Православные храмы

Храм святителя Петра Могилы (на Сырце)

Первая Литургия отслужена в Лазареву субботу, 22 апреля 2000 г. Храм…

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (при «Детской академии развития»)

Первый в столице «детский» храм находится в «Детской академии…

Храм святителя Григория Богослова (в 4‑й больнице, на Соломенке)

14/27 февраля 2000 г. (в Неделю о блудном сыне) состоялась первое…

Публикации

Великая Агиасма

По великой любви к человеческому роду пришел на землю Сын Божий, принял на Себя…

Семь Столпов Православия. III и IV Вселенские Соборы. Христологические споры

С завершением Второго Вселенского Собора оканчиваются арианские смуты,…

Признак настоящей любви — жертвенность. Православное понимание духовности

В настоящее время о духовности говорят все религии, различные оккультные и…
Древняя Русь имела еще один день, в который, главным образом по городам, совершалось особое поминальное моление. Это был четверг перед праздником Святой Троицы. В этот день русские люди совершали дело братской любви к усопшим, к совершенно незнаемым, даже к злодеям, в разбое убитым грабителям и казненным преступникам. О них совершается все напутственное заупокойное чинопоследование, которым обычно провожаются из этой жизни все благочестиво скончавшиеся православные христиане.

До второй половины XVIII века у нас не было общих городских кладбищ вдали от храмов. Не было и сельских кладбищ вдали от храмов. Для погребения неизвестных, например, неизвестно откуда пришедших, убитых близ города или селения проезжих, а также для погребения убитых в разбое и казненных, отводились особые места, где строились специальные здания, где собирались тела таких умерших до погребения. А погребение их происходило без совершения каждый раз церковного погребального последования. Это здание с прилегающими к нему кладбищами называлось «скудельница», «убогий дом», «Божий дом», «Божедомка». Наблюдение за этими домами и кладбищами поручались особому приказчику, который вел соответствующие записи, занося в особый список имена этих усопших.

В четверток перед праздником Святой Троицы православные стекались на «убогие дома», принося с собой все необходимое для заупокойного богослужения: свечи, ладан, коливо, одежды, саваны, гробы для еще не погребенных, а также разные снеди для устройства поминальной трапезы. Накануне, в среду 7-й седмицы по Пасхе, в ближайшем к убогим домам храме после вечерни совершалась по усопшим панихида, а в четверток Литургия. Совершалась она собором духовенства. По окончании Литургии духовенство и «всенародное множество» с крестным ходом и колокольным звоном исходили из храма на скудельницу, где и совершался чин погребения, на котором поминались по именам те, чьи имена известны. А если имен этих людей не было, то, по прочтении имен, поминали: «Помяни, Господи, души преставльшихся раб Своих, их же имена Ты, Господи, Сам веси, иже зде лежащих и повсюду православных христиан, о них же поминание творим: и прости им всякое согрешение». И все до конца бывает погребение по обычаю. По погребении покрываются тела умерших полотном, и по полотну игумен и священники посыпают землю. Потом поставляют стол и на нем кутью и начинают панихиду, и на ектениях поминают умерших такожде, якоже и на погребении, и на прежних, умерших их же хощет и поют панихиду по уставу.

По обстоятельствам времени многие православные христиане, часто вопреки их желанию, остаются без церковного погребения. Поэтому желательно было бы, чтобы установлено было в четверток пред днем Святой Троицы совершать последование мирских человек, совершать заочное отпевание всех в течение года погребенных без отпевания, с поминовением во всех местах всех православных христиан в мимошедшем году скончавшихся и оставшихся без церковного погребения, «ихже имена Ты Сам, Господи, веси».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me