Православные храмы

Храм Феодоровской иконы Божией Матери (в НИИ нейрохирургии АМН)

С 1998 г. в НИИ нейрохирургии АМН совершалось чтение акафиста перед…

Храм Воскресения Словущего (на Байковом кладбище)

Храм-Часовня был заложен в сентябре 2007 г. В 2008 г. начато…

Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (на Соломенке)

5 ноября 2011 года, в Киевском скверике - на пересечении улиц…

Публикации

Церковь... в воде

Сидя в лодке, наблюдаю за солнечными лучами, которые золотят водную гладь.…

Связь и общение живых с умершими

Утешительное учение Православной Церкви о возможности для грешников, умерших с…

Мать и дитя. Социальное служение Православной Церкви

Не случай руководит миром, а Божий Промысл, который всегда непрестанно посылает…

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 3-й. Прп. Иакова.
Богослужение совершается по Октоиху и Триоди (служба прп. Иакову переносится на повечерие 20 марта).

9-й час и малая вечерня — по обычаю.
После 9-го часа и малой вечерни или непосредственно перед началом великой вечерни иерей входит в сосудохранительницу, берет Честное Древо Креста Господня, в преднесении кадила и при пении тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя…» переносит на престол и возжигает пред ним свечу.

На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 10: воскресные, глас 3-й — 6, Триоди, глас 5-й — 4. «Слава» — Триоди, глас 3-й: «Христе Боже наш…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Како не дивимся…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 5-й: «Зрящи Тя тварь вся…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 4-й: «Пособи́вый, Господи, кроткому Давиду…».
По Трисвятом — «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь Кресту, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» — тропарь Кресту, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.
Непорочны. «Ангельский собор». Ипакои, степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное — 11-е (читается в алтаре). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» — Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…». (Помазание елеем совершается после выноса Креста.)
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмос единожды), Богородице на 2 и Триоди на 8.
Библейские песни: «Поем Господеви…».
Примечание. В тех храмах, где библейские песни не стихословятся, припев к тропарям Триоди: «Слава, Господи, Кресту Твоему честному».
Катавасия — «Божественнейший прообрази…».
По 3-й песни — седален Триоди, глас 6-й: «Крест Твой, Господи…», стих: «Возносите Господа Бога нашего…» — ин седален Триоди, глас тот же: «Днесь пророческое…». «Слава» — ин седален Триоди, глас тот же: «Токмо водрузися древо…», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице Дево…».
По 6-й песни — кондак Кресту, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие…» и икос: «Три кресты водрузи…».
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» — светилен Кресту: «Крест Христов Честный…», «И ныне» — Богородичен Триоди: «Древу, на немже Всечистая…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 3-й — 4, и Триоди, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды), стих: «Воскресни, Господи Боже мой…», и самогласен Триоди, глас 8-й: «Высокомудраго разума…». «Слава» — тот же самогласен Триоди, «И ныне» — «Преблагословенна еси…». Отверзаются Царские врата.
Великое славословие поется «тихогласно». До пения славословия предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв) и, приняв кадильницу, кадит престол и лежащий на нем Крест три раза окрест, затем на блюде, покрытом воздухом, поднимает его на свою главу; при пении Трисвятого он в предшествии двух свечей и кадила через северные двери износит Крест из алтаря и останавливается против отверстых Царских врат. По окончании Трисвятого иерей возглашает: «Премудрость, про́сти». Хор поет тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…» (трижды). Иерей осеняет народ Крестом и подходит к приготовленному и поставленному напротив Царских врат (ниже амвона) аналою, полагает на него блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…». Затем то же самое трижды поет хор, и совершается целование Креста. При этом поются особые стихиры Триоди, глас 2-й: «Приидите, вернии…» и др.
Обычные ектении и отпуст: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» — евангельская стихира 11-я.
На часах — тропарь воскресный, «Слава» — тропарь Кресту. Кондак Кресту.

Литургия свт. Василия Великого.
На проскомидии заготовляется дополнительный Агнец для среды.
Блаженны гласа — 6 и Кресту, песнь 3-я — 4.
По входе — тропарь воскресный, тропарь Кресту. «Слава, ныне» — кондак Кресту.
Вместо Трисвятого — «Кресту Твоему…».
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен — Недели Крестопоклонной.
Вместо «Достойно» — «О Тебе радуется…».
Примечание. Устав не уточняет, где должен находиться аналой — «четвероножец» со святым Крестом до отнесения Креста обратно в алтарь в пятницу Крестопоклонной седмицы. В праздник Воздвижения, когда Крест таким же образом, как и в 3-ю Неделю поста, износится на середину храма для поклонения, сказано определенно: «И по скончании целования Честнаго Креста, поставляется аналогий с Честным Крестом одесную страну Царских дверей, и тамо стоит, дондеже праздник отдастся» (Типикон, 14 сентября).
Такой вопрос возникает из-за установившейся со второй половины ХХ века практики, что посередине храма стоит стационарный аналой, не сдвигаемый со своего места ни при каких условиях. Это новшество не соответствует Уставу и древней практике — от взора молящихся верных христиан ничто не должно закрывать иконостас, Царские врата и священнодействия иереев и диаконов. Место аналоев с иконами: с храмовой — под местной иконой Спасителя; со святцами — под ликом Божией Матери. На праздники иконы меняются местами: праздничной отдается преимущество перед храмовой.
Аналой под икону, Крест, Евангелие, Плащаницу поставляется на середину храма только на время пения величания и прикладывания молящихся к святыне во время поклонения и помазывания, а после поставляется на свое обычное место, о чем говорится в Типиконе на праздник Воздвижения Честного Креста 14 сентября. Об этом же свидетельствуют и частные источники — чиновники Холмогорского, Новгородского и Московского Успенских Соборов. Такой порядок подтверждает и неповрежденная практика всех обителей и храмов Русской Православной Церкви Заграницей, большинства Поместных Церквей и греческих обителей на Афоне.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me