Православные храмы

Колокольня Вознесенского Флоровского монастыря

Составная часть монастырского ансамбля XVIII—XIX вв. (ул.…

Храм Рождества Иоанна Предтечи (на Зверинецком кладбище)

На Зверинце существовало 2 кладбища: Зверинецкое кладбище…

Храм святителя Луки Крымского (при Центре эндокринной хирургии)

19 ноября 2013 года по благословению Блаженнейшего Мирополита…
Публикации

Столичным градостроительным советом принят проект кафедрального собора УПЦ

19 июня на выездном заседании Киевского архитектурно-градостроительного совета…

“Церковь всегда подвластна только ее Главе — Христу”. Раскол 1992 года: комментарии очевидцев

О филаретовском расколе, его причинах и последствиях написано и сказано уже…

Биография почившего патриарха Алексия II, Предстоятеля Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Алексий (в миру Алексей Михайлович Ридигер) родился 23…

16 апреля ст.ст. / 29 апреля н.ст.

Великая Пятница. Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии.

Утреня с последованием Страстей Господа нашего Иисуса Христа совершается обычно в Великий Четверток вечером. По Уставу она должна начинаться во 2-м часу ночи, т. е., по нашему счету, в 8-м часу вечера.
Иерей — возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш». Иерей: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов — обычное каждение).
Шестопсалмие. Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й («От нощи утренюет…»), и тропарь, глас тот же: «Егда славнии ученицы…». «Слава» — тот же, «И ныне» — тот же.
Примечание. «По тропаре же входит настоятель со диаконом во святый олтарь, и облачася во священные одежды, кадит святую трапезу крестообразно, и весь святый олтарь, и лики, и братию по чину» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и Спасительных Страстей….», «Во Святый и Великий Пяток утра»).
Церковный Устав указывает читать Евангелия Святых Страстей в алтаре (причем Евангелие остается на престоле), но уже твердо установился обычай читать их на середине храма. В начале пения тропаря отверзаются Царские врата, и предстоятель в фелони износит Евангелие на середину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Свечи по прочтении каждого Евангелия погашаются и возжигаются к началу следующего Евангелия. Далее, во время продолжающегося пения тропаря, предстоятель совершает полное каждение всего храма. По окончании тропаря и каждения — малая ектения, возглас: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство…». Потом: «И о сподобитися нам…», «Премудрость, прости…», «Мир всем» и прочее по обычаю.
Примечание. Перед чтением каждого Евангелия ударяют в большой колокол в соответствии со счетом чтений (1 раз — перед первым, 2 раза — перед вторым и т. д.). По окончании 12-го Евангелия — краткий трезвон.
Перед чтением Евангелия, по традиции, певцы поют: «Слава Страстем Твоим, Господи» (хотя Типикон не дает такого указания).
По прочтении Евангелия певцы: «Слава долготерпению Твоему, Господи» (этот припев указывается Типиконом).
После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого ныне события. Если будет затруднительно все их пропеть, то необходимо прочитать, причем каждый тропарь этих антифонов поется или читается дважды; особенность такого исполнения специально оговорена Уставом (см. Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей Гос­пода нашего Иисуса Христа», «Во Святый и Великий Пяток утра»).
После 3-го, 6-го, 9-го, 12-го и 15-го антифонов следуют малые ектении, затем поются седальны, во время которых совершаются малые каждения (начиная с Евангелия, лежащего на аналое). Типикон же предписывает диакону или иерею кадить только святую трапезу, т. е. престол, но так бывает лишь в тех случаях, когда Евангелие читается не на середине храма, как ныне, а в алтаре. После того, как седален будет пропет, поется: «Слава», и конец седальна, затем: «И ныне», и весь седален вторично.
1-е Евангелие — Ин., зач. 46. Антифоны 1-й, 2-й, 3-й. Возглас по ектении: «Яко подобает Тебе…». Седален, глас 7-й: «На вечери ученики питая…».
Примечание. «Чтет же сие 1-е Евангелие настоятель, прочия же — иереи, един по единому кийждо» (см. Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток утра»). О 12-м Евангелии Типикон также говорит, что его читает настоятель.
2-е Евангелие — Ин., зач. 58. Антифоны 4-й, 5-й, 6-й. Возглас: «Яко благословися и прославися всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа…». Седален, глас 7-й: «Кий Тя образ…».
3-е Евангелие — Мф., зач. 109. Антифоны 7-й, 8-й, 9-й. Возглас: «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем…». Седален, глас 8-й: «О, како Иуда…».
4-е Евангелие — Ин., зач. 59. Антифоны 10-й, 11-й, 12-й. Возглас: «Буди держава Царствия Твоего…». Седален, глас 8-й: «Егда предстал еси…».
5-е Евангелие — Мф., зач. 111. Антифоны 13-й, 14-й, 15-й. Возглас: «Яко благословися всесвятое имя Твое и прославися Царство Твое…». Седален, глас 4-й: «Искупил ны еси…».
6-е Евангелие — Мк., зач. 67.
По 6-м Евангелии — поются блаженны Триоди (с тропарями). На блаженнах — малое каждение. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя…». «Вонмем». «Премудрость». Прокимен, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий»; стих: «Боже, Боже Мой, вонми Ми! Вскую оставил Мя еси?».
7-е Евангелие — Мф., зач. 113.
Псалом 50-й.
8-е Евангелие — Лк., зач. 111.
Трипеснец, глас 6-й, ирмос дважды, тропари на 12, с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Катавасия — тот же ирмос.
По 5-й песни — ектения малая. Возглас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ради Распятаго…», и икос, глас тот же: «Своего Агнца…».
«Честнейшую» не поем. На 9-й песни — каждение (начинается, как обычно, в алтаре в конце 8-й песни канона и заканчивается у престола).
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят…». Ексапостиларий: «Разбойника благоразумнаго…», «Слава» — тот же, «И ныне» — тот же.
9-е Евангелие — Ин., зач. 61.
Хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 3-й — 4 (первая стихира дважды). «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Совлекоша с Мене ризы Моя…», «И ныне» — Триоди, глас тот же: «Плещи Моя дах на раны…».
10-е Евангелие — Мк., зач. 69.
Возглашается «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится) и вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю…», возглас: «Яко Бог милости…» и обычная молитва главопреклонения (с возгласом: «Твое бо есть…»).
11-е Евангелие — Ин., зач. 62.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й (с их припевами). «Слава» — Триоди, глас 8-й: «Господи, восходящу Ти на Крест…», «И ныне» — Триоди, глас 6-й: «Уже омакается трость…».
12-е Евангелие — Мф., зач. 114.
Иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата затворяются.
Чтец: «Благо есть» (единожды). Трисвятое по «Отче наш». Певцы: тропарь, глас 4-й: «Искупил ны еси от клятвы законныя…». Ектения: «Помилуй нас, Боже…». Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Певцы: «Аминь». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Аминь», «Утверди, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (святые храма и дня не поминаются). Поются многолетны.
1-й час к утрени не присоединяется, так как входит в службу часов Великого Пятка и изобразительных.

В Великий Пяток царские часы (см. в Постной Триоди на ряду) и изобразительны совершаются по тому же чину, что и в навечерия Рождества Христова и Богоявления.
Примечание. По Уставу, царские часы начинаются «при часе 2-м дне», т. е. по-нашему — около 8-ми часов утра (см. Типикон, гл. 49, «Последование часов Великого Пятка»).
На царских часах полагаются особые псалмы, паримии, Апостолы и Евангелия. На часах конечный возглас иерея — «Боже, ущедри ны…».
Окончание изобразительных: блаженны скоро, без пения. «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный поет Тя…», «Приступите к Нему…», «Лик Небесный поет Тя…». «Слава» — «Лик святых Ангел…», «И ныне» — Символ веры. «Ослаби, остави…». «Отче наш». Возглас: «Яко Твое есть Царство…». «Аминь». Кондак: «Нас ради Распятаго…», «Господи, помилуй» (40), «Всесвятая Троице…», «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й: «Благословлю Господа…». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Иже нас ради человек и нашего ради спасения страшныя Страсти, и Животворящий Крест, и вольное погребение Плотию изволивый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Поются многолетны.
Литургию в Великий Пяток совершать не положено.
Примечание. «Подобает же и сие ведати, яко прияхом в Палестине, в сей день Великаго Пятка, не творити Преждеосвященную, ниже паки совершенную Литургию, но ниже трапезу поставляем, ниже ядим в сей день Распятия. Аще же кто будет многонемощен или престарелся, и не могий пребыти постен, дается ему хлеб и вода, по захождении солнца…» (Типикон, гл. 49, «Последование часов Святаго Великаго Пятка»).

Вечерня Великого пятка.
Вечерня совершается обычно во второй половине дня.
Примечание. По Уставу, вечерня начинается «при часе 10-м дне», т. е., по-нашему — около 4-х часов пополудни (см. Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Пяток вечера»).
До начала вечерни святая Плащаница с изображением положения Господа во гроб полагается на святом престоле на место Евангелия, а само Евангелие поставляется горе престола, как на Литургии. Плащаница полагается так, чтобы Глава Спасителя была к северной стороне. Если есть живые цветы, то на Плащаницу возлагают венок из таких цветов, и если есть благовонное масло или розовая вода, то ими намащают Плащаницу. Возлагать на Плащаницу венки из искусственных цветов, намащать ее духами или одеколоном, изготовленным на спирту, не следует. Закрывать лик Спасителя на Плащанице покровцом также не следует. На Плащаницу полагается требное Евангелие (желательно небольшого размера). На середине храма устанавливается специальная подставка (в виде гробницы) или столец для Плащаницы.
Служащий иерей, а при соборном служении один предстоятель, облачается во все священнические одежды ради выноса Плащаницы (предстоятель может облачиться на стиховных стихирах или во время чтения паримий).
Возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный», Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся» (трижды), и читается предначинательный псалом: «Благослови, душе моя, Господа…» (священник читает светильничные молитвы на амвоне). Великая ектения. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» — стихиры Триоди (глас 1-й, глас 2-й и глас 6-й) — 6 (первая стихира дважды). «Слава» — Триоди, глас 6-й: «О како беззаконное сонмище…», «И ныне» — Триоди, глас тот же: «Страшное и преславное таинство…».
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий»; стих: «Боже, Боже мой, вонми Ми! Вскую оставил Мя еси?».
После прокимна Царские врата затворяются. Читаются три паримии с прокимнами по чину.
По окончании 1-й паримии — прокимен, глас 4-й: «Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя»; стих: «Приими оружие и щит, и востани в помощь мою», и читается 2-я паримия.
По окончании 3-й паримии Царские врата отверзаются. «Вонмем», «Мир всем», и прочее как на Литургии. Прокимен, глас 6-й: «Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней»; стих: «Господи Боже, спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою».
Апостол — 1 Кор., зач. 125. Аллилуиарий, глас 1-й: «Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея»; стих: «Поношение чаяше душа моя и страсть»; стих: «Да помрачатся очи их, еже не видети».
Примечание. По обычаю, перед чтением Евангелия совершается каждение, как на полной Литургии.
Евангелие (составное) — Мф., зач. 110 (по обычаю Евангелие читается диаконом с амвона). После чтения Евангелия Царские врата затворяются.
Ектения: «Рцем вси…», «Сподоби, Господи…». Ектения: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й — 4 (со своими припевами: «Господь воцарися…», «Ибо утверди вселенную…», «Дому Твоему…»). «Слава, и ныне» — глас 5-й: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою…» (во время пения этой стихиры отверзаются Царские врата, и предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение вокруг престола с лежащей на нем Плащаницей).
«Ныне отпущаеши». Трисвятое по «Отче наш». Тропари, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…». «Слава, и ныне» — «Мироносицам женам…».
Во время пения тропарей предстоятель, сотворив три земных поклона, подъемлет с престола Плащаницу и через северные врата (в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом) износит ее на середину храма и полагает на уготованную гробницу. При соборном служении настоятель идет под Плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, Евангелие благоговейно несет в левой руке диакон, держа в правой кадило. Если нет диакона, священник благословляет кому-либо из благочестивых прихожан нести Евангелие обернутым в плат. Евангелие в этих случаях несут впереди Плащаницы.
Затем Евангелие полагается на Плащаницу.
Далее совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы, после чего священнослужители совершают поклонение и целование святыни.
По тропарях — «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице…». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения страшныя Страсти, и Животворящий Крест, и вольное погребение Плотию изволивый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Певцы — многолетны. По обычаю, после отпуста произносится проповедь.
Затем сразу — малое повечерие. На повечерии — канон о распятии Господнем и на плач Пре­святой Богородицы, глас 6-й (ирмос дважды, тропари на 4). Канон следует читать самому настоятелю перед Плащаницей.
После каждой песни катавасия — тот же ирмос.
По 6-й песни — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ради Распятаго…», и икос, глас тот же: «Своего Агнца…».
По «Отче наш» — кондак Триоди: «Нас ради Распятаго…», и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог…».
И совершается целование Плащаницы народом. Во время целования принято петь стихиру, глас 5-й: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…».
Помазания елеем (и благословения) не бывает.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu