Православные храмы

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Троещина)

Небольшой деревяный однокупольный храм из брусьев принадлежащий…

Храм святителя Николая Мирликийского (на водах)

Инициатива строительства уникального храма на Днепре принадлежала…

Храм Боголюбской иконы Божией Матери (в детской инфекционной больнице)

Первый молебен служили 10 / 23 февраля 2009 г. Первую Литургию…
Публикации

Знаменательная находка иконы святого равноапостольного князя Владимира

Со времени возрождения Свято-Успенского собора Киево-Печерской Лавры начались и…

Элладская Православная Церковь. Исторический очерк. Часть IІ: От обретения автокефалии до наших дней

27 июля 1833 г. на соборе архиереев в городе Нафплионе греческое правительство…

Мир вам!

В восьмой день по Пасхе, когда ученики были в доме, и Фома был с ними, сквозь…

Чин посвящения в чтеца и певца - история чина

В чине посвящения в чтеца и певца посвящаемый называется одним именем «свещеносца», чем подчеркивается утрата различий между этими степенями церковнслужения и обьединение их в единую должность. В Древней Церкви, при существовании большого числа наименований и званий членов клира, должности чтеца и певца заметно отличались друг от друга.

О чтецах упоминается еще в Ветхом Завете, где говорится, что во время Богослужения они «читали из книги законы Божия внятно и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем. 8, 8). В новозаветное время звание чтеца освятил Сам Господь, Который, придя в Назарет, вошел «в день субботний в синагогу и встал читать» (Лк. 4, 16). Должность чтеца известна была при апостолах (Деян. 13, 15, 27). О ней говорится в Апостольских Постановлениях и указывается в сочинениях церковных писателей первых веков. Звание чтеца в Древней Церкви пользовалось высоким уважением, оно давалось как награда за особое достоинство и твердое исповедание Христовой веры. Священномученик Киприан посвятил в должность чтецов исповедников Аврелия и Келерина, проявивших стойкость во время гонений.

На должности чтецов в древности начинали свое служение многие выдающиеся деятели и отцы Церкви — святые Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Прокл, епископ Константинопольский, и другие. История Церкви говорит, что в больших храмах должность чтецов одновременно занимало большое количество клириков. Так, по законодательству Юстиниана при Софийском Константинопольском храме назначено было 110 чтецов (Кормч. кн., 2, гл. 44, прав. 1).

В древности, как и в настоящее время, в обязанности чтецов входило чтение Священного Писания, за исключением Евангелия, при богослужении. Они были также хранителями священных книг и должны были возжигать светильники в алтаре и предносить светильник во время совершения богослужения пред священнодействующими в необходимых случаях.

В Постановлениях Апостольских изображен чин посвящения чтецов, в котором епископу предписывается избрать чтеца, возложить на него руку и произнести молитву, содержащую просьбу ко Господу о даровании Духа пророческого рукополагаемому для чтения святых Писаний народу Божьему и о том, чтобы он, неукоризненно совершая возложенное на него дело, соделался достойным высшей степени служения чрез Христа. В 8 правиле Карфагенского собора (около 398 г.) говорится, что при поставлений чтеца епископ должен известить народу о его поведении, способностях и верности. После чего епископ дает ставленнику священную книгу для чтения, произнося: «Прими ее, имей звание читать слово Божие и знай, что за исполнение своей должности с усердием и пользою будешь иметь участие с благовестниками слова Божия».

Звание певца, или, по уставу церковному, «канонарха», т.е. возглашателя гласа октоиха, прокимнов и прочего, было также, как и звание чтеца, известно еще в Ветхозаветной Церкви. Ветхозаветные псалмопевцы (1 Пар. 9, 33), священнопевцы, певцы и певицы (1 Пар. 23, 5; 1 Ездр. 2, 42; 65; 2 Ездр. 5, 27, 41) разделялись на два клироса (Неем. 12, 31—47), между которыми был начальник хваления и молитвы (Неем. И, 17, 12, 46). В Новом Завете звание певца освятил Сам Господь и апостолы, которые после тайной вечери «воспевши пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26, 30).

В первые времена существования Церкви Христовой пение разрешалось всем присутствующим при богослужении. В 364 году Лаодикийский собор 15 правилом постановил, чтобы только певцы, «состоящие в клире, на амвон входящие и по книге поющие, пели в церкви». В 10 правиле Карфагенского собора указывается епископу при поставлении певца произносить: «Что поешь устами, в то веруй сердцем, а во что веруешь сердцем, исполняй на деле». Певцы, или псалмисты, в древности составляли низшую степень чтецов.

Современный чин поставлення чтеца и певца в основе своей греческого происхождения. Он состоит из нескольких частей, входивших некогда в чины поставлення других церковнослужительских должностей, которые к первой половине XV века были упразднены. Например, первая молитва чина на поставление чтеца и певца в древней Церкви составляла самостоятельное молитвословие на возведение особого должностного лица при патриархе, который назывался «депотатом». Депотат должен был во время совершения крестных ходов идти впереди и освобождать путь патриарху и самой процессии, и, кроме того, его обязанностью было в положенное по чинопоследованию архиерейской Литургии время предшествовать с лампадою выносу Евангелия на малом и Святым Дарам на великом входах.

Вторая молитва, заключающая в себе всю силу и важность чина посвящения чтеца и певца, является главной и неотъемлемой принадлежностью всех известных литургических памятников от древнейшего времени до наших дней.

В Русской Православной Церкви чиновник архиерейский, по указанию патриарха Иоакима (1674—1690), подвергся пересмотру и исправлению: конец чина поставлення чтеца и певца был заимствован из Евхология Якова Гоара (†1653), обнаружившего его в рукописном Евхологии XIII века и перепечатавшего с некоторыми сокращениями и дополнениями. В таком исправленном виде этот чин неизменно с 1677 года печатается в Чиновнике архиерейском и стал достоянием богослужебной практики.
 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu