Православные храмы

Храм равноапостольного князя Владимира (в Верховной Раде)

Храм при Парламенте нашего государства оборудован в одной из комнат -…

Храм архистратига Михаила (на территории областного госпиталя ГУ МВД)

15 июня 2011 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви…

Храм преподобного Симеона Столпника (в Петропавловской Борщаговке)

Время возникновения Петропавловского монастыря на Борщаговке не…

Публикации

Крест, или Противостояние правды и силы

Этот крест появился под стенами Верховной Рады более полугода назад. Ровно…

Европа хочет снова поверить в Бога

На Мальте состоялась конференция “Религия и образование: возможность развития…

“Село на нашій Україні...” (роздуми про Шевченка та сучасне село)

Є на Київщині село Липовець. Як їхати по трасі в напрямку Черкас, недалеко за…

Kitaevskij_1По лаврскому преданию, основателем обители считается св. блгв. кн. Андрей Боголюбский (†1174, пам. 4/17 июля), получившего прозвание Китай. Другое толкование названия связано с находившимся здесь древнерусским укрепленным городищем — южным форпостом Киева (тюркское слово «китай» означает укрепление, крепость).

Принято считать, что скит возле древних Китаевских пещер возник в XVII в. Однако засвидетельствованная документами история обители начинается с 1716 г., когда на средства Дмитрия Голицына здесь построены деревянная церковь в честь св.Сергия Радонежского, трапезная и келии. Новую трапезную, тоже деревянную, с церковью в честь Трех российских святителей — Петра, Алексия и Ионы — была сооружена на пожертвования императрицы Елизаветы Петровны, посетившей пустынь в 1744 г. После пожара 1757 г. Синод дал разрешение на сооружение новой, кирпичной Троицкой церкви, которая была освящена в 1767 г. В 1830-х годах была построена 45-метровая колокольня, трапезная с церквями Двенадцати апостолов и Трех российских святителей (деревянная церковь была перенесена в Голосеевскую пустынь), келии, дом настоятеля, хозяйственные сооружения. По проектам Павла Спарро были построены братский корпус ("старый дом", 1843-44), кирпичная ограда с экономическими воротами (1851—52). После того, как к этим сооружениям добавились три келейных корпуса и баня (1870-е годы) и двухэтажный "новый дом" для престарелых священнослужителей (1894, инженер О.П.Середа), подворье получило форму шестиугольника, окруженного со всех сторон зданиями.

Многие китаевские старцы-монахи отличались подвижничеством. Некоторые из них выбирали юродство, другие — затворничество. Поэтому еще с XVIII в. Китаево приобрело славу киевского Афона, стало местом паломничества, разрешение на посещение которого давала Лавра. Каждый старец был духовником, имел много духовных чад из мирян и духовных лиц, посещавших его здесь беспрепятственно. Самыми известными из китаевских старцев были Досифей (после смерти которого выяснилось, что на самом деле это женщина) и Феофил.

Пустынь выполняла роль сельскохозяйственной "экономии", а также служила Лавре кладбищем. Во второй половине XIX в. было основано отдельное хозяйственное подворье, где были построены старый и новый корпуса богадельни (1867, 1871), жилой корпус (архитектор Владимир Николаев, 1898). К новому корпусу в 1904 г. пристроена церковь св.Серафима Саровского. С 1898 г. действовал лаврский свечной завод.

В 1920-е годы храмы продолжали действовать, но сама пустынь монахам уже не принадлежала: в келиях разместилась детская колония, часть сооружений использовалась сельскохозяйственными заведениями. В 1930 г. пустынь была окончательно ликвидирована, территория и здания переданы Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства (с 1954 г. — Украинский НИИ садоводства). Колокольню разобрали в 1932 г., другие сооружения сильно пострадали во время Второй мировой войны. После войны в пустыни размещались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений.

В 1978-81 гг. проходила реставрация экстерьера Троицкого храма архитекторами В.Безякиным, Р.Быковой и Г.Максимовой.

В 1990 году в день праздника Святой Троицы состоялось первое богослужение в храме преподобного Серафима Саровского. Этот день смело можно считать началом возрождения Китаевской пустыни. В этом году состоялась расчистка подземной церкви и благословение престола во имя прп. Досифеи.

Kitaevskij_2После реставрации Свято-Троицкая церковь как приходская была передана УПЦ (1992) вместе с отремонтированной трапезной с келиями.

В 1994 г. возродилась монастырская жизнь. Первым начальником восстановленного скита стал архимандрит Пафнутий (Россоха, в схиме Феофил; 1929—1996). После археологических исследований 1993–94 гг. были обустроены пещеры, где освящен храм в честь св. Досифея.

С 1996 г. обитель имеет статус самостоятельного монастыря, ее возглавляет архимандрит Прохор (Костюченко).

Свято-Троицкий приходской храм в 2009 году был возвращен монастырю и 27 декабря этого года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил освящение престола Свято-Троицкого храма.

24 мая 2012 года, в день Вознесения Господня, Предстоятель Украинской Православной Церкви посетил Свято-Троицкий мужской монастырь города Киева Китаеву пустынь, где после обновления освятил престол соборного Свято-Троицкого храма и совершил Божественную литургию. Ему сослужили: наместник Пантелеимоновского женского монастрыря архиепископ Яготинский Серафим, наместник Свято-Троицкого Ионинского мужского монастыряепископ Обуховский Иона, наместник Свято-Покровского мужского монастыря г. Киева (Голосеевская пустынь) архимандрит Исаакий (Андроник), наместник Китаевской пустыни архимандрит Прохор (Костюченко) и духовенство обители.

6 июля 2013 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир освятил возрожденный монастырский храм во имя преподобного Серафима Саровского. Его Блаженству сослужили: митрополит Бориспольский Антоний, архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, епископ Макаровский Иларий, епископ Ирпенский Климент, епископ Бородянский Варсонофий, наместник монастыря архимандрит Прохор (Костюченко) и братия монастыря в священном сане.

Храмовые праздники: День Святой Троицы.

Монастырские храмы: Свято-Троицкий храм (день Святой Троицы); в память Собора Двенадцати Апостолов (30 июня/13 июля); в честь прп. Серафима Саровского (пам. 2/15 января и 19 июля/1 августа); пещерный храм в честь Собора Пресвятой Богородицы (26 декабря/8 января).

Святыни: Мощи прп. Феофила, Христа ради юродивого — в Свято-Троицком приходском храме. Мощи прп. Досифеи — под спудом у северной стены того же храма. Ковчежец с частицами мощей многих святых. Иконы с частицами мощей прп. Серафима Саровского, мч. Трифона, блгв. кн Даниила Московского. Чтимая Ватопедская икона Божией Матери «Закланная».

Наместник — архимандрит Прохор (Костюченко).

Богослужение ежедневное: Вечернее: 16.00, по окончании — Крестный ход с Ватопедской иконой Богородицы. Полунощница: 6.00 (во время Великого поста — 5.00). По окончании — Литургия. Акафист перед Литургией: среда — прп. Досифее или прп. Феофилу попеременно, четверг — свт. Николаю, суббота — Богородице, в пещерном храме. Акафист после Литургии: воскресенье — прп. Серафиму Саровскому.

Молебен о недужных: суббота, 9.00 (в храме Двенадцати Апостолов).

Адрес: 03083 ул. Китаевская, 15. Тел. 527‑97‑79, факс 527‑97‑85.

Проезд: от М «Демеевская» — авт. 52 до ост. «Школа»; авт. 20 до ост. «Ул. Китаевская»; от М «Выдубичи» — авт. 43, 265 до ост. «Проспект Науки»; эл/поездом Трипольского направления до ост. платф. «Проспект Науки».

Сайт: kitaevo.kiev.ua

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua