Православные храмы

Храм великомученика Пантелеимона (в центре микрохирургии глаза, в Медгородке)

Приход вмч. Пантелеимона УПЦ был зарегистрирован 22 февраля/6 марта…

Храм блаженной Ксении Петербургской (на Святошинском кладбище)

Святошинское кладбище примечательно тем, что здесь покоятся Христа…

Храм Рождества Христова (на Оболони)

Строительство храма началось в 2006 г. 5 октября 2007 года,…
Публикации

Святой великомученик Димитрий Солунский

Родители святого Димитрия были тайными христианами. Так же тайно они крестили…

Вплив харизматичних “церков” на наші школи

У сучасному суспільстві в період демократизації посилилися тенденції пошуку…

Примирить человека с Богом

Интервью с Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины,…

Способ созыва верующих к богослужению (о колокольном звоне)

В Православной Церкви верующие созываются к богослужению посредством звона колокола. Колокола составляют одну из принадлежностей христианского храма. Колокольный звон в церквах имеет свой глубокий смысл и значение. Он не предмет роскоши и эстетического удовольствия. Церковный звон не только оповещает о времени богослужения, но и подготавливает христиан к богослужению. Звон производит на душу христианина благодатное действие; такое мнение является общепризнанным в Православной Церкви. Звон в известном смысле есть уже самое богослужение, совершаемое звуками музыки.

В ветхозаветной церкви иудеев созывали к богослужению посредством звуков серебряных труб; ветхозаветное богослужение, как известно, состояло преимущественно из музыки; и вот, как бы в воспоминание об этом, в знак неразрывной связи с ним новозаветного богослужения, более духовного и возвышенного, это последнее имеет свою священную музыку в колокольном звоне. Колокольный звон есть наиболее простой, строгий и безыскуственный род музыки.

Как и все церковные богослужения, церковный звон имеет свою историю. В первые века христианства, во времена гонений епископы созывали верующих к богослужению через специально посылаемых за ними лиц или же после каждого богослужения уславливались о месте и времени следующего богослужения. После прекращения гонений вошли в употребление различные способы созыва к богослужению. Например, в египетских монастырях братия созывались стуком в дверь кельи. Молоток для стука в дверь кельи (будильный молоток) самое древнее орудие созыва к богослужению (IV-V в.).

Позднее христиане стали созываться звуками трубы или рога, звуками «тока», «клепала»; «била» и «клепала» были распространены почти повсеместно. Било представляет собой деревянную, железную или медную доску изогнутой или прямой формы, по этой доске ударяют молотком, сделанным из такого же материала, как и доска. Била различают:

по материалу: деревянные, железные;

по величине: «великое», «малое» (или «бильце») и самые большие (праздничные), называемые «тяжкая»;

по способу употребления: ручные и подвесные.

Ручное било держат рукой или кладут на левое плечо серединою; подвесное вешают на цепи или веревке, продетой в середину била. В било ударяют молотком, в результате чего получается требуемый звук. Характерно, что если удар производится ближе или дальше от середины доски, получается звук разной высоты и образуется целая гамма тонов (особенно на металлическом било), благодаря чему звон в било получает вполне музыкальный характер. Сообразно с характером каждого била и звону усвояется различное символическое, внутреннее значение.

1) Ударение в «малое» било («бильце»), которое положено совершать перед малой вечерней, повечерием, полунощницей и часами, как малозвучное и глуховатое, означает голос древних пророков как бы сень и прообраз будущих событий.

2) Ударение в «великое било», которое положено совершать на праздничных утренях, дающее звонкий и далеко разносящийся по воздуху звук, знаменует апостольскую проповедь («во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их») проповедь Евангелия;

3) ударение в «тяжкая» напоминает нам о будущем суде и знаменует ту апостольскую трубу, которая созовет всех на всеобщий суд.

Колокола появились гораздо позже, чем «била» и «клепала». Впервые они стали входить в употребление как средство созыва христиан на богослужение на Западе, в одной из областей Италии-Кампании. Вначале они были небольших размеров и делались из меди или листового железа. С развитием литейного дела колокола с VII века стали лить из меди, иногда добавляя к ней серебро. На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали входить в употребление с IX века. На Руси колокола появились с принятием христианства. Они проникали сюда и из Византии; и с Запада. Об этом упоминает летопись с XI века (колокола военная добыча завоевателей). В ХIV веке летописи упоминаю о колоколах на Руси колокольнях Пскова и Новгорода и колокольных мастерах Москвы и Твери.

Уставное церковное название колокола «кампан», или «звон» «Звон» от русского слова «звонить», а «кампан» или от латинского слова CAMPUS «поле» (место их литья, поле место, где для путешествующих нет препятствий; тек и высокий удар медного колокола разносится всюду), или более вероятно от римской провинции Кампания, где, как уже сказано, впервые появились колокола.

Цель употребления колокольного звона: призывать верующих в храм на молитву и развешать тем, кто не присутствует за богослужением, о времени отправления богослужений, о важных моментах богослужения, а также выражать торжество Церкви. Сообразно с такими целями и назначением звона соответственно свойству и времени богослужения существуют различные способы звона. В основном различаются два вида звона: благовест и собственно звон.

Благовест звон, при котором ударяют в один колокол или в несколько колоколов, но не во все вместе, а по очереди в каждый колокол. Благовест называется так потому, что сообщает добрую весть о начале в храме Божием богослужения, и о том, что милосердие Божие еще долготерпит над нами, что Господь с высоты небес внимает нашим молитвам. Да и сам призыв верующих в храм есть добрая, радостная весть для благочестивого и доброго сердца. «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» (ПС. 121, 1)говорит пророк Давид. Так веселится и доброе сердце, слыша звон, призывающий в дом Господень.

Звон в собственном смысле слова бывает тогда, когда ударяют одновременно в несколько колоколов. Благовест различается следующих видов:

а) благовест в собственном смысле слова мерные, неторопливые удары в один колокол;

б) перезвон когда последовательно от большого колокола до малого ударяют по несколько раз в каждый из них; этот прием повторяется несколько раз;

в) перебор когда ударяют медленно в каждый колокол по порядку один раз, а затем делают одновременный удар во все колокола.

Звон, совершающийся в три приема, т.е. когда трижды повторяется музыкальный период гармонического сочетания, называется трезвоном. Трезвон может быть: а) «трезвон во вся» (35 гл. Типикона); б) «трезвон в двои», т.е. в два колокола (часы Великого Пятка).

Изучив детально смысл и назначение церковного звона, мы можем убедиться в великом значении этого явления в церковной жизни, христианин, услышав звон, невольно отрывает все мысли и помыслы от земли и уносит их в поднебесную высь, сердце его наполняется радостным, светлым чувством, как будто в него вливается небесная гармония, отголоски далекого рая.

И до сих пор, услышав церковный благовест, русский человек набожно крестится и вспоминает о Боге. В этом заключается огромное дневное и нравственное значение церковного звона: он не дает засыпать совести и душе, постоянно напоминая ей о бытии Божием, о вечной правде, о великой христианской любви. Не напрасно колокола называются благовестниками: действительно, их звон наполняет душу радостью и надеждой. На одном из колоколов имеется надпись: «Благовествуй миру радость велию». Таким образом, церковный звон глашатай Церкви, ее внешний голос, тогда как богослужение голос внутренний. Христианин, услышав звон, обязан перекреститься со словами: «Господи, помилуй' (трижды) или: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu