Православные храмы

Храм Архистратига Михаила (в 6-й больнице, в Медгородке)

Храм размещается в переоборудованном помещении в 4-м (главном)…

Храм блаженной Ксении Петербургской (в 3‑й больнице Днепровсковского района)

Освящение храма и первая Литургия состоялись в день престольного…

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (на Соломенке)

Деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»…

Публикации

Почему я болею?

Для большинства из нас болезни становятся испытанием, способным или сломать,…

“Чтобы помнили…” Посвящается 65-летию освобождения Киева от фашистских захватчиков

Однажды, поздравляя соотечественников с Днем Победы, Блаженнейший Митрополит…

Особенный ребенок рядом с мамой. Часть 1

В последнее время тема детей-инвалидов все чаще освещается в масс-медиа. Так…

Суббота. Попразднство Успения. Перенесение Нерукотворенного Образа (Убруса) Господня. Мч. Диомида.
(А) Служба Образу (Убрусу) Господню славословная, совершается вместе со службой попразднства Успения. Служба мученику Диомиду переносится на повечерие.
(Б) В некоторых храмах ради особого чествования праздника Успения совершается служба Погребения Божией Матери, в один из ближайших дней периода попразднства (обычно на третий день).

А. 9‑й час — по обычаю.

На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 6: праздника, глас 2‑й — 3, и Образу, глас тот же — 3. «Слава» — Образу, глас 8‑й: «Человеколюбче Владыко…», «И ныне» — догматик, глас 3‑й: «Како не дивимся…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника, глас 4‑й. «Слава» — Образу, глас 6‑й: «Господи, воплотился еси…», «И ныне» — праздника, глас 8‑й: «Уверяя Иисус…».
По Трисвятом — тропарь Образу, глас 2‑й. «Слава, и ныне» — тропарь праздника, глас 1‑й.

На утрене на «Бог Господь» — тропарь Образу, глас 2‑й (дважды). «Слава, и ныне» — тропарь праздника, глас 1‑й.
Кафизмы 16‑я и 17‑я. Малые ектении. Седальны Образу. «Слава, и ныне» — седальны праздника. Псалом 50‑й.
Каноны: праздника 1‑й со ирмосом на 6 (ирмос дважды) и Образу на 6.
Библейские песни: «Поем Господеви…».
Катавасия — «Преукрашенная Божественною славою…».
По 3‑й песни — кондак и икос праздника, глас 2‑й; седален Образу, глас 1‑й (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника, глас тот же.
По 6‑й песни — кондак и икос Образу, глас 2‑й.
На 9‑й песни поем «Честнейшую».
По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Образу (дважды). «Слава, и ныне» — светилен праздника.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Образу, глас 4‑й — 4. «Слава» — Образу, глас тот же: «Да каплют облацы сладость…», «И ныне» — праздника, глас 1‑й: «Подобаше самовидцем Слова…».
Великое славословие.
По Трисвятом — тропарь Образу, глас 2‑й. «Слава, и ныне» — тропарь праздника, глас 1‑й.
На часах — тропарь Образу. «Слава» — тропарь праздника. Кондаки праздника и Образу читаются попеременно.

На Литургии блаженны праздника, 1‑го канона, песнь 1‑я — 4 (со ирмосом), и Образу, песнь 6‑я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь Образу, тропарь праздника. «Слава» — кондак Образу, «И ныне» — кондак праздника.
В храме святого — тропарь Образу, тропарь праздника, тропарь храма; кондак Образу. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — Образу и праздника.
Апостол и Евангелие — Образу и дня.
Задостойник праздника.

Б. Служба Погребения Божией Матери представляет собой всенощное бдение, состоящее из великой вечерни со входом и литией, утрени с пением непорочных и похвал Пресвятой Богородице и 1‑го часа.
Примечание. Это установление является благочестивым обычаем, вошедшем в 30‑е годы ХХ в. в литургическую жизнь Церкви.
О службе Погребения Божией Матери — из Православного календаря на 1929 г. — митрополит Сергий (Страгородский) пишет: «В последнее время входит в широкое употребление чин Погребения Божией Матери, соединяемый со службой Успению. По установившемуся (по‑видимому, с XV–XVI вв., так как более древних рукописей этого чина нет) обычаю, чин совершается в Иерусалиме, при гробнице Божией Матери, накануне праздника Успения утром. В других Церквах Востока этот чин соединяется со службой праздника. Однако в Уставе Великой (Константинопольской) Церкви под 15 августа читаем примечание: “Тотчас после катавасии 9‑й песни в некоторых местах, где этот праздник совершается с особой торжественностью, существует обыкновение, как бы для большей славы и чести Богородицы, петь так называемые Похвалы Богоматери — по подражанию поемых на утрене Великой Субботы. (На православном Востоке в древнее время существовал и другой чин, не повторный, но у нас он не получил распространения. — Ред.) Великая Церковь, осуждающая всякие новшества и искажения, открыто отвергает это и строго воспрещает, хотя бы это и делалось ради чести Богоматери…”. Последование Погребения Богоматери в виде одних только похвальных статей, то есть тропарей в соединении с 17‑й кафизмой, (с XV в.) совершалось вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в Костромском Богоявленском монастыре. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сер­гиевой Лавры, со времени митрополита Филарета весь чин Погребения совершался на 3‑й день праздника. Принимая приведенное суждение об этом предмете, в смысле не столько осуждения самого чина, сколько соединения его со службой праздника, можно было бы допустить совершение его как в Гефсиманском скиту, на 3‑й день праздника».
В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения Божией Матери с греческого языка на церковнославянский для Гефсиманского скита был осуществлен проф. М. С. Холмогоровым с присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским) Иерусалимского последования и тщательно пересмотрен и исправлен самим святителем Филаретом, глубоким знатоком греческого и церковнославянского языков. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностию, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», — писал наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву) о своей редакции текста Иерусалимского последования мос­ковский святитель 28 октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под названием «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2‑е издание.
До богослужения Плащаница с изображением Успения Божией Матери с подобающим благоговением полагается на престол (это бывает только в случае, если выноса Плащаницы не было в сам день Успения). Перед престолом ставится выносной свещник с возжженной свечой. Совершается каждение окрест престола и Плащаницы.

На вечерне «Блажен муж» — 1‑й антифон.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 8: праздника Успения, глас 1‑й — 3 («О дивное чудо…», «Дивны Твоя тайны, Богородице…», «Твое славят успение…»), и Иерусалимского последования — 5: глас 6‑й: «Днешний день тайно…»; глас 2‑й: «Егда от мира, Жизнь сущи…», «Егда во гробе, Мариам…», «Егда трие священницы…», и глас 5‑й: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою…». «Слава» — Успению, глас 1‑й: «Богоначальным мановением…», «И ныне» — догматик, глас 3‑й: «Како не дивимся…».
Вход. Прокимен, глас 2‑й: «Воскресни, Господи, в покой Твой…»; стих: «Клятся Господь Давиду истиною…». Паримии Богородице — 3.
Стихиры на литии, глас 1‑й, 2‑й и 3‑й. «Слава» — праздника, глас 5‑й: «Приидите, празднолюбных собор…», «И ныне» — праздника, глас тот же: «Воспойте людие…».
На стиховне стихиры праздника, глас 4‑й. «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же.
По Трисвятом — тропарь Успению, глас 1‑й: «В рож­дестве девство сохранила еси…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» — тропари Иерусалимского последования, глас 2‑й: «Благообразных ученик лик…» (дважды). «Слава» — «Егда снизшла еси к смерти…», «И ныне» — «Священным учеником…». Во время пения тропарей священнослужители выходят из алтаря на середину храма к Плащанице. Плащаница кадится трижды окрест.
Примечание. Если выноса Плащаницы не было в самый день Успения, то при пении «Бог Господь» и тропарей «Благообразных ученик лик…» Плащаница северными вратами износится из алтаря к уготованному надгробию на середину храма. Настоятель — в полном облачении. По положении Плащаницы на гробницу бывает каждение Плащаницы, трижды окрест.
Затем непорочны с похвалами на священное преставление Богоматери — на три статии. Как правило, стихи псалма поются хором или читаются, а похвалы читаются священником; впрочем, существует и иная практика исполнения непорочных, когда и стихи псалма, и похвалы поются.
Диакон непрерывно кадит перед Плащаницей.
Две последние похвалы каждой статии поются на «Слава» и на «И ныне», после чего вновь поется первая похвала данной статии.
После 1‑й статии — малая ектения, возглас: «Яко благословися Твое имя и прославися Твое Царство…» и малое каждение (совершается диаконом).
После 2‑й статии — малая ектения, возглас: «Яко святися и прославися всечестное и великолепое имя Твое…» и малое каждение.
После 3‑й статии — благословенны, глас 5‑й, с особым припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего», — «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся…». На благословеннах совершается каждение всего храма. (Непорочны отменяют полиелей, величание также не поется.)
Затем малая ектения, возглас: «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя…».
Степенна — 1‑й антифон 4‑го гласа. Прокимен и Евангелие — Богородице. «Слава» — «Молитвами Богородицы…». Стихира, глас 6‑й: «Егда преставление пречистаго Твоего тела уготовляшеся…».
Поются оба канона праздника Успения, ирмосы 1‑го канона — по дважды. Тропари обоих канонов без повторений.
Библейские песни: «Поем Господеви…».
Катавасия — ирмосы 2‑го канона.
По 3‑й песни — ипакои Успению, глас 8‑й: «Блажим Тя, вси роди…» (единожды).
По 6‑й песни — кондак и икос Успению, глас 2‑й.
На 9‑й песни — припевы Успению, без повторений («Честнейшую» не поем). Обычное каждение.
1‑й лик: «Ангели, Успение Пречистыя видевше…», ирмос: «Побеждаются естества уставы…».
2‑й лик — то же.
1‑й лик: «Ангели, Успение Пречистыя видевше…», тропарь: «Дивляхуся ангельския силы…».
2‑й лик: «Ангели, Успение Пречистыя видевше…», тропарь: «Опрята лик апостольский…».
1‑й лик — ин припев: «Величай, душе моя…», тропарь: «Приидите в Сион…».
2‑й лик: «Величай, душе моя…», тропарь: «При­идите, вернии…».
1‑й лик: «Величай, душе моя…», тропарь: «При­ими от нас песнь…».
Затем оба лика вместе поют припев второго канона: «Величай, душе моя…» и ирмос второго канона: «Всяк земнородный…» (так как назначена одна катавасия, а именно — ирмосы второго канона).
По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Успению (трижды).
«Всякое дыхание…» и хвалитные стихи.
На хвалитех стихиры Успению, глас 4‑й — 4. «Слава, и ныне» — Успению, глас 6‑й: «На безсмертное Твое Успение…».
Примечание. Если вынос Плащаницы был в самый праздник, то на стихирах предстоятель облачается во все священнические одежды.
В конце пения стихир на хвалитех духовенство Царскими вратами исходит из алтаря к Плащанице. Перед Плащаницей произносится возглашение «Слава Тебе, показавшему нам свет». Поется великое славословие. Во время славословия совершается троекратное каждение Плащаницы, а при пении погребального «Святый Боже…» священнослужители, положив пред Плащаницей три земных поклона, поднимают ее и с крестным ходом (который совершается обычным порядком) при продолжающемся пении «Святый Боже…» и перезвоне колоколов обносят вокруг храма. По завершении крестного хода — трезвон. По внесении Плащаницы в храм ее полагают на гробницу. (Плащаницу не подносят к Царским вратам, как в Великую Субботу; «Премудрость, прости» перед Царскими вратами не возглашается). Во время положения Плащаницы на гробницу хор поет тропарь праздника Успения (единожды). Совершается помазание елеем у Плащаницы. Ектении и отпуст.
На часах — тропарь и кондак Успению.
На 1‑м часе вместо «Взбранной Воеводе…» — кондак: «В молитвах неусыпающую Богородицу…».

На Литургии блаженны Успению (обоих канонов), песнь 1‑я (1‑го канона со ирмосом) на 6 (рядовая песнь праздничного канона дается с учетом того, что чин Погребения Божией Матери совершается на третий день попразднства).
На входе — «…молитвами Богородицы…».
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь храма, тропарь Успению. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак Успению.
В храме Богородицы — тропарь Успению. «Слава, и ныне» — кондак Успению.
В храме святого — тропарь Успению, тропарь храма. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак Успению.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — праздника.
Апостол и Евангелие — дня.
Задостойник Успения.
По отпусте Литургии духовенство исходит к Плащанице из алтаря Царскими вратами. Трижды покадив Плащаницу, при пении «В рождестве девство сохранила еси…», «Слава, и ныне» — «В молитвах неусыпающую…», вносят ее в алтарь, полагают на престоле, и совершается каждение престола и Плащаницы. Царские врата и завеса затворяются, и Плащаница благоговейно полагается на месте ее хранения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me