Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского бывшего Иорданского монастыря (на Куреневке)

Во времена древней Руси здесь существовал монастырь, а каменный храм…

Храм великомученика Георгия Победоносца (в госпитале МВД)

Расположена на территории Центрального госпиталя МВД Украины на…

Храм Феодоровской иконы Божией Матери (в НИИ нейрохирургии АМН)

С 1998 г. в НИИ нейрохирургии АМН совершалось чтение акафиста перед…
Уборка в Долгопрудном
Послестроительная Уборка и др. Производитель оборудования для Уборки
nord-cleaning.ru
www.babycare.pro
Виртуальная школа нянь. Информация о поиске нянь для ребенка
babycare.pro
Квартиры в Нижневартовске снять на месяц
Посуточные квартиры в Нижневартовске. Хорошие цены. Свежие предложения
nv86.ru

Публикации

Возрождающая сила покаяния

Христианство, возрождающее человека, дающее ему духовную благодатную жизнь,…

Крест Пресвятой Богородицы

Двадцать веков прошло с того дня, когда Дева Мария на руках Своего Сына была…

Коли встановили Петрів піст

Встановлення Петрова поста відноситься до перших часів існування Православної…
Последование отпевания священников по своему объему значительно превосходит прочие чины погребального отпевания. Оно более торжественно и напоминает чин утрени Великой Субботы, в котором поются погребальные песни Умершему за нас Христу Спасителю. Это сходство погребальных песнопений объясняется тем, что служение священника является образом вечного Священства Христова.

Усопший был возведен благостию Божией в сан служителя алтаря Господня, возвышен над многими душами, которые должен был наставить на путь истинный и привести к Богу. Но по своей человеческой немощи он не всегда мог оставаться на высоте пастырского служения. В молитво-словиях и песнопениях Церковь ходатайствует перед Богом об отпущении всех его вольных и невольных грехов, содеянных им на его многотрудном пути.

В начале последнего молитвенного служения о спасении души почившего иерея Церковь обращается к Господу с теми же молитвами и песнопениями, что и при исходном отпевании мирских людей, тем самым как бы уравнивая пастыря с пасомыми, ибо, по слову апостола, -все предстанут перед Вечным Судиею «в равном достоинстве». Приводя ко Христу Его заблудших овец духовный пастырь по необходимости касался «места сего озлобления», в волнах житейского моря вольно или невольно был обуреваем человеческими страстями. Поэтому Церковь те слова утешения и отрады, которые она творила пред гробом странника сего мира, повторяет и для успокоения души того, кто в свое время утешал других Словом Божиим.

Но далее в чинопоследовании говорится об усопшем как наставнике и учителе верующих: «... да о нихже (о верных) трудися в мире сем име-не Твоего ради, приимет богатое воздаяние...» (молитва первая); «В священническом бо достоинстве благочестно пожил еси, приснопамятне» (тропарь 2 гл. после 23 псалма).

Воздавая честь служителю Тайн Божиих, Церковь, помимо Апостола и Евангелия, положенных при отпевании мирских людей, читает над почившим иереем еще четыре Апостола и четыре Евангелия. Апостольское и Евангельское слово прерывается пением возвышенных антифонов — таинственных указаний степени благодати, на которую возвысился усопший. В молитвах, произносимых Церковью, изливается любовь ее к почившему и звучит мольба к Владыке об упокоении избранника Божия.

Почитая в усопшем пастыре образ Божественного своего Пастыр-еначальника, Церковь возглашает над ним ирмосы канона Великой Субботы. Эти песнопения чередуются с другими, в которых изображается слабость человеческой природы, одержимой грехом. «Бездна последняя грехов обыде мя, — говорит Церковь от лица усопшего, — и исчезает дух мой; но простри, Владыко, высокую Твою мышцу, яко Петра мя, Управителю, спаси». Тропари, прилагаемые к каждой песни канона, возвещают, что сила Божия совершалась в немощном сосуде, который всегда, а тем более сейчас, боится сокрушения.

Пение краткой надгробной молитвы об упокоении со святыми души почившего раба Божия сменяется чтением 24 икосов канона, каждый из которых оканчивается радостным возгласом ко Творцу: «Аллилуиа». Содержание икосов отчетливо показывает, что в эти страшные минуты с душою, направляющейся к обителям небесным, происходит нечто таинственное.

«Куда идут ныне души? Как они Теперь живут там? Я хотел узнать это таинство, и никто не мог поведать мне его. Поминают ли они нас, ближних своих, как мы их, или они уже забыли плачущих о них и творящих песнь: Аллилуиа» (6-й икос канона). В этих словах выражается состояние тех, кто стоит над гробом своего собрата.

«Если, переходя из одной страны в другую, мы нуждаемся в путеводителях, то что будем делать, когда пойдем в ту сторону, где мы ничего не знаем? Много тогда нужно будет тебе водителей, много молитв, способствующих спасению окаянной твоей души, пока успеем достигнуть Христа и воззвать к Нему: Аллилуиа» (4-й икос канона), — так назидает и предостерегает Церковь нас, изображая духовную нищету нашу за порогом жизни.

Душа усопшего, вводимая в созерцание таинств загробного мира, полна ужаса и трепета. «Молчите, молчите, — дайте покой умершему — и вы узрите великое таинство: ибо это страшный час; молчите, —- пусть идет душа с миром, — она теперь находится в великой борьбе и с великим страхом молит Бога: Аллилуиа» (20-й икос канона). Слова усопшего обращены к близким его: «Послушайте внимательно, молю вас, ибо я с трудом говорю к вам: для вас сотворил я рыдание, может быть, оно будет кому-нибудь на пользу. Но когда вы будете совершать его, помяните и меня, знаемого некогда вами: ибо часто мы сходились вместе и пели в доме Божием: Аллилуиа» (2-й икос канона).

Церковь молит Господа спасти душу усопшего пастыря: «Жительством во благочестии, и украшен священник Твой, Христе, жрец и приноситель Божественных Таинств, Твоим Божественным повелением прейде от житейских молв к Тебе: егоже яко священника, Спасе, приими, спаси, и с праведными упокой, его же принял еси, великия ради Твоея милости» (Стихира 3-я на «Хвалите»).

При выносе тела усопшего из храма поется не «Святый Боже...», а ирмосы великого канона Святой Четыредесятницы: «Помощник и Покровитель» — этот канон в последний раз звучит над гробом священнослужителя, который многократно Великим Постом вместе со своей паствой оплакивал вдохновенными словами преподобного Андрея Критского падение грешного человека.

Вынос тела сопровождается крестным ходом — перед гробом несут хоругви, крест и Евангелие. Тело обносят вокруг храма, на каждой стороне храма совершают краткую литию. Погребальное шествие бывает с таким же перезвоном, как при выносе Креста (14 сентября), в Крестопоклонную неделю, и при выносе плащаницы в Великую Субботу. При опускании тела в могилу бывает трезвон, возвещающий, что персть возвратилась в землю.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me