Месячная Минея
С каждым днем месяца и года Церковь соединяет какое-либо особое воспоминание: то она празднует событие из истории Церкви Христовой и утверждения правой веры, то творит память какому-либо святому, а часто в один день двум и трем. Для всех этих поминовений Церковь назначила особые последования, которые и находятся в Месячной Минее. Минея разделяется на 12 частей, по числу месяцев, имея под каждым числом одно или несколько последований. От этого деления по месяцам и произошло название Минея (греч. слово от mhn - месяц).
Молитвословия Минеи обозначаются в богослужебных книгах большей частью словами: «святого», «праздника» (в попразднство), например: «стихиры святаго», «стихиры праздника». Таким образом, в месяцеслове Типикона подобные выражения указывают на праздники, имеющие молитвословия в Минее, а не в других богослужебных книгах. Последования праздника воскресения, содержащиеся в Октоихе, называются в Месяцеслове Типикона иными словами, например, дневными (дне).
В те дни, когда нет никакого знака, т.е. служба святому положена простая, в Минее имеются три стихиры на «Господи воззвах» и на «И ныне» Крестобогородичен; далее следует тропарь, если же нет тропаря, то поется общий тропарь. содержащийся в Часослове. Канон на утрени на четыре.
Каноны Минеи
Чин святого (святых) |
Примеры припевов к тропарям канона
|
Пророк |
Святый пророче Божий Исаие (см. Пособие по церковнославянскому языку: склонение имен существительных, формы звательного падежа), моли Бога о нас. Святый пророче Божий Ионо, моли Бога о нас |
Апостол |
Св.Апост. Андрее, моли Бога о нас. -»- Фомо, -»- -»- и Евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас |
Апостолы |
Свв. Апостоли, молите Бога о нас. |
Святитель |
Святителю отче Николае, моли Бога о нас. |
Святители |
Святителие Христовы, молите Бога о нас |
Преподобный |
Преп. отче Серафиме, моли Бога о нас. -» - наш Сергие (при чтении канона Радонежским святым к словам преп. Отче добавляется – «наш»), -»- |
Преподобные |
Преподобнии отцы, молите Бога о нас. |
Мученик (вмч.) |
Свят. мучениче Иоанне Воине, моли Бога о нас. -»-Агафониче -»- -»- велик. Никита -»- |
Мученики |
Св. мученицы, молите Бога о нас. |
Священномученик |
Священномучениче Киприане, моли Бога о нас. |
Священномученики |
Священномученицы... |
Преподобномученик |
Преподобномучениче... |
Преподобномученики |
Преподобномученицы... |
Мученица |
Святая мученице Татиано... |
Преподобномученица |
Преподобномученице Евгение... |
Мученицы |
Святии мученицы... |
Преподобная жена |
Преподобная мати Марие... |
Преподобные жены |
Преподобнии жены... |
Исповедник |
Святый исповедниче... |
Бессеребренники |
Святии безсеребренницы и чудотворцы Космо и Дамиане... |
Христа ради юродивый |
Святый блаженный Андрее... Василие... |
Князь |
Святый равноапостольный великий княже Владимире... |
Праведный |
Святый праведный Филарете Милостиве |
По 3-й песни канона седален, а по 6-й кондак (иногда с икосом). Некоторым святым положен особый светилен, находящийся в Минее после 9-й песни канона.
Все последования Минеи имеют не одинаковое число молитвословий, последования Минеи могут быть разделены на шесть разрядов, о которых мы уже говорили в главе, посвященной праздникам: праздники двунадесятые, великие, средние двух разрядов, малое двух разрядов и дни, которые не имеют минского знака.
Малые праздники второго разряда обозначаются (черный). В эти праздники положено на «Господи воззвах» стихиры на шесть и на утрени канон на шесть.
В конце службы указывается для Литургии прокимен для Апостола, зачало Апостола и Евангелия и причастен.
Малые праздники первого разряда (красный). В эти дни добавляется; положено праздничнее окончание утрени: хвалитные стихиры и великое славословие.
Праздники средние 2-го разряда + (полиелей). На вечерне положено «Блажен муж», шесть стихир на «Господи воззвах», чтения трех паремий и стихиры на стиховне. На утрени седальны по кафизмам и седален по полиелее; указание евангельского зачала, стихира после Евангелия. Затем канон на 8, кроме того, здесь иногда прилагается канон Богородице; стихиры на хвалитех перед славословием великим. Для Литургии прокимен, зачала Апостола и Евангелия и причастен.
В некоторых Минеях в конце службы помещены Марковы главы (содержащиеся в Типиконе), которые указывают, кед совершать положенную службу при различном совпадении дней годового, седмичного круга, а также различиях дней Великого поста и Пятидесятницы.
Праздники средние первого разряда. В эти дни положено совершать бдение. Здесь имеется малая вечерня, на которой положены стихиры на «Господи воззвах»; стихиры на стиховне и тропарь празднику. На великой вечерне, помимо стихир на Господи воззвах» и стихир на стиховне, имеются паремии и стихиры на литии.
Великие праздники имеют знак (+). Служба совершается только празднику (т.е. только по Минее). Особенности ее: на утрени на 9-й песни положены особые праздничные припевы имеет) «Честнейшую», а в конце службы имеются антифоны праздничные для Литургии только для Господских праздников.
В конце каждой книги Месячной Минея печатаются Богородичны, которые поются за молитвословиями (кроме дней предпразднества и попразднства), именно:
1) После стихир:
1 приложение:
а) Богородичны воскресные (догматики), поемые после стихир на «Господи воззвах» в праздники святых, имеющих славословие, полиелей, бдение;
б) Богородичны воскресные, которые поются после стихир на стиховне в праздники святых, имеющих полиелей, бдение.
2 приложение: (также после стихир):
Богородичны осми (восьми) гласов поемые «егда есть «Слава» святому в Минее на «и ныне» по гласу «Славы». Они поются в те дни, когда нет святого со славословием, полиелеем, бдением.
2) После тропарей:
3 приложение:
а) Отпустительны Богородичны воскресные семи гласов, которые поются в праздники святых, имущих славословие, полиелей, бдение.
4 приложение:
б) Богородичны отпустительны после тропарей святых, поемые во все лето на вечерни и на утрени на «Бог Господь», и в конец утрени в те дни, когда нет праздника святому со славословием, полиелеем, бдением.
← Общая Минея, ее содержание и порядок | Приложение Октоиха → |
---|