Православные храмы

Храм благоверного князя Ярослава Мудрого на Березняках

Строительство храма святого благоверного князя Ярослава Мудрого на…

Храм Явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы

Храм открыт в 2013 году и в этом же году совершена первая…

Храм Казанской иконы Божией Матери (при Национальном центре радиационной медицины)

В 2010 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и…
Публикации

Служение милосердия

Можно ли научиться милосердию? На протяжении веков ответ на этот вопрос не был…

“Возлюби Господа Бога Твоего...”

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея…

“Помышления духовные — жизнь и мир...”

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея…

Средняя часть храма

Средней называется та часть храма, которая расположена между притворами алтарем. Эта часть храма в древности состояла из трех отделений, называющихся нефами: средний неф, который был шире других, предназначался для клириков, южный для мужчин, северный для женщин.

При входе в среднюю часть храма в самом храме стояли кающиеся (из разряда «стоящих с верными»), а перед ними верные мужчины и женщины, каждые в своих отделениях, в известном порядке. Отделения, в которых стояли мужчины и женщины, разделялись перегородками или колоннами.

Принадлежностями этой части храма являются: солея, амвон, клиросы и архиерейский амвон, аналои, иконы, иконостас.

а) Солея. Вдоль иконостаса с южной стороны до северной идет возвышение. составляющее продолжение алтаря. Возвышение это по своему значению достойно уважения. Отцы Церкви называли это возвышение солея. В церкви для Св. Даров имеются два Престола в собственном смысле слова: один внутренний, другой внешний, первый предназначается для освящения Даров, второй солея для преподавания их верным.

Солея, таким образом, необходима для преподания Святых Даров мирянам. Солея назначается для лиц, участвующих в совершении богослужения. В древности ступени солеи служили местом сидения иподиаконов и чтецов.

б) Амвон. Середина солеи перед царскими вратами расширяется и выступает в средний храм. Это место называется амвоном «восхождением». Отсюда диакон возглашает ектении, читает Евангелие или Апостол, а священник или вообще проповедник говорит поучения предстоящему народу. Амвон, по словам св. Германа, патриарха Цареградского, знаменует находившийся у Святого Гроба Господня Камень, который отвалил Ангел и с которого он возвестил мироносицам о воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Так как на амвон восходят только священники и диаконы, символизирующие ангела, и на нем читают Слово Божие, то на него никому не разрешается восходить для какого бы то ни было иного чтения. Иподиакона и чтецы при чтении Апостола или паремий не восходят на амвон, а становятся на его ступень, Амвон этот называется диаконским в отличие от архиерейского амвона.

в) Клиросы. Края солеи с северной и южной сторон обычно предназначаются для чтецов и певцов и называются клиросами. Клирос место для низших клириков церковнослужителей. Около клиросов ставятся хоругви.

Хоругвь управлять, руководить, священное знамя; состоящее из креста, поднятого на высокое древко и украшенного священными изображениями, или из иконы, писанной на полотна, дереве или металлической доске, украшенной бахромой и кистями и поднятой на высокое древко. Хоругви выносятся из храма при крестных ходах. Здесь их несут впереди всего крестного хода они как бы пролагают ему путь. Хоругви, имея вид воинских знамен, представляют собой победные знамена Церкви Христовой.

г) Архиерейский амвон. Во время архиерейского служения среди храма устраивается возвышенное место для архиерея. Оно называется архиерейским амвоном. Архиерейский амвон называется в богослужебных книгах также: «место, где облачается архиерей» (Чиновник Большого Успенского Московского собора), «облачальное место» (чинопоследование освящения храма), «уготованное место» (Чинопоследование Литургии св. Иоанна Златоуста) «рундук». «На облачальном месте» архиерей не только облачается, но и совершает иногда часть службы (на Литургии), иногда всю службу (молебен) и молится среди народа, как отец с детьми.

д) Аналой. Посреди храма устанавливается аналой, который представляет собой переносный столик с наклонной верхней частью. Аналой обычно покрывают покровами из парчи или другой материи. На аналой кладутся: 1.Евангелие для лобызания и поклонения 2) святые иконы в честь угодников Божиих или воспоминаемых священных событий, т.е. праздничные иконы, также для поклонения и лобызания. Аналои могут устанавливаться в различных местах храма, где имеется в этом необходимость.

ж) Иконы. В храме по стенам его и у колонны размещаются иконы. Икона это священное изображение лика Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, св. апостолов и всех вообще св. угодников Божиих, предназначенной служить нам, верующим людям, в качестве одного из наиболее действительных средств живого и близкого духовного общения с тем, кто на нем изображен. Икона неотъемлемая принадлежность православного храма. В куполе почти всегда изображается Пантократор Господь Вседержитель.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu