Православные храмы

Храм бессребреников Космы и Дамиана Римских (в НИИ онкологии АМН)

С 1990 х гг. в детском отделении НИИ Онкологии АМН проходили молебны.…

Храм трех святителей и храм Нерукотворенного образа Господня (на Борщаговке)

Равноапостольный великий князь Владимир (во Св. Крещении — Василий,…
Публикации

Преподобный Нил Синайский: о кротости

Кротость мужа поминается у Бога, и душа негневливая делается храмом Святого…

Загадка восточных боевых искусств

Сегодня, за политическими и экономическими потрясениями, охватившими Россию, мы…

Выбор жениха и невесты

Приятно и радостно смотреть на семью, в которой царствуют любовь и мир, в…

Четверток седьмой седмицы по пасхе

Древняя Русь имела еще один день, в который, главным образом по городам, совершалось особое поминальное моление. Это был четверг перед праздником Святой Троицы. В этот день русские люди совершали дело братской любви к усопшим, к совершенно незнаемым, даже к злодеям, в разбое убитым грабителям и казненным преступникам. О них совершается все напутственное заупокойное чинопоследование, которым обычно провожаются из этой жизни все благочестиво скончавшиеся православные христиане.

До второй половины XVIII века у нас не было общих городских кладбищ вдали от храмов. Не было и сельских кладбищ вдали от храмов. Для погребения неизвестных, например, неизвестно откуда пришедших, убитых близ города или селения проезжих, а также для погребения убитых в разбое и казненных, отводились особые места, где строились специальные здания, где собирались тела таких умерших до погребения. А погребение их происходило без совершения каждый раз церковного погребального последования. Это здание с прилегающими к нему кладбищами называлось «скудельница», «убогий дом», «Божий дом», «Божедомка». Наблюдение за этими домами и кладбищами поручались особому приказчику, который вел соответствующие записи, занося в особый список имена этих усопших.

В четверток перед праздником Святой Троицы православные стекались на «убогие дома», принося с собой все необходимое для заупокойного богослужения: свечи, ладан, коливо, одежды, саваны, гробы для еще не погребенных, а также разные снеди для устройства поминальной трапезы. Накануне, в среду 7-й седмицы по Пасхе, в ближайшем к убогим домам храме после вечерни совершалась по усопшим панихида, а в четверток Литургия. Совершалась она собором духовенства. По окончании Литургии духовенство и «всенародное множество» с крестным ходом и колокольным звоном исходили из храма на скудельницу, где и совершался чин погребения, на котором поминались по именам те, чьи имена известны. А если имен этих людей не было, то, по прочтении имен, поминали: «Помяни, Господи, души преставльшихся раб Своих, их же имена Ты, Господи, Сам веси, иже зде лежащих и повсюду православных христиан, о них же поминание творим: и прости им всякое согрешение». И все до конца бывает погребение по обычаю. По погребении покрываются тела умерших полотном, и по полотну игумен и священники посыпают землю. Потом поставляют стол и на нем кутью и начинают панихиду, и на ектениях поминают умерших такожде, якоже и на погребении, и на прежних, умерших их же хощет и поют панихиду по уставу.

По обстоятельствам времени многие православные христиане, часто вопреки их желанию, остаются без церковного погребения. Поэтому желательно было бы, чтобы установлено было в четверток пред днем Святой Троицы совершать последование мирских человек, совершать заочное отпевание всех в течение года погребенных без отпевания, с поминовением во всех местах всех православных христиан в мимошедшем году скончавшихся и оставшихся без церковного погребения, «ихже имена Ты Сам, Господи, веси».
 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu