Православные храмы

Храм мученика Валерия Мелитинского (Гидропарк)

Храм во имя святого мученика Валерия Мелитинского располагается на…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Подоле)

Храм свт. Николая был построен в первой четверти XII в. на…

Публикации

“Днесь ликует обитель Глинская”. Архимандрит Иннокентий (Степанов).

15–16 августа в Рождества Пресвятой Богородицы мужском ставропигиальном…

Прославление преподобных отцев Глинских

15–16 августа. КОНОТОП. В Рождества Пресвятой Богородицы мужском…

“Исполняющий Волю Божию пребывает вовек”

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея…

Утреннее богослужение начинается полунощницей. Значительная часть этой самой ранней службы, вся вторая ее половина, посвящается молению об усопших.

Это моление об усопших на полунощнице имеет очень важное значение и глубокий смысл.

И в делании духовном, и в делах житейских последующие поколения продолжают постройку на основании, положенном поколениями предшествующими, продолжают дело, начатое предками, пользуются плодами их трудов, пожинают то, что посеяно было другими (Ин. 4, 37), и сами трудятся, и сами сеют для того, чтобы плоды посеянного пожали те, кто будет после них. Поэтому так естественно, чтобы верующие, живущие на земле люди, готовясь выйти на дневную работу и молитвою начиная свой трудовой день, прежде всего, даже прежде нарочитого моления о самих себе — оно будет в начале утрени, — с благодарностью, молитвенно вспомнили тех, которые раньше их потрудились и приготовили почву для их настоящего делания. С радостью наследуя плоды трудов усопших, с радостью продолжая их дело, живущие приглашают к радости и самих усопших, приглашают «благословлять Господа» (Пс. 133, 1). Так предначинается та общая радость, которою уже и теперь «вкупе радуются и сеющий, и жнущий» (Ин. 4, 36).

Полунощное моление об усопших ввиду его особливой важности не только включается в состав общественного богослужения, но и выделяется в особую самостоятельную часть, сравнительно изолированную от первой части полунощницы. Вместе с тем оно сравнительно кратко, ибо полу-нощница только начало дневного богослужения и молящимся предстоит еще целый ряд слугйб, а в будничные дни большинству предстоят еще и дневные труды. Поэтому оно ограничивается двумя очень краткими псалмами, после которых следует Трисвятое, два тропаря и кондак заупокойные, заключаемые богородичным, в качестве какового употребляется ипа-кой праздника Успения Пресвятой Богородицы. Затем следует особая заупокойная молитва, нигде и никогда в другое время не повторяющаяся, а по отпусте — краткое поминовение усопших в конце заключительной ектении «Помолимся». Поминовения по именам здесь нет, оно совершается общей формулой.

Полунощное моление об усопших Церковь считает столь важным и необходимым, что опускает его только в седмицу Пасхи, когда совершенно исключительный строй всей службы не оставляет места для полунощницы.

Ввиду такого нарочитого моления об усопших, совершаемого перед утреней, самая утреня обычно не имеет особых заупокойных молений. На ней, как и на вечерне, возносится лишь краткое прошение на сугубой ектении «о всех преждепочивших отцех и братиях наших».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me