивное чудо…», «Дивны Твоя тайны, Богородице…», «Твое славят успение…»), и Иерусалимского последования — 5: глас 6-й: «Днешний день тайно…»; глас 2-й: «Егда от мира, Жизнь сущи…», «Егда во гробе, Мариам…», «Егда трие священницы…», и глас 5-й: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою…». «Слава, и ныне» — Успению, глас 1-й: «Богоначальным мановением…».
Вход. Прокимен, глас 2-й: «Воскресни, Господи, в покой Твой…»; стих: «Клятся Господь Давиду истиною…». Паримии Богородице — 3.
Стихиры на литии, глас 1-й, 2-й и 3-й. «Слава» — праздника, глас 5-й: «Приидите, празднолюбных собор…», «И ныне» — праздника, глас тот же: «Воспойте людие…».
На стиховне стихиры праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же.
По Трисвятом — тропарь Успению, глас 1-й: «В рождестве девство сохранила еси…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» — тропари Иерусалимского последования, глас 2-й: «Благообразных ученик лик…» (дважды). «Слава» — «Егда снизшла еси к смерти…», «И ныне» — «Священным учеником…». Во время пения тропарей священнослужители выходят из алтаря на середину храма к Плащанице. Плащаница кадится трижды окрест.
Примечание. Если выноса Плащаницы не было в самый день Успения, то при пении «Бог Господь» и тропарей «Благообразных ученик лик…» Плащаница северными вратами износится из алтаря к уготованному надгробию на середину храма. Настоятель — в полном облачении. По положении Плащаницы на гробницу бывает каждение Плащаницы, трижды окрест.
Затем непорочны с похвалами на священное преставление Богоматери — на три статии. Как правило, стихи псалма поются хором или читаются, а похвалы читаются священником; впрочем, существует и иная практика исполнения непорочных, когда и стихи псалма, и похвалы поются.
Диакон непрерывно кадит перед Плащаницей.
Две последние похвалы каждой статии поются на «Слава» и на «И ныне», после чего вновь поется первая похвала данной статии.
После 1-й статии — малая ектения, возглас: «Яко благословися Твое имя и прославися Твое Царство…» и малое каждение (совершается диаконом).
После 2-й статии — малая ектения, возглас: «Яко святися и прославися всечестное и великолепое имя Твое…» и малое каждение.
После 3-й статии — благословенны, глас 5-й, с особым припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего», — «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся…». На благословеннах совершается каждение всего храма. (Непорочны отменяют полиелей, величание также не поется.)
Затем малая ектения, возглас: «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя…».
Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие — Богородице. «Слава» — «Молитвами Богородицы…». Стихира, глас 6-й: «Егда преставление пречистаго Твоего тела уготовляшеся…».
Поются оба канона праздника Успения, ирмосы 1-го канона — по дважды. Тропари обоих канонов без повторений.
Библейские песни: «Поем Господеви…».
Катавасия — ирмосы 2-го канона.
По 3-й песни — ипакои Успению, глас 8-й: «Блажим Тя, вси роди…» (единожды).
По 6-й песни — кондак и икос Успению, глас 2-й.
На 9-й песни — припевы Успению, без повторений («Честнейшую» не поем). Обычное каждение.
1-й лик: «Ангели, Успение Пречистыя видевше…», ирмос: «Побеждаются естества уставы…».
2-й лик — то же.
1-й лик: «Ангели, Успение Пречистыя видевше…», тропарь: «Дивляхуся ангельския силы…».
2-й лик: «Ангели, Успение Пречистыя видевше…», тропарь: «Опрята лик апостольский…».
1-й лик — ин припев: «Величай, душе моя…», тропарь: «Приидите в Сион…».
2-й лик: «Величай, душе моя…», тропарь: «Приидите, вернии…».
1-й лик: «Величай, душе моя…», тропарь: «Приими от нас песнь…».
Затем оба лика вместе поют припев второго канона: «Величай, душе моя…» и ирмос второго канона: «Всяк земнородный…» (так как назначена одна катавасия, а именно — ирмосы второго канона).
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Успению (трижды).
«Всякое дыхание…» и хвалитные стихи.
На хвалитех стихиры Успению, глас 4-й — 4. «Слава, и ныне» — Успению, глас 6-й: «На безсмертное Твое Успение…».
Примечание. Если вынос Плащаницы был в самый праздник, то на стихирах предстоятель облачается во все священнические одежды.
В конце пения стихир на хвалитех духовенство Царскими вратами исходит из алтаря к Плащанице. Перед Плащаницей произносится возглашение «Слава Тебе, показавшему нам свет». Поется великое славословие. Во время славословия совершается троекратное каждение Плащаницы, а при пении погребального «Святый Боже…» священнослужители, положив пред Плащаницей три земных поклона, поднимают ее и с крестным ходом (который совершается обычным порядком) при продолжающемся пении «Святый Боже…» и перезвоне колоколов обносят вокруг храма. По завершении крестного хода — трезвон. По внесении Плащаницы в храм ее полагают на гробницу. (Плащаницу не подносят к Царским вратам, как в Великую Субботу; «Премудрость, прости» перед Царскими вратами не возглашается). Во время положения Плащаницы на гробницу хор поет тропарь праздника Успения (единожды). Совершается помазание елеем у Плащаницы. Ектении и отпуст.
На часах — тропарь и кондак Успению.
На 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе…» — кондак: «В молитвах неусыпающую Богородицу…».

На Литургии блаженны Успению (обоих канонов), песнь 1-я (1-го канона со ирмосом) на 6 (рядовая песнь праздничного канона дается с учетом того, что чин Погребения Божией Матери совершается на третий день попразднства).
На входе — «…молитвами Богородицы…».
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь храма, тропарь Успению. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак Успению.
В храме Богородицы — тропарь Успению. «Слава, и ныне» — кондак Успению.
В храме святого — тропарь Успению, тропарь храма. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак Успению.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — праздника.
Апостол и Евангелие — дня.
Задостойник Успения.
По отпусте Литургии духовенство исходит к Плащанице из алтаря Царскими вратами. Трижды покадив Плащаницу, при пении «В Рождестве девство сохранила еси…», «Слава, и ныне» — «В молитвах неусыпающую…», вносят ее в алтарь, полагают на престоле, и совершается каждение престола и Плащаницы. Царские врата и завеса затворяются, и Плащаница благоговейно полагается на месте ее хранения.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu