Православные храмы

Храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (Южное кладбище)

25 сентября 2010 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Храм благоверного князя Олега Брянского (на Дарнице)

Строительство храма началось в августе 2009 г. Первую Литургию в нем…

Храм Рождества Христова (на Оболони)

Строительство храма началось в 2006 г. 5 октября 2007 года,…

Публикации

“Днесь ликует обитель Глинская”. Архимандрит Иннокентий (Степанов).

15–16 августа в Рождества Пресвятой Богородицы мужском ставропигиальном…

Пасхальные угощения

В день Светлого Христова Воскресения на стол ставят особые — пасхальные блюда,…

Миром Господу помолимся. О церковной записке

Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва…
С древнейших времен за выдающиеся личные заслуги перед Церковью или за многолетнюю безупречную службу некоторые священнослужители удостоивались особых почетных званий, дающих им право первенства и преимуществ среди других. Возведение в эти звания совершалось через церковный обряд — хиротесию, основными литургическими элементами которого были благословение, руковозложение, молитва и наречение.

Диаконы возводились в чин «протодиакона» — «перводиакона» — либо «архидиакона». По преданию, среди диаконов, рукоположенных апостолами, архидиаконом был наречен первомученик Стефан. Упоминание о звании перводиакона встречается во многих церковных памятниках. В III веке архидиаконом был святой Лаврентий. Об архидиаконах говорят блаженный Иероним, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и другие.

Высшим духовным отличием пресвитеров было возведение в сан «протоиерея» («протопресвитера»), а в монашестве — в сан «игумена» и «архимандрита». В IV веке об архипресвитерах упоминает Иероним, в V веке — Сократ и Созомон.

Чин возведения в протопресвитера, или протоиерея, во всех своих подробностях совпадает с аналогичным чином, изложенным в литургических памятниках Византийской Церкви.

Прямого оригинала нашего чина «на произведение в игумена» в литургических памятниках Греческой Церкви не обнаружено. Ближе всего, по исследованию А. Дмитриевского, к нему стоят чин, изложенный в рукописи 1407 года Патриаршей Александрийской библиотеки, и отчасти чин, известный по рукописи Барбериновского Евхология святого Марка VIII—IX веков. В обоих греческих памятниках имеются молитвы нашего чина, причем в первом памятнике есть возглашение диакона «Повелите» и формула: «Благодать Всесвятаго Духа чрез нашу мерность производит тя игумена».

Греческая Церковь не знала «чина, бываемого на произведение архимандрита». В нашей Церкви самостоятельный чин появляется не раньше XVI столетия и притом сначала в богослужебных памятниках юга России. Этот чин, как считает А. Дмитриевский, сложился на основе и, по сути, является копией «чина на произведение игумена». Хотя на Востоке не было особого чина на возведение архимандрита, само звание «архимандрита» там было хорошо известно — так назывались заслуженные иеромонахи, занимающие служебное положение при патриархиях, при церковных заграничных миссиях. С Востока это звание было перенесено в Русскую Церковь и до XVI века, до появления у нас особого чина на возведение в архимандрита, употреблялось почти с тем же значением, как и на Православном Востоке.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me