Православные храмы

Храм великомученика Георгия Победоносца (на Водогоне)

Первая служба совершена 26 марта/8 апреля 2001 г. Храм расположен в…

Храм преподобного Моисея Угрина (при Центре эндокринной хирургии)

Храм находится на территории Украинского научно-практического центра…

Храм апостола и Евангелиста Луки (в отделе медобеспечения ГУВД в Киеве)

С конца 90-х годов на территории Института нейрохирургии Национальной…
Публикации

“...Она будет называться женою...”

Адам приводится в бытие из праха земного: “И создал Господь Бог человека из…

Машенька. Святочный рассказ

Однажды много лет назад девочку Машу приняли за Ангела. Случилось это так.

Cвятой благоверный князь Александр Невский — великий воин и христианин

Обстоятельства, в которых святому благоверному великому князю Александру…

Чин отпевания младенцев - происхождение чина

С особым чином погребения младенцев знакомят нас рукописи XV века. Вопрос об отпевании младенцев ставился и раньше (в XII веке в «Ответах епископа Новгородского Нифонта Кирику» и в XIV веке в ответах митрополита Киприана игумену Афанасию) и разрешался положительно: «Над преставльшемся младенцем пети».

В XV веке отпевание младенцев выглядело так: над младенцем до двух лет совершали весьма краткий чин, состоящий из заупокойной литии с чтением молитвы «Храняй младенцы, Господи». Если младенец был старше двух лет, то над ним совершался полный чин погребения мирских человек.

С XVI века появляется особый чин погребения младенцев. Он еще не совпадает с современным. За обычным началом следовало чтение двух-трех псалмов, тропарей «Благословен еси, Господи», «Святых лик». Канона не было, а сразу же пелись седальны: «Покой спасе наш» и «Иже от Девы возсиявый». Читалось Трисвятое по Отче наш и пелись тропарь «Помяни, Господи, яко благ», кондак «Со святыми упокой» и богородичен «Тя стену и пристанище имамы». Возглас «Яко свят», Трисвятое, Прокимен Апостол, Евангелие (те же, что и теперь). Стихиры на последнее целование (другие по содержанию), отпуст и молитва: «Храняй младенцы, Господи». Заупокойная ектения ничем не отличалась от современной ектении на погребение мирских человек.

Учитывая данные рукописных Требников, авторство древнерусского чина младенческого погребения приписывается митрополиту Киприану, хотя самая инициатива к составлению подобного чина заимствована из практики Восточной Церкви.

По разъяснению Требника Петра Могилы, «младенцы — дети ссущие млеко донелиже глаголати не могут» и «отроки — дети отнелиже глаголати начнут даже до седьмаго лета, не могущии посреде зла и добра, то есть посреди греха и добродетели рассуждати», отпеваются младенческим чином. Некрещеных младенцев погребать с церковным отпеванием запрещается. Петр Могила положил начало введения в русскую богослужебную практику греческого канона на погребение младенцев («из греческого заново на славянский язык переведенный»). В 1658 году этот канон был внесен и в московские богослужебные книги.
 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu