Православные храмы

Введенский и храм на Подоле (с пределом благоверного князя Александра Невского)

В течение десяти веков с этого места возносились к Богу молитвы о…

Храм Всех святых (храмового комплекса кафедрального собора Воскресения Христова)

Храм рассчитан примерно на 300 человек и возведен, как временный,…

Храм благоверного князя Ярослава Мудрого на Березняках

Строительство храма святого благоверного князя Ярослава Мудрого на…

Публикации

“Вместе идущие”. Столичный храм святителя Феодосия Черниговского

На православной карте столицы храм Феодосия Черниговского появился неслучайно.…

Что такое религиозное чувство

“Смысл религии не в том, чтобы поселить человека на небесах, а в том, чтобы…

“Vivat Akademia! Vivat profesores!”

Среди широкого разнообразия уникальных строений Свято-Успенской Киево-Печерской…

Среда 6‑й седмицы по Пасхе. Отдание Праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения.Воспоминание на небеси явльшагося знамения Честнаго Креста во граде Иерусалиме. Мч. Акакия.
(А) Служба отдания Пасхи совершается по Триоди. Служба рядовым святым переносится на повечерие.
(Б) По благословению настоятеля служба отдания Святой Пасхи может быть совершена Пасхальным чином.

А. 9‑й час — по обычаю.

Начало вечерни (и утрени) — как в 1‑й день Пасхи. Иерей, облачившись в епитрахиль и фелонь, с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Благословен Бог наш…» (при открытых Царских вратах), поет: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет пасхальные стихи: «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…».
Псалом 103‑й. По предначинательном псалме великая ектения.
Кафизма 9‑я.
На «Господи, воззвах» — стихиры Триоди, глас 2‑й, глас 4‑й, глас 5‑й и глас 8‑й — 6. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 8‑й: «Кто возглаголет силы Твоя…».
Входа нет. Прокимен дня. «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю…».
На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5‑й: «Тебе, Воплощеннаго Спаса Христа…», и стихиры Пасхи (с их припевами). «Слава, и ныне» — «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» единожды).
По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 5‑й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, Двере Господня…». Сугубая ектения и прочее по обычаю. Отпуст после вечерни произносится без Креста: «Воскресый из мертвых…», поминаются святой храма и дня.

На утрене после возгласа: «Слава Святей…» и пасхального начала (как и на вечерне) сразу: «Слава в вышних Богу…» и шестопсалмие.
На «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 5‑й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскрес­ный, глас тот же: «Радуйся, двере Господня…».
Кафизмы 10‑я и 11‑я. Малые ектении.
По 1‑м стихословии — седальны воскресные. «Слава, и ныне» — Богородичен (см. в Неделю о слепом).
По 2‑м стихословии — седален праздника Трио­ди, глас 5‑й: «Отцу и Духови Собезначальный…». «Слава, и ныне» — тот же седален.
«Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50‑й.
Каноны: Пасхи на 6 (ирмос дважды), Триоди (о слепом) на 4 и Триоди (предпразднства Вознесения) на 4.
Библейские песни: «Поем Господеви».
Примечание. Библейские песни в этот день полагаются только к тропарям канонов о слепом и предпразднству Вознесения, но на практике к тропарям канонов о слепом и предпразднству — припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Катавасия Вознесения — «Спасителю Богу…».
По 3‑й песни — кондак и икос праздника Триоди (см. в Неделю о слепом), глас 4‑й; седален праздника Триоди (см. в Неделю о слепом), глас 1‑й: «Во­очил еси, Христе…». «Слава, и ныне» — предпразднству Вознесения, глас тот же: «Родился еси…».
По 6‑й песни — кондак и икос Пасхи, глас 8‑й.
На 9‑й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи.
По 9‑й песни — светилен Пасхи: «Плотию уснув…» (дважды). «Слава, и ныне» — светилен праздника Триоди (см. в Неделю о слепом): «Умныя мои очи…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: Триоди (о слепом), глас 2‑й, глас 4‑й и глас 5‑й — 4 (см. во вторник вечером на «Господи, воззвах»), и стихиры Пасхи (с их припевами). «Слава, и ныне» — «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» единожды).
Великое славословие.
По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 5‑й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, Двере Господня…». Ектении. Отпуст без Креста.
Часы обычные (трехпсалмные). На часах — тропарь воскресный: «Собезначальное Слово…» и кондак праздника Триоди (о слепом): «Душевныма очима…».

Начало Литургии — как на самую Пасху.
Блаженны канона Пасхи, песнь 3‑я — 4 (со ирмосом) и песнь 6‑я — 4.
По входе — тропарь воскресный. «Слава» — кондак праздника Триоди (о слепом), «И ныне» — кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».
Прокимен и аллилуиарий — Пасхи.
Апостол и Евангелие — дня.
Задостойник Пасхи.
Причастен Пасхи: «Тело Христово…».
Окончание Литургии — как на самую Пасху.
Отпуст Пасхи с Крестом и трисвещником, поминаются святой храма, дня и свт. Иоанн Златоуст.
Примечание. «На трапезе бывает братии утешение великое, сиречь: елеем, рыбою и вином» (Типикон, гл. 50, «В среду 6‑я седмицы по Пасце, На утрене»).

Б. Примечание. Служба отдания Пасхи в среду 6‑й седмицы в основном посвящена отданию Недели о слепом, что представляется нелогичным — вместо отдания общего праздника совершать отдание частного празднования периода попразднства Пасхи. Наоборот, в Уставе указано в отдания всех праздников служить всю праздничную службу только славословным порядком.

В современной греческой Триоди Цветной указаны два порядка служения отдания Пасхи: один такой, как и в наших Триодях, а другой — Пасхальным чином.
Преподобный Антоний (Абашидзе, † 1942), по воспоминаниям его духовного сына схиархимандрита Дио­нисия (Лукича, † 1991), живя в 20‑е и 30‑е годы XX ст. в Китаевой пустыни Киево-Печерской Лавры, где в то время совершались основные лаврские богослужения, по причине передачи обновленцам Великой церкви (Успенского собора), служил отдание Пасхи Пасхальным чином. Этот же чин принес на Елеон в женский Вознесенский монастырь другой его духовный сын — архимандрит Димитрий (Биакай, † 1985), что сохраняется в обители до настоящего времени.

Пасхальным же чином отдание Пасхи по благословению священноначалия совершается и в возрожденной с 1988 года Киево-Печерской Лавре.
В греческих Триодях указано петь стихиры воскресные 1‑го гласа. На Елеоне и в Киево-Печерской Лавре поются воскресные стихиры Октоиха 5‑го гласа, что разум­нее, поскольку Неделя о слепом — неделя 5‑го гласа, да и пением догматика 5‑го гласа совершается обычное отдание гласа, бываемое в субботу, которое в Триоди не предусмотрено: в пятницу вечера на «Господи, воззвах», на «Слава, и ныне» указана стихира попразднства Вознесения, а не догматик рядового гласа. При служении отдания Пасхи все стихиры берутся из служб Светлой седмицы, в Светлую Среду вечером и в Светлый Четверток утром. Поэтому приводим наиболее разумный устав отдания Пасхи Пасхальным чином.
Канон предпразднства Вознесения вычитывается накануне на повечерии.
Служба совершается как в дни Пасхальной седмицы: при отверстых Царских вратах; иерей (предстоящий) в полном облачении; все входы и выходы, будь‑то ради ектении или ради каждения, совершаются через Царские врата.

На вечерне. Диакон: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…».
Начало пасхальное. Алтарь: «Христос воскресе», трижды. Лик: то же. Иерей: Стихи и каждение. Лик: по каждом стихе: «Христос воскресе», краткое. Священник кадит престол, алтарь, солею, народ с солеи. После приветствия иереем народа алтарь поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…». Лик: «И сущим во гробех живот даровав».
Мирная ектения.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 6: Триоди Цветной в Светлую среду на вечерне, глас 5‑й. «Слава» — там же. «И ныне» — догматик 5‑го гласа: «В Чермнем мори…».
Вход. Прокимен дневной.
Сугубая ектения от «Рцем вси…», «Сподоби, Господи…», просительная ектения.
На стиховне стихира, глас 5‑й: «Тебе воплощеннаго Спаса Христа…» и стихиры Пасхи с припевами их. «Христос воскресе» — трижды, кратким напевом.
Отпуст пасхальный и приветствие народа.
Лик: «Христос воскресе» — трижды (краткое), и «И нам дарова…».
Повечерие и полунощница читаются келейно, обычные непасхальные (вседневные). На полунощнице по 1‑м Трисвятом — тропарь воскресный, глас 5‑й: «Собезначальное Слово…». «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, Двере Господня…». На повечерии и полунощнице по 2‑м Трисвятом — кондак Пасхи, глас 8‑й: «Аще и во гроб…».

На утрене. Диакон: «Благослови, владыко». Иерей: «Слава Святей…».
Начало пасхальное. Мирная ектения.
Канон, как в первый день Пасхи, без Богородичных тропарей. Ирмосы, тропари, катавасия, «Христос воскресе» — трижды, краткое. Малые ектении по 3‑й, 6‑й и 9‑й песнях.
Каждение на 1‑й песни (в некоторых храмах — всего храма), 4‑й, 7‑й и (диаконом) 9‑й.
Каждение на 4‑й, 7‑й и 9‑й песнях как на пасхальной седмице.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 4, с четвертка Светлой седмицы, глас 5‑й (см. на утрене) и стихиры Пасхи с припевами их. «Христос воскресе» — трижды, кратким напевом.
Ектении.
Отпуст пасхальный и приветствие народа. Лик: «Христос воскресе» — трижды, краткое, «И нам дарова…».
Часы 1‑й, 3‑й и 6‑й — пасхальные.

Литургия. Начало пасхальное.
Антифоны Пасхи.
По входе — входный стих Пасхи, «Христос воскресе…», «Предварившия…». «Слава, и ныне» — «Аще и во гроб…».
Вместо Трисвятого — «Елицы…».
Прокимен, аллилуиарий, причастен — Пасхи.
Апостол и Евангелие — дня.
Задостойник: «Ангел вопияше…».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me