Православные храмы

Храм апостола и Евангелиста Луки (в отделе медобеспечения ГУВД в Киеве)

С конца 90-х годов на территории Института нейрохирургии Национальной…

Храм великомученика Пантелеимона (в районе ДВРЗ)

Первая Литургия отслужена 8/21 сентября 1997 г. (в день праздника…

Храм святителя Николая Мирликийского (в детском доме «Малятко»)

Детский дом «Малятко» около 10 лет духовно окормлялся до постройки…
Публикации

Маріо ді Фйоріно: “Саєнтологія. Релігія, створена науковим фантастом”

Нині нації Східної Европи почали відчувати на собі дію агресивного прозелітизму…

Примирить человека с Богом

Интервью с Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины,…

Блаженнейший Митрополит Владимир: “Слова “европеец” и “христианин” должны быть синонимами”

— Ваше Блаженство, в последние десятилетия карта Европы сильно изменилась, что…

2-я часть Следованной Псалтири: Часослов

Вторую часть Следованной Псалтири составляет Часослов, в котором содержатся чинопоследования суточного круга богослужения, преимущественно с теми молитвословиями и песнопениями, которые поются и читаются чтецами и певцами.

Суточный круг Богослужения состоит из вечерни, повечерия (малого или великого), полунощницы, утрени, 1-го часа, 3-то часа, 6-го часа и 9-го часа, которые служат приготовлением к главному Богослужению Божественной Литургии.

В древности эти последования совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан. Церковь дозволила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня.

Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером. В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят: 9-й час, вечерня и повечерие.

В состав утреннего богослужения входят: полунощница, утреня и первый час. Уловное богослужение составляют: 3-й, 6-й час и Литургия (или изобразительны).

В Часослове эти службы расположены в несколько ином порядке. Часослов начинается с полунощницы. Так называется эта служба потому, что Устав предписывает совершать ее в полночь. В Часослове помещаются три отдельные последования полунощницы: вседневной, субботней и воскресной. Перед полунощницей в ежом начале Часослова находятся начальные утренние молитвы. Вседневная полунощница совершается от понедельника до пятницы включительно.

Субботняя в субботу. Главное отличие субботней полунощницы от вседневной заключается в том, что на вседневной полунощнице читается 17-я кафизма, а на субботней 9 кафизма. Воскресную полунощницу положено по Уставу совершать в воскресенье. Недельная, т.е. воскресная полунощница имеет особое чинопоследование. На ней полагается канон Пресвятой Троице (по гласу), находящийся в Октоихе.

За воскресной полунощницей следует утреня. Начинается она с двух псалмов с тропарями и ектенией, которые читаются перед шестопсалмием, когда нет бдения. Затем следует шестопсалмие, т.е. шесть избранных псалмов. Далее «Бог Господь» со стихами. Великим постом и в тех случаях, когда нет Литургии, вместо «Бог Господь» поется «Аллилуия « с особыми стихами. Далее помещены Троичны тропари. Они поются Великим постом, начиная от понедельника и до пятницы включительно, и заменяют собой те тропари святым, которые положено петь на «Бог Господь». Троичны тропари размещены по гласам. После Троичных тропарей находятся светильны и эксапостиларии 8 гласов. Светильны читаются после 9-й песни Великим жестом, а эксапостиларии во все седмичные дни.

На 9-й песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа моя Господа...'' с припевом: «Честнейшую Херувим... « В Часослове этот гимн Божией Матери помещен полностью.

За светильнами и эксапостилариями следуют хвалитные псалмы 149, 150. Хвалитными они называются потому, что содержанием их является прославление Бога не только человеком, но и всей тварью. Псалмы эти положены как на праздничной, так и на вседневной службах. На праздничной службе они начинаются пением со слов: «Всякое дыхание да хвалит Господа на вседневной чтением со слов: «Хвалите Господа с небес».

В конце последнего псалма сеть указание киноварью «на 6», «на 4». Это значит, что с данного стиха следует прибавлять к каждому стиху по стихире (из Минеи, Октоиха или Триоди). Пение псалмов заканчивается молитвой: «Преблагословенна еси Богородице Дево...» и великим славословием. Затем помещено вседневное славословие, которое предваряется молитвой: «Тебе слава подобает. Господи Боже наш...»

Таким образом, на вседневной утрени, когда великое славословие не поется, надо прочитать хвалитные псалмы со слов: «Хвалите Господа с небес. Тебе подобает песнь Богу...» до конца («Всякое дыхание да хвалит Господа») и сразу переходить на «Тебе слава подобает...» и вседневное славословие. Далее в Часослове положены стихи к утренним стиховным стихирам: «Исполнихомся заутра милости Твоея Господи...», «И буди светлость...» Далее «Благо есть исповедатися Господеви...» Стиховные стихиры и «Благо есть...» читаются на утрени в тех случаях, когда славословие читается, а не поется. В конце чинопоследования утрени по Часослову имеется чин великопостного окончания.

После утрени в Часослове положена служба Часов (1-го, 3-го и 6-го) с междочасиями. Междочасия отправляются в Палестинских монастырях и на Афоне.

За междочасием шестого часа положен чин Изобразительных, в который входят песнопения из начала Литургии: псалом 102 «Благослови душе моя Господа» и псалом 145 «Хвали душе моя Господа», далее «Полнородный Сыне...», «Во царствии Твоем...», затем идут кондаки, поемые на Литургии на малом входе, и 33-й псалом: «Благословлю Господа, ..''

За Изобразительными помещается «Чин о панагии», совершаемый в монастырях (обыкновенно в праздничные дни, после Литургии на трапезе). Далее следует 9-й час с его междочасием. Затем вечерня, в которую входит 103 псалом; так называемый предначинательный; 140, 141, 129, 116 псалмы под общим названием «Господи воззвах...»

Конец имеет киноварные пометки «на 10», «на 8»; «на 6», «на 4» это значит, что в зависимости от праздника к этим стихам прибавляется определенное количество стихир. Далее идет: «Свете Тихий... «, «Аллилуия « со стихами для Великого поста и вседневные прокимны вечерни со стихами по седмичному кругу. Затем молитва: «Сподоби Господи...»; которая читается на каждой вечерне. После всех песнопений имеются стихи к стиховным стихирам вседневной вечерни: «К тебе возведох очи мои...», «Помилуй нас, Господи», .. Затем следует: «Ныне отпущаеши...», «Богородице Дево, радуйся» и чин великопостного окончания вечерни. За чинопоследованием вечерни читаются молитвы, произносимые до и после вечерней трапезы. Далее помещено чинопоследование великого повечерия, Оно отправляется накануне праздников Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, а также в Великом посту с понедельника по пятницу включительно. За ним следует малое повечерие, которое по Уставу положено совершать после вечерней трапезы ежедневно в течение года, в дни, когда не положено совершать великого повечерия.

В конце Часослова помещается уставная статья «О знамениях Владычних и Богородичных праздников, и святых», Окончание «Учебного Часослова» гораздо обширнее. Там помещаются еще тропари и кондаки воскресных, двунадесятых праздников великих святых и др.; в Следованной Псалтири они находятся в конце Месяцеслова.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu