Православные храмы

Храм мученика Иоанна Воина (в Быковне)

Первая Литургия была совершена в день престольного праздника, 30…

Храм святителя Николая Мирликийского (в институте Амосова)

История храма начинается с нескольких устных обращений к директору…

Храм равноапостольной Марии Магдалины (у Золотых ворот)

В Киеве существовало 3 храма в честь св. Марии Магдалины: на Шулявке…
Публикации

Боевое Крещение

Православная Церковь прославляет жен-мироносиц — женщин, которые в самые…

15 февраля — Всемирный день православной молодежи

Всемирный день православной молодежи отмечается с 1953 года, когда состоялась…

Светлый духом. К 155-летию со дня рождения В. Г. Короленко

“Совесть эпохи”, “солнце России”, “светлый духом” — так говорили о Владимире…

3-я часть: Месяцеслов

За Часословом в Следованной Псалтири следует Месяцеслов. Месяцесловом называется краткое перечисление праздников и святых по порядку месяцев и дней года, начиная с 1-го сентября. На каждое число здесь дан тропарь и кондак святого.

Месяцеслов иначе называется святцами, календарем. Кроме Следованной Псалтири, месяцеслов помещается еще и в других богослужебных книгах, как например: в Евангелии, Апостоле, Типиконе, Великом Часослове и др., а также издается отдельной книгой. Месяцеслов в Следованной Псалтири предваряется статьей: «О знамениях Владычних и Богородичных праздников и святых», т.е. о праздничных знаках, с которыми мы уже ознакомились, изучая праздники Святой Православной Церкви.

В отличие от Евангельского и Апостольского, Псалтырный Месяцеслов против чисел имеет уставной праздничный знак. Во многих Следованных Псалтирях после указания памяти святого дается еще краткое сообщение его жития.

Подробно рассматривая содержание Месяцеслова, легко заметить, что названия дней (понедельник, вторник, среда, и т.д.) здесь не показано. На полях мы видим лишь буквы: одни под титлом, другие без титла. Последние большей частью печатаются красным шрифтом. Буквы под титлом это числа каждого месяца. Букв без титлов в Месяцеслове только семь: А, В, Г, Д, Е, S, З. Они расположены в порядке, обратном алфавитному. Эти семь букв называются вруцелетными и служат для определения дней недели на данное число в любом году. Для этого нужно только знать, какому дню в данном году соответствует хотя бы одна буква.

Под каждым числом в церковном Месяцеслове упоминается имя какого-либо святого. В лике святых Православной Церковью прославляются ангелы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные.

Святителями называются пастыри-учители Церкви, прославленные в епископском сане. Большинство их носят имена тех церквей, в которых они святительствовали. Например: Николай Мирликийский, т.е. епископствовавший в г. Мирах, что в Линии (в Малой Азии); Тихон Воронежский; Димитрий Ростовский; Феодосий Черниговский и т.п.

Мучениками и мученицами называются святые, которые за истину веры Христовой претерпели страдания и смерть. Мученики из лиц, имеющих священный сан, называются священномучениками. Святые мученики или мученицы монашеского чина называются преподобномучениками и преподобномученицами. Христиане из мирян, умершие за Иисуса Христа в мучениях, называются просто мучениками и мученицами. Святые, скончавшиеся после особо великих страданий за христианскую веру, называются великомучениками и великомученицами. Все вообще христианские мученики называются часто страстотерпцами, т.е. претерпевшими страдания.

Преподобными Православная Церковь называет святых, подвизавшихся в удалении от мира, т.е. монашествующих. Встречающееся в Месяцеслове довольно часто наименование «отец» усвояется настоятелю монастыря, причисленному к лику святых, а также пресвитерам и архиереям (ввиду того, что они получают от Бога благодать духовно возрождать и воспитывать людей), причем преимущественно бывшим на Вселенских Соборах. Наименование «матери» усвояется настоятельнице монастыря или вообще преподобной.

Праведными Православная Церковь называет святых, которые, живя в мире и исполняя мирские обязанности, угодили Богу.

После Месяцеслова помещены тропари и кондаки подвижных дней годичного круга, т.е. Недели, мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустной, сыропустной и семи недель Великого поста. Для Пасхи дана полная служба, чтобы эту службу можно было совершать там, где почему-либо нет других богослужебных книг.

За пасхальной службой следуют тропари и кондаки последующих недель: Антипасхи, мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, праздника Вознесения Христова, Пятидесятницы. Недели свв. Отцев, Всех святых. Далее даны тропари, кондаки. Богородичны и ипакои воскресные 8-ми гласов. (Ипакои - это краткое песнопение, которое положено на воскресной утрени после полиелея перед чтением Евангелия. Оно имеет своей целью сосредоточить наше внимание на предстоящем евангельском чтении).

После воскресных тропарей 8-ми гласов помещены тропари, поемые на воскресной утрени после полиелея с припевом: «Благословен бои Господи, научи мя оправданием твоим». Затем даны тропари такого же назначения, поемые в субботу, называются они мертвенными, т.к. относятся по своему содержанию к заупокойной службе. Далее следует 27 глава (в Следованных Псалтирях малого формата 25-я), в которой содержатся «Богородичны отпустительны». Так называются песнопения, «поимые во все лето по тропарех на вечерни, на Бог Господь на утрени и паки в конец утрени». Богородичны эти расположены по гласам и прилагаются они по гласу и дню к тропари, имеющему черный знак или не имеющему знака.

Святым с красным знаком вместо этих Богородичных прилагаются Богородичны воскресные.

В следующей главе даны тропари по седмичному кругу; далее кондаки общие святым.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu