Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Первым храмом общины является храм святителя Петра (Могилы),…

Храм благоверного князя Олега Брянского (на Дарнице)

Строительство храма началось в августе 2009 г. Первую Литургию в нем…

Храм преподобного Агапита Печерского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию служили на Пасху 1998 г. Храм размещался в…

Публикации

Доброты, внимания и любви хватит на всех

В мире тяжело без мамы. Это Людмила знает точно. Ее мама ушла из жизни, когда…

Я был в секте (Взгляд изнутри)

Мой жизненный путь начался в маленьком поселке Мурманской области. Церкви у нас…

Пасхальное Чудо

Мы все, наверное, помним выражение: Бога не может вместить целый мир, но в то…

Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери. Апп. Аристарха, Пуда и Трофима.

Утреня. Пение «по-красному», великопостный распев заканчивается.
Примечание. По Уставу, утреня начинается «в 7-й час нощи», т. е., по-нашему — около первого часа ночи (см. Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток»).
Иерей — возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш». Иерей: «Яко Твое есть Царство». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов — обычное каждение).
Шестопсалмие. Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й. Тропарь, глас тот же: «Егда славнии ученицы…». «Слава» — тот же тропарь, «И ныне» — тот же. Кафизм нет.
Во время пения тропаря отверзаются Царские врата и священник совершает каждение всего храма. Далее диакон возглашает: «И о сподобитися нам слышанию…». Евангелие — Лк., зач. 108, от полу: «Приближашеся праздник опреснок…» (конец в зач. 109: «По Немже идоша ученицы Его»).
Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не читается, но сразу канон, глас 6-й, творение св. Космы Маюмского: «Сеченое сечется…» (ирмос дважды, тропари на 6), с припевами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (библейские песни не стихословятся). По каждой песни катавасия — ирмос канона.
По 3-й песни — малая ектения, седален Триоди, глас 1-й: «Езера и источники…». «Слава» — ин седален, глас 3-й: «Смиряяся за благоутробие…», «И ныне» — ин седален, глас 4-й: «Ядый, Владыко…».
По 6-й песни — малая ектения, кондак Триоди, глас 2-й: «Хлеб прием…», и икос, глас тот же: «Тайной трапезе…».
На 9-й песни — каждение. («Честнейшую» и «Достойно есть» не поем.) Малая ектения. Ексапостиларий: «Чертог Твой…». «Слава» — тот же, «И ныне» — тот же.
Хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 2-й — 4. «Слава, и ныне» — Триоди, глас тот же: «Егоже проповеда Агнца Исаиа…».
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится) и вседневное славословие. Ектения просительная: «Исполним утренюю…», возглас: «Яко Бог милости…», и обычная молитва главопреклонения (с возгласом: «Твое бо есть…»).
Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й (с особыми припевами). «Слава» — Триоди, глас тот же: «Нрав твой льсти…», «И ныне» — Триоди, глас 5-й: «Тайноводствуя Твоя, Господи, ученики…».
«Благо есть» (единожды). По Трисвятом тропарь, глас 8-й: «Егда славнии ученицы…». Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…». Возглас: «Яко Милостив…». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже», и сразу читается 1-й час.
На 1-м часе тропарь: «Егда славнии ученицы…». После Богородична: «Что Тя наречем…» — тропарь пророчества, глас 3-й: «Заушенный за род человеческий…», «Слава, и ныне» — тот же тропарь. 1-й прокимен, глас 1-й: «Да разумеют языцы, яко имя Тебе Господь»; стих: «Боже, кто уподобится Тебе?», и паримия Триоди (Иеремии). Затем 2-й прокимен, глас 8-й: «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему»; стих: «Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его». Далее чтец: «Стопы моя…» (без пения и повторений) и т. д. По Трисвятом — кондак Триоди: «Хлеб прием…», и прочее по обычаю (но не как в Великий пост). Отпуст: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (святые храма и дня не поминаются).
Примечание. «Подобает ведати, яко лития за упокой в притворе не бывает до Недели Фомины» (Типикон, «Великий четверток», 1-е «зри»). Соответственно этому указанию Типикона, во все последующие дни Страстной и Пасхальной седмиц не должно произносить заупокойных ектений и совершать какие-либо поминовения усопших, кроме тайного на проскомидии и на Литургии по освящении Даров. Не совершаются ни панихиды, ни литии.
При соборном служении входные молитвы священнослужители творят на молитве 9-го часа, а проскомидию — во время пения «Господи, воззвах». Проскомидия может быть начата заранее, если будет много поминаний, но покровение и каждение совершаются в этом месте.
Часы 3-й, 6-й и 9-й — без кафизм. На часах — тропарь: «Егда славнии ученицы…», и кондак: «Хлеб прием…». Присоединяется, как обычно, последование изобразительных. Блаженны скоро, без пения. «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный поет Тя…», «Приступите к Нему…», «Лик Небесный поет Тя…». «Слава» — «Лик святых Ангел…», «И ныне» — «Ослаби, остави…», «Отче наш», после возгласа — кондак: «Хлеб прием…», «Господи, помилуй» (40) и молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…». Иерей: «Пресвятая Богородице…». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый.

Литургия свт. Василия Великого начинается вечерней.
Примечание. По Уставу, вечерня с Литургией свт. Василия Великого начинается «в 8-й час дне», т. е., по-нашему — около 2-х часов пополудни (см. Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).
Возглас: «Благословенно Царство…». Обычное начало (с «Царю Небесный…»), псалом 103-й (священник читает светильничные молитвы на амвоне). Великая ектения. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» — стихиры Триоди, глас 2-й — 10 (каждая стихира — дважды; см. в стихирах на хвалитех). «Слава, и ныне» — Триоди, глас 6-й: «Рождение ехиднов воистину Иуда…». В это время заканчивается чин проскомидии, на котором приготовляются два Агнца: один для данной Литургии, а другой — для приготовления запасных Святых Даров на весь год.
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». 1-й прокимен Триоди, глас 1-й: «Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя»; стих: «Иже помыслиша неправду в сердце весь день», и читается 1-я паримия (Исхода). 2-й прокимен, глас 7-й: «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя»; стих: «Избави мя от делающих беззаконие», и читаются оставшиеся две паримии (Иова и Исаии). Малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш…». Трисвятое. Прокимен, глас 7-й: «Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его»; стих: «Вcкую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным». Апостол — 1 Кор., зач. 149. Аллилуиарий, глас 6-й: «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь»; стих: «Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет имя его?»; стих: «Ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание». Евангелие (составное) — Мф., зач. 107: «Рече Господь Своим учеником: весте, яко по двою дню Пасха будет…».
Далее по чину Литургия свт. Василия Великого.
Вместо Херувимской песни — «Вечери Твоея Тайныя…» (трижды): дважды до перенесения Святых Даров (без «Аллилуиа»), третий раз — после перенесения Даров (с «Аллилуиа»).
Задостойник — ирмос 9-й песни Великого Четвертка: «Странствия Владычня…».
Вместо причастна, во время причащения и вместо «Да исполнятся…» — «Вечери Твоея Тайныя…», «Аллилуиа» (трижды).
Отпуст: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесарии Капподокийския, преподобных и богоносных отец и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (святые дня и храма не поминаются).
Примечание. «Таже входим в трапезу и ядим варение с елеем. Пием же и вино, и ино сухоядение, занеже поется “Аллилуиа”. Студийския же обители Типик повелевает в Великий Святый Четверток ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино. Святыя же Горы Типик повелевает во Святый Великий Четверток ясти варения два с елеем и вина по три чаши. И сия вся како разсудит настоятель, зря свою о Христе братию произволяющу к душеспасительной пользе» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).
В четверг вечером служится малое повечерие. На нем трипеснец Великого Пятка, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 5-я, 8-я и 9-я). Ирмос дважды; тропари, сколько их есть. В конце каждой песни — ирмос на катавасию.
По Трисвятом кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ради Распятаго…» (см. на утрене Великого Пятка), и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый.
Примечание. Ради умилительного трипеснца это повечерие не следует опускать и в том случае, когда последование Святых Страстей совершается в четверток вечером.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me