Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (в 17‑й больнице)

Территория, занимаемая 17‑й больницей, до революции принадлежала…

Храм равноапостольного великого князя Владимира (в 18‑й больнице, на бульваре Шевченко)

Киевский Императорский Университет св. Владимира (современное…
Публикации

Светильник пустыни. К 1160-летию со дня кончины прп. Иоанникия Великого

Во Всехсвятском храме Киево-Печерской Лавры, с левой стороны, в мраморном киоте…

“Со святыми упокой, Христе...”

Учение Православной Церкви говорит нам о том, что смерть человека не является…

15 апреля ст.ст. / 28 апреля н.ст.

Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери. Апп. Аристарха, Пуда и Трофима.

Утреня. Пение «по-красному», великопостный распев заканчивается.
Примечание. По Уставу, утреня начинается «в 7-й час нощи», т. е., по-нашему — около первого часа ночи (см. Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток»).
Иерей — возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш». Иерей: «Яко Твое есть Царство». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов — обычное каждение).
Шестопсалмие. Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й. Тропарь, глас тот же: «Егда славнии ученицы…». «Слава» — тот же тропарь, «И ныне» — тот же. Кафизм нет.
Во время пения тропаря отверзаются Царские врата и священник совершает каждение всего храма. Далее диакон возглашает: «И о сподобитися нам слышанию…». Евангелие — Лк., зач. 108, от полу: «Приближашеся праздник опреснок…» (конец в зач. 109: «По Немже идоша ученицы Его»).
Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не читается, но сразу канон, глас 6-й, творение св. Космы Маюмского: «Сеченое сечется…» (ирмос дважды, тропари на 6), с припевами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (библейские песни не стихословятся). По каждой песни катавасия — ирмос канона.
По 3-й песни — малая ектения, седален Триоди, глас 1-й: «Езера и источники…». «Слава» — ин седален, глас 3-й: «Смиряяся за благоутробие…», «И ныне» — ин седален, глас 4-й: «Ядый, Владыко…».
По 6-й песни — малая ектения, кондак Триоди, глас 2-й: «Хлеб прием…», и икос, глас тот же: «Тайной трапезе…».
На 9-й песни — каждение. («Честнейшую» и «Достойно есть» не поем.) Малая ектения. Ексапостиларий: «Чертог Твой…». «Слава» — тот же, «И ныне» — тот же.
Хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 2-й — 4. «Слава, и ныне» — Триоди, глас тот же: «Егоже проповеда Агнца Исаиа…».
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится) и вседневное славословие. Ектения просительная: «Исполним утренюю…», возглас: «Яко Бог милости…», и обычная молитва главопреклонения (с возгласом: «Твое бо есть…»).
Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й (с особыми припевами). «Слава» — Триоди, глас тот же: «Нрав твой льсти…», «И ныне» — Триоди, глас 5-й: «Тайноводствуя Твоя, Господи, ученики…».
«Благо есть» (единожды). По Трисвятом тропарь, глас 8-й: «Егда славнии ученицы…». Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…». Возглас: «Яко Милостив…». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже», и сразу читается 1-й час.
На 1-м часе тропарь: «Егда славнии ученицы…». После Богородична: «Что Тя наречем…» — тропарь пророчества, глас 3-й: «Заушенный за род человеческий…», «Слава, и ныне» — тот же тропарь. 1-й прокимен, глас 1-й: «Да разумеют языцы, яко имя Тебе Господь»; стих: «Боже, кто уподобится Тебе?», и паримия Триоди (Иеремии). Затем 2-й прокимен, глас 8-й: «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему»; стих: «Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его». Далее чтец: «Стопы моя…» (без пения и повторений) и т. д. По Трисвятом — кондак Триоди: «Хлеб прием…», и прочее по обычаю (но не как в Великий пост). Отпуст: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (святые храма и дня не поминаются).
Примечание. «Подобает ведати, яко лития за упокой в притворе не бывает до Недели Фомины» (Типикон, «Великий четверток», 1-е «зри»). Соответственно этому указанию Типикона, во все последующие дни Страстной и Пасхальной седмиц не должно произносить заупокойных ектений и совершать какие-либо поминовения усопших, кроме тайного на проскомидии и на Литургии по освящении Даров. Не совершаются ни панихиды, ни литии.
При соборном служении входные молитвы священнослужители творят на молитве 9-го часа, а проскомидию — во время пения «Господи, воззвах». Проскомидия может быть начата заранее, если будет много поминаний, но покровение и каждение совершаются в этом месте.
Часы 3-й, 6-й и 9-й — без кафизм. На часах — тропарь: «Егда славнии ученицы…», и кондак: «Хлеб прием…». Присоединяется, как обычно, последование изобразительных. Блаженны скоро, без пения. «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный поет Тя…», «Приступите к Нему…», «Лик Небесный поет Тя…». «Слава» — «Лик святых Ангел…», «И ныне» — «Ослаби, остави…», «Отче наш», после возгласа — кондак: «Хлеб прием…», «Господи, помилуй» (40) и молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…». Иерей: «Пресвятая Богородице…». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый.

Литургия свт. Василия Великого начинается вечерней.
Примечание. По Уставу, вечерня с Литургией свт. Василия Великого начинается «в 8-й час дне», т. е., по-нашему — около 2-х часов пополудни (см. Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).
Возглас: «Благословенно Царство…». Обычное начало (с «Царю Небесный…»), псалом 103-й (священник читает светильничные молитвы на амвоне). Великая ектения. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» — стихиры Триоди, глас 2-й — 10 (каждая стихира — дважды; см. в стихирах на хвалитех). «Слава, и ныне» — Триоди, глас 6-й: «Рождение ехиднов воистину Иуда…». В это время заканчивается чин проскомидии, на котором приготовляются два Агнца: один для данной Литургии, а другой — для приготовления запасных Святых Даров на весь год.
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». 1-й прокимен Триоди, глас 1-й: «Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя»; стих: «Иже помыслиша неправду в сердце весь день», и читается 1-я паримия (Исхода). 2-й прокимен, глас 7-й: «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя»; стих: «Избави мя от делающих беззаконие», и читаются оставшиеся две паримии (Иова и Исаии). Малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш…». Трисвятое. Прокимен, глас 7-й: «Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его»; стих: «Вcкую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным». Апостол — 1 Кор., зач. 149. Аллилуиарий, глас 6-й: «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь»; стих: «Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет имя его?»; стих: «Ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание». Евангелие (составное) — Мф., зач. 107: «Рече Господь Своим учеником: весте, яко по двою дню Пасха будет…».
Далее по чину Литургия свт. Василия Великого.
Вместо Херувимской песни — «Вечери Твоея Тайныя…» (трижды): дважды до перенесения Святых Даров (без «Аллилуиа»), третий раз — после перенесения Даров (с «Аллилуиа»).
Задостойник — ирмос 9-й песни Великого Четвертка: «Странствия Владычня…».
Вместо причастна, во время причащения и вместо «Да исполнятся…» — «Вечери Твоея Тайныя…», «Аллилуиа» (трижды).
Отпуст: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесарии Капподокийския, преподобных и богоносных отец и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (святые дня и храма не поминаются).
Примечание. «Таже входим в трапезу и ядим варение с елеем. Пием же и вино, и ино сухоядение, занеже поется “Аллилуиа”. Студийския же обители Типик повелевает в Великий Святый Четверток ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино. Святыя же Горы Типик повелевает во Святый Великий Четверток ясти варения два с елеем и вина по три чаши. И сия вся како разсудит настоятель, зря свою о Христе братию произволяющу к душеспасительной пользе» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).
В четверг вечером служится малое повечерие. На нем трипеснец Великого Пятка, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 5-я, 8-я и 9-я). Ирмос дважды; тропари, сколько их есть. В конце каждой песни — ирмос на катавасию.
По Трисвятом кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ради Распятаго…» (см. на утрене Великого Пятка), и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый.
Примечание. Ради умилительного трипеснца это повечерие не следует опускать и в том случае, когда последование Святых Страстей совершается в четверток вечером.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu