Православные храмы

Храм мученика Иоанна Воина (при госпитале воинов-интернационалистов в Пуще-Водице)

Небольшой деревянный храм-часовню при госпитале открыли в январе 2007…

Храм блаженной Ксении Петербургской (в 3‑й больнице Днепровсковского района)

Освящение храма и первая Литургия состоялись в день престольного…

Храм сорока мучеников Севастийских (в 5-й больнице Святошинского района)

Первая служба (молебен с водосвятием) была совершена 9/22 марта 1999…
Публикации

Благословіть запитати

На запитання читачів відповідає Блаженніший Володимир, Митрополит Київський і…

О Таинстве Покаяния

Одной из важнейших сторон духовной жизни является покаяние. Не всегда, однако,…

Состоялась встреча рабочей группы по написанию истории Брестской унии

С 14 по 18 сентября по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея…

Месячная Минея

Месячная Минея содержит службы с изменяемыми молитвословиями для неподвижных богослужений годичного круга: т.е. на все дни 12 месяцев.

С каждым днем месяца и года Церковь соединяет какое-либо особое воспоминание: то она празднует событие из истории Церкви Христовой и утверждения правой веры, то творит память какому-либо святому, а часто в один день двум и трем. Для всех этих поминовений Церковь назначила особые последования, которые и находятся в Месячной Минее. Минея разделяется на 12 частей, по числу месяцев, имея под каждым числом одно или несколько последований. От этого деления по месяцам и произошло название Минея (греч. слово от  mhn - месяц).

Молитвословия Минеи обозначаются в богослужебных книгах большей частью словами: «святого», «праздника» (в попразднство), например: «стихиры святаго», «стихиры праздника». Таким образом, в месяцеслове Типикона подобные выражения указывают на праздники, имеющие молитвословия в Минее, а не в других богослужебных книгах. Последования праздника воскресения, содержащиеся в Октоихе, называются в Месяцеслове Типикона иными словами, например, дневными (дне).

В те дни, когда нет никакого знака, т.е. служба святому положена простая, в Минее имеются три стихиры на «Господи воззвах» и на «И ныне» Крестобогородичен; далее следует тропарь, если же нет тропаря, то поется общий тропарь. содержащийся в Часослове. Канон на утрени на четыре.

Каноны Минеи

Чин святого (святых)

Примеры припевов к тропарям канона

Пророк

Святый пророче Божий Исаие (см. Пособие по церковнославянскому языку: склонение имен существительных, формы звательного падежа), моли Бога о нас.

Святый пророче Божий Ионо, моли Бога о нас

Апостол

Св.Апост. Андрее, моли Бога о нас.

-»- Фомо, -»-

-»- и Евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас

Апостолы

Свв. Апостоли, молите Бога о нас.

Святитель

Святителю отче Николае, моли Бога о нас.

Святители

Святителие Христовы, молите Бога о нас

Преподобный

Преп. отче Серафиме, моли Бога о нас.

-» - наш Сергие (при чтении канона Радонежским святым к словам преп. Отче добавляется – «наш»), -»-

Преподобные

Преподобнии отцы, молите Бога о нас.

Мученик (вмч.)

Свят. мучениче Иоанне Воине, моли Бога о нас.

-»-Агафониче -»-

-»- велик. Никита -»-

Мученики

Св. мученицы, молите Бога о нас.

Священномученик

Священномучениче Киприане, моли Бога о нас.

Священномученики

Священномученицы...

Преподобномученик

Преподобномучениче...

Преподобномученики

Преподобномученицы...

Мученица

Святая мученице Татиано...

Преподобномученица

Преподобномученице Евгение...

Мученицы

Святии мученицы...

Преподобная жена

Преподобная мати Марие...

Преподобные жены

Преподобнии жены...

Исповедник

Святый исповедниче...

Бессеребренники

Святии безсеребренницы и чудотворцы Космо и Дамиане...

Христа ради юродивый

Святый блаженный Андрее... Василие...

Князь

Святый равноапостольный великий княже Владимире...
Святый благоверный княже Михаиле...

Праведный

Святый праведный Филарете Милостиве

 

По 3-й песни канона седален, а по 6-й кондак (иногда с икосом). Некоторым святым положен особый светилен, находящийся в Минее после 9-й песни канона.

Все последования Минеи имеют не одинаковое число молитвословий, последования Минеи могут быть разделены на шесть разрядов, о которых мы уже говорили в главе, посвященной праздникам: праздники двунадесятые, великие, средние двух разрядов, малое двух разрядов и дни, которые не имеют минского знака.

Малые праздники второго разряда обозначаются (черный). В эти праздники положено на «Господи воззвах» стихиры на шесть и на утрени канон на шесть.

В конце службы указывается для Литургии прокимен для Апостола, зачало Апостола и Евангелия и причастен.

Малые праздники первого разряда (красный). В эти дни добавляется; положено праздничнее окончание утрени: хвалитные стихиры и великое славословие.

Праздники средние 2-го разряда + (полиелей). На вечерне положено «Блажен муж», шесть стихир на «Господи воззвах», чтения трех паремий и стихиры на стиховне. На утрени седальны по кафизмам и седален по полиелее; указание евангельского зачала, стихира после Евангелия. Затем канон на 8, кроме того, здесь иногда прилагается канон Богородице; стихиры на хвалитех перед славословием великим. Для Литургии прокимен, зачала Апостола и Евангелия и причастен.

В некоторых Минеях в конце службы помещены Марковы главы (содержащиеся в Типиконе), которые указывают, кед совершать положенную службу при различном совпадении дней годового, седмичного круга, а также различиях дней Великого поста и Пятидесятницы.

Праздники средние первого разряда. В эти дни положено совершать бдение. Здесь имеется малая вечерня, на которой положены стихиры на «Господи воззвах»; стихиры на стиховне и тропарь празднику. На великой вечерне, помимо стихир на Господи воззвах» и стихир на стиховне, имеются паремии и стихиры на литии.

Великие праздники имеют знак (+). Служба совершается только празднику (т.е. только по Минее). Особенности ее: на утрени на 9-й песни положены особые праздничные припевы имеет) «Честнейшую», а в конце службы имеются антифоны праздничные для Литургии только для Господских праздников.

В конце каждой книги Месячной Минея печатаются Богородичны, которые поются за молитвословиями (кроме дней предпразднества и попразднства), именно:

1) После стихир:

1 приложение:

а) Богородичны воскресные (догматики), поемые после стихир на «Господи воззвах» в праздники святых, имеющих славословие, полиелей, бдение;

б) Богородичны воскресные, которые поются после стихир на стиховне в праздники святых, имеющих полиелей, бдение.

2 приложение: (также после стихир):

Богородичны осми (восьми) гласов поемые «егда есть «Слава» святому в Минее на «и ныне» по гласу «Славы». Они поются в те дни, когда нет святого со славословием, полиелеем, бдением.

2) После тропарей:

3 приложение:

а) Отпустительны Богородичны воскресные семи гласов, которые поются в праздники святых, имущих славословие, полиелей, бдение.

4 приложение:

б) Богородичны отпустительны после тропарей святых, поемые во все лето на вечерни и на утрени на «Бог Господь», и в конец утрени в те дни, когда нет праздника святому со славословием, полиелеем, бдением.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu