Православные храмы

Храм преподобного Симеона Столпника (в Петропавловской Борщаговке)

Время возникновения Петропавловского монастыря на Борщаговке не…

Храм мученицы Раисы Александрийской (на Дарницком кладбище)

В течение осени 2008 г. осуществлено строительство типового храма.…

Храм иконы Божией Матери «В родах Помощница» (в 1‑м роддоме, на Печерске)

Храм был открыт 8/21 декабря 2000 г., первый молебен отслужен 9/22…

Публикации

Учат в школе, учат в доме

Что могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушений мира?..…

“Ибо мы не себя проповедуем…” (2 Кор. 4, 5)

Миссионерство (от лат. missio — посылка, поручение) — одна из форм деятельности…

Где находится истинная Церковь

В Евангелии Господь Иисус Христос пообещал верующим в Него: “...се, Я с вами во…

Неделя. ПАСХА ХРИСТОВА. Прп. Иоанна Лествичника.

Полунощницу нужно начинать не позднее 23 часов, чтобы не спеша совершить ее. Так как Литургия совершается непосредственно после утрени, то входные молитвы читаются перед Плащаницей до полунощницы по обычному чину.
Примечание. Полунощница, согласно Уставу, должна начинатся после чтения Деяний, которое завершается около «часа 4‑го нощи», т. е., по‑нашему — около 10 часов вечера (см. Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 4‑е «зри»).

Чин полунощницы. При закрытых Царских вратах и завесе иерей творит начало: «Благословен Бог наш…»; «Царю Небесный» (не читается), Трисвятое по «Отче наш», «Господи помилуй» (12), «Слава, и ныне», «При­идите, поклонимся…» (трижды). Псалом 50‑й.
Канон Великой Субботы: «Волною морскою…». Ирмосы по дважды, тропари на 12 и катавасия — тот же ирмос (по каждой песни). Канон следует читать одному из священнослужителей перед Плащаницей.
По 3‑й песни — седален, глас 1‑й, «Слава, и ныне» — тот же седален, по 6‑й — кондак и икос Великой Субботы, глас 6‑й.
В начале 9‑й песни отверзаются Царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении катавасии 9‑й песни (на словах: «…востану бо и прославлюся…») поднимают Плащаницу и вносят в алтарь. Вслед за этим Царские врата затворяются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до отдания Пасхи. Так как обычно плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении Литургии ставить дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великий Пяток и в Великую Субботу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая Плащаница — гладкая (не вышитая).
По катавасии 9‑й песни канона — Трисвятое по «Отче наш». По возгласе певцы поют тропарь, глас 2‑й: «Егда снизшел еси…». Краткая сугубая ектения, как в начале утрени (см. в составе Двупсалмия), и отпуст малый.

Утреня. Пасхальную утреню обычно начинают в 12 часов ночи. Начинать пасхальное торжество ранее полуночи не рекомендуют канонические правила. Но правила эти не указывают, когда именно после полуночи, «в который час, или в которую половину часа, или четверть часа, подобает начинати веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых», ввиду того, что и в самом Евангелии нет точного указания на час Воскресения (св. Дионисий Александрийский, 1‑е правило). Поэтому не следует удивляться, что в Типиконе о начале пасхальной заутрени говорится не вполне определенно: «об часе утреннем». В нашей Церкви приблизительно за последние сто лет установился обычай начинать пасхальное торжество ровно в полночь. Посему при приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у престола. Предстоятель раздает свечи сослужащим. В это же время возжигают свечи и все молящиеся. Предстоятель принимает в левую руку Крест с пасхальным трисвещником, в правую — кадило.
Ровно в 12 часов (по местному времени) при зак­рытых Царских вратах священнослужители поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Стихира поется трижды: по обычаю, первый раз она поется тихо при закрытых Царских вратах и завесе, второй раз — немного громче при открытой завесе, третий раз — громко при открытых Царских вратах, которые после этого остаются открытыми до конца Светлой седмицы. При каждом пении стихиры предстоятель в предшествии диакона со свечой совершает каждение окрест престола. В третий раз стихира поется духовенством до половины: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех…». Певцы, стоящие на середине храма, заканчивают: «И нас на земли сподоби…».
Начинается крестный ход, во время которого певцы непрерывно поют ту же стихиру. В крестном ходе впереди несут фонарь, за ним несут парой запрестольный Крест — справа, и запрестольный образ Божией Матери — слева (так же, как они расположены в алтаре), далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники, младшие впереди. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель с трисвещником и Крестом. Там, где один священник, допускается мирянам нести на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие. Артос на этом крестном ходе не носят, поскольку он еще не освящен.
Крестный ход в обычном порядке идет вокруг храма при непрерывном трезвоне. Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу в следующем порядке: фонарь (непосредственно перед дверями), затем (от южной стороны к северной) запрестольный Крест, Евангелие, икона Воскресения, запрестольный образ Божией Матери, по сторонам становятся хоругвеносцы и свещеносцы. Предстоятель и сослужащие священники становятся пред святынями по чину. Трезвон прекращается. Настоятель, приняв от диакона кадило, при полной тишине совершает каждение святынь, духовенства, певцов и предстоящих и, в заключение, диакона. Диакон принимает кадило, кадит предстоятеля и возвращает ему кадильницу.
Предстоятель трижды (а не один раз) кресто­образно назнаменовав кадилом затворенные церковные двери, возглашает велегласно: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Певцы: «Аминь».
Далее следует Пасхальное начало, которым начинается вечерня, утреня и Литургия во все дни Светлой седмицы.
Священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (трижды). Певцы повторяют «со сладкопением» то же (трижды).
Предстоятель возглашает стихи:
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его».
«Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня».
«Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом».
«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь».
«Слава».
«И ныне».
На каждый стих певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» краткое (единожды).
В завершение предстоятель или все священнослужители поют высшим гласом: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». Отверзаются церковные двери (по Уставу, самим настоятелем) и крестный ход шествует в храм.
Великая ектения. Возглас: «Яко подобает…», и пасхальный канон — творение прп. Иоанна Дамаскина, глас 1‑й: «Воскресения день…». По Уставу «творит… начало канона на куюждо песнь всегда предстоятель», обычно же первый раз ирмос каждой песни начинают все священнослужители. Ирмосы поются на 4, тропари на 12, с припевом к каждому из них: «Христос воскресе из мертвых». Богородичны пасхального канона в первый день Пасхи не поются. Катавасия — те же ирмосы (трижды), и после катавасии тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, обычно быстрым распевом).
На каждой песни канона совершается каждение. По Типикону, настоятель «кадит в начале канона святыя иконы и оба лика и братию по чину». Это — указание на полное каждение всего храма, которое должно совершаться только один раз — на 1‑й песни канона. Но, по твердо установившемуся издревле обычаю, полное каждение совершается на каждой песни. При соборном служении каждение совершают все иереи поочередно (а при большом числе иереев — попарно). При каждении людей возглашатся приветствие: «Христос Воскресе!».
После каждой песни — малая ектения, которую диа­кон произносит вне алтаря. (Если богослужение совершает один священник, то он все ектении произносит в алтаре.) Для произнесения ектений и совершения каждений диакон (со свечой в руке) во всех случаях исходит из алтаря Царскими вратами (во всю Светлую седмицу).
Возгласы иерея (после малых ектений):
По 1‑й песни — «Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
По 3‑й песни — «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
По 4‑й песни — «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
По 5‑й песни — «Яко святися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
По 6‑й песни — «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
По 7‑й песни — «Буди держава Царствия Твоего благословенна и препрославлена, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
По 8‑й песни — «Яко благословися имя Твое и прославися Царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
По 9‑й песни — «Яко Тя хвалят вся силы Небесныя, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
После 3‑й песни — ипакои Пасхи, глас 4‑й: «Предварившия утро…».
После 6‑й песни — кондак, глас 8‑й: «Аще и во гроб…», и икос: «Еже прежде солнца…». «Воскресение Христово…» (трижды). «Воскрес Иисус от гроба…» (трижды).
На 8‑й песни имеется Троичен. Он поется четыре раза с припевом: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе».
На 9‑й песни припев «Христос воскресе из мертвых» не поется, но к ирмосу и к тропарям — особые припевы.
9‑я песнь в 1‑й день Пасхи должна быть исполнена в следующем порядке:
Диакон: «Величит душа моя Воскресшаго…»;
1‑й лик: «Светися, светися…»;
2‑й лик — повторяет тот же припев и ирмос;
1‑й лик: «Величит душа моя волею страдавша…», «Светися, светися…»;
2‑й лик — тот же припев и ирмос;
1‑й лик: «Христос, новая Пасха…», «О Божественнаго…»;
2‑й лик — тот же припев и тропарь;
1‑й лик: «Ангел вопияше…», «О Божественнаго…»;
2‑й лик — тот же припев и тропарь;
1‑й лик: «Возбудил еси…», «О Божественнаго…»;
2‑й лик: «Магдалина Мария…», «О Божественнаго…»;
1‑й лик: «Ангел облистаяй…», «О Пасха велия…»;
2‑й лик: «Христос воскресе…», «О Пасха велия…»;
1‑й лик: «Днесь всяка тварь…», «О Пасха велия…»;
2‑й лик: «Днесь Владыка плени ада…», «О Пасха велия…»;
1‑й лик: «Величит душа моя Триипостаснаго…», «О Пасха велия…»;
2‑й лик: «Радуйся, Дево…», «О Пасха велия…»;
1‑й лик: «Величит душа моя Воскресшаго…», «Светися, светися…»;
2‑й лик: «Величит душа моя волею страдавша…», «Светися, светися…».
Затем оба лика вкупе поют ирмос: «Светися, светися…», и тропарь: «Христос воскресе…» (трижды).
На 9‑й песни каждение совершает не иерей, а диакон со свечой (при соборном служении — два диакона).
По 9‑й песни ексапостиларий: «Плотию уснув…» (трижды).
На хвалитех стихиры воскресные на 4, глас 1‑й (см. в Триоди Цветной). Затем стихиры Пасхи со стихами, глас 5‑й: «Да воскреснет Бог…». Последняя стихира заканчивается тропарем: «Христос воск­ресе из мертвых…», который входит в состав стихиры, после чего, в качестве заключительного тропаря, «Христос воскресе из мертвых…» быстрым напевом поется еще три раза. Так заканчивается пение стихир Пасхи во всю Светлую седмицу на вечерне и утрени.
Во время пения стихир Пасхи священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре. По Уставу, «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй: «Христос воскресе!». Оному же отвещавшу: «Воистину воскресе!».
По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Такой порядок мог быть соблюдаем в тех древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же, при большом стечении богомольцев, наиболее соответственным будет, если предстоятель после христосования с сослужащими, выйдя с Крестом и трисвещником на солею, произнесет от себя краткое общее приветствие предстоящим и закончит его троекратным возглашением: «Христос воскресе!», с осенением Крестом и трисвещником на три стороны, а после этого возвратится в алтарь. Христосование с каждым в отдельности может быть после отпуста утрени, если после нее будет расход, или же после отпуста Литургии, если она следует непосредственно за утреней и часами. По той же причине многолюдства может быть достаточным, если христосоваться с мирянами будет один предстоятель, а не все священнослужители.
После троекратного возглашения предстоятелем «Христос воскресе!» певцы трижды неспешно поют весь тропарь: «Христос воскресе из мертвых…», чтобы предстоятель имел возможность отнести Святой Крест в алтарь, положить его на престол и выйти на амвон для чтения Огласительного слова свт. Иоанна Златоуста.
На амвоне поставляется аналой, как для проповеди. Предстоятель, выйдя из алтаря и став около аналоя, произносит: «Христос воскресе!», и затем читает слово, начиная, по Уставу, с заглавия его: «Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный День преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения».
По окончании чтения певцы поют тропарь свт. Иоанну Златоусту, глас 8‑й: «Уст твоих якоже светлость огня…», и произносятся ектении: «Помилуй нас, Боже…» и «Исполним утреннюю молитву…».
По возгласе: «Твое бо есть, еже миловати…», диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен Христос, Бог наш…». Певцы: «Аминь», «Утверди, Боже…». Иерей, держа Крест и трисвещник, вместо: «Слава Тебе, Христе Боже…» поет вместе с сослужащими: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Все сослужащие выходят из алтаря, младшие впереди, и становятся по чину на солее. Предстоятель с Крестом и, по обычаю, трисвещником в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (поминовения ликов святых и отдельных их имен Уставом не положено), и осеняет предстоящих Крестом и трисвещником на три стороны, громко произнося при каждом осенении: «Христос воскресе!». Молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!», и, по древнему обычаю, осеняют себя крестным знамением (как и всегда при осенении Крестом). Певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, быстро), и конечное — «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению». Поются многолетны.
Примечание. По установившейся практике, на Пасху и в течение Светлой седмицы отпуст утрени, Литургии, великой вечерни (и пасхального молебна) совершается с Крестом и трисвещником, а отпуст малых служб — с Крестом без трисвещника. Однако Устав не упоминает о трисвещнике на пасхальном отпусте: Типикон предписывает в этот период отпуст великих служб произносить с Крестом, а малых — без Креста.
По отпусте утрени, согласно указанию Типикона, «целуем Честный Крест, держимый в руку настоятеля». Но если непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия, то целование Креста можно отнести к окончанию Литургии.

Пасхальные часы. По возгласе: «Благословен Бог наш…», певцы: «Христос воскресе из мертвых…» (триж­ды весь тропарь). «Воскресение Христово…» (триж­ды), ипакои: «Предварившия утро…», кондак: «Аще и во гроб…», тропарь: «Во гробе плотски…», «Слава» — «Яко Живоносец…», «И ныне» — Богородичен: «Вышняго освященное Божественное селение…», «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» — «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…» Певцы: «Аминь», «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит обычный малый воскресный отпуст с Крестом: «Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Примечание. Такой чин песнопений полагается совершать вместо 1‑го, 3‑го, 6‑го и 9‑го часа, полунощницы и повечерия.
Во время пения часов перед Литургией (по окончании проскомидии) диакон со свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Перед началом Литургии во дни Светлой седмицы и до отдания Пасхи священнослужители вместо «Царю Небесный» читают: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), и обычные стихи: «Слава в вышних Богу…» (дважды) и «Господи, устне мои отверзеши…».
После начального возгласа Литургии (свт. Иоанна Златоуста) иерей, стоя пред престолом с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, а диакон на горнем месте со свечой, поют трижды: «Христос воскресе из мертвых…». Певцы повторяют: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). Иерей — 1‑й стих: «Да воскреснет Бог…». Певцы: «Христос воск­ресе из мертвых…» (единожды), и прочее пасхального начала, как в начале утрени. В заключение священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Во время пения стихов с тропарем Пасхи совершается каждение алтаря, иконостаса и молящихся; при этом иерей приветствует молящихся возгласом: «Христос воскресе!». Стих: «Да воскреснет Бог…» предстоятель поет, кадя престол спереди; стих: «Яко исчезает дым….» при каждении южной стороны престола; стих: «Тако да погибнут грешницы…» при каждении восточной стороны престола; стих: «Сей день…» при каждении северной стороны престола.
Примечание. Таким же образом (при пении пасхального начала) начинается вечерня, утреня и Литургия во все дни Светлой седмицы.
Антифоны Пасхи.
Вхо́дное: «В це́рквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых».
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. Примечание 6‑го января).
По входе: тропарь Пасхи, глас 5‑й: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды). Ипакои, глас 4‑й: «Предварившия утро…», «Слава, и ныне» — кондак, глас 8‑й: «Аще и во гроб…». Вместо Трисвятого — «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа».
Примечание. Указанное начало Литургии, т. е., «Христос воскресе из мертвых…» со стихами, а также антифоны, «Елицы во Христа крестистеся…» и причастный стих «Тело Христово приимите…» поются во всю Светлую седмицу, как в 1‑й день Пасхи.
Прокимен, глас 8‑й: «Сей день, егоже сотвори Гос­подь, возрадуемся и возвеселимся вонь», стих: «Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его». Апостол — Деян., зач. 1. «Аллилуиа», глас 4‑й. Евангелие — Ин., зач. 1.
При соборном служении Евангелие читают на разных языках: на церковнославянском, на древних, на которых распространялась апостольская проповедь — на греческом, латинском, а также на украинском, русском и на других современных языках, наиболее известных в данной местности. Обычно предстоятель читает на греческом или русском языке, протодиакон — на церковнославянском. Иереи читают Евангелие, стоя у престола на своих обычных местах, а предстоятель на горнем, диакон — на амвоне, прочие же диаконы на различных местах, «ставше от святаго престола до западных врат церковных». Ради народа, стоящего в церковной ограде, один из диаконов или священник может читать Евангелие на паперти, обратясь лицом к народу; разумеется, он должен читать на церковнославянском языке. Евангелие обычно делится на 3 статии:
1‑я статия — стихи 1–5;
2‑я статия — стихи 6–13;
3‑я статия — стихи 14–17.
Порядок чтения пасхального Евангелия на нескольких языках следующий. После того, как протодиакон испросит благословение: «Благослови, владыко, благовестителя…», предстоятель дает благословение: «Бог молитвами…», и возглашает: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». Все иереи и диаконы, заканчивая протодиаконом, по очереди повторяют это возглашение — каждый, по возможности, на том языке, на котором он будет читать Евангелие. Потом предстоятель произносит: «Мир всем». (Это возглашение никто из священнослужителей не повторяет.) Певцы отвечают: «И духови твоему». Предстоятель возглашает: «От Иоанна Святаго Евангелия чтение», и затем все иереи и диа­коны по очереди повторяют это, по возможности, на том языке, на котором будет прочтено Евангелие. После того, как все священнослужители, заканчивая протодиаконом, сделали это возглашение, певцы поют: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Предстоятель: «Вонмем»; то же — все священнослужители, заканчивая протодиаконом, каждый на языке, на котором будет читать Евангелие. Предстоятель начинает 1‑ю статию, за ним повторяют ее иереи и диаконы, и последним — протодиакон. В таком же порядке читаются 2‑я и 3‑я статии.
Во время чтения Евангелия в начале каждой статии по извещению из храма на колокольне производится так называемый «перебор», т. е., ударяют по одному разу во все колокола, от малых к большим. По окончании Евангелия — краткий трезвон. Когда протодиа­кон закончит 3‑ю статию, певцы поют: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Протодиакон отдает Евангелие предстоятелю. Прочие диаконы за ним входят в алтарь с Евангелиями и относят их на свое место.
Далее Литургия свт. Иоанна Златоуста совершается по обычному чину.
На Литургиях самой Пасхи и всей Светлой седмицы священнослужители произносят приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» вместо «Христос посреде нас» — «И есть и будет».
Вместо «Достойно» — «Ангел вопияше…» и ирмос: «Светися, светися…». Так до отдания Святой Пасхи, кроме Преполовения и его отдания.
Причастный стих: «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите. Аллилуиа» (трижды).
Вместо песнопений «Благословен Грядый…», «Видехом Свет истинный…» и «Да исполнятся…» поется по одному разу: «Христос воскресе из мертвых…». Во время причащения народа вместо «Тело Христово…» поется «Христос воскресе из мертвых». Так и во всю седмицу Пасхи.
По заамвонной молитве освящается артос. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. Совершается каждение окрест аналоя. Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».
Священник читает молитву на освящение артоса и затем окропляет артос святой водой, произнося: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее перед образом Спасителя, и на этом месте артос остается в течение всей Светлой седмицы. Его носят на ежедневных крестных ходах. Если освящено несколько артосов, то на аналое полагается только один артос, а прочие хранятся до Светлой субботы в ризнице. На крестных ходах всегда носится только один артос.
По прочтении молитвы певцы вместо «Буди имя Господне…» поют: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), и вместо псалма 33‑го тот же тропарь — 12 раз и «множае, дондеже анафора (антидор) от игумена раздается». Священник: «Благословение Господне на вас…», хор: «Аминь». Иерей вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Остальное все, как на утрене. На отпусте не поминаются ни святой храма, ни дневные святые, поминаются только свв. апостолы и составитель Литургии. Так и во всю Пасхальную седмицу.
Царские врата (главного алтаря и всех приделов) и вратницы остаются открытыми во всю Светлую седмицу, не затворяют их и на время причащения священнослужителей.
Примечание. «Ведомо же буди и сие: Яко мяс православнии христиане к церкви [для благословения — Сост.] не приносят, но в дом ко иерею… Яйца же и сыр принесенный поставляются в притворе, в церковь же отнюд не подобает вносити…
[Молитву «во еже благословити брашна мяс, во Святую и Великую Неделю Пасхи» и молитву «во еже благословити сыр и яйца» см. в Триоди Цветной, Требнике и в кн.: Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. — Сост.]
Вестно же буди: Яко сицевый мяс и набелу принос, не есть пасха, ниже агнец, якоже неции глаголют и приемлют, и ему со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение; не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте мясо и сыр ясти, от иерея предложенными молитвами в снедь благословено будет: пасха бо Сам Христос есть, и Агнец, Вземляй грехи мира, на олтаре в Безкровной Жертве, в Пречистых Тайнах Честнаго Тела и Животворящия Крове Своей, от иерея Богу и Отцу Приносимый, и Тому достойно причащающиися, истинную ядят пасху. И сего ради оныя приносы, яко не суть Паcxa, во олтарь или в церковь не достоит вносити, но вне церк­ве, или в притворе, молитвою благословити, по 3‑му правилу святых апостол, глаголющих: Аще кто епископ или пресвитер, кроме вчинения Господня о жертве иная некая ко олтарю принесет, мед, или млеко, или вместо вина сикеру, сиесть, оловину или медовину, или птицы, или кая животная, или сочива, разве гроздия в лете, и елея на свещники и фимиама, во время Литургии, да извержется. И по 6‑му Собору, иже в Трулле в правиле 99 глаголющу. И сему во Арменстей стране бывати уведехом, яко нецыи внутрь во святых олтарех, части мяс варяше, приносят священником, жидовски разделяюще.
Темже Церковь непорочную храняще, узаконихом, яко не подобает ни единому же иерею различных мяс частей от приносящих приимати: но теми довольни да будут, яже приносящему возмнятся. Сицевому приношению бываему вне церкве. Аще же кто «оне сот­ворит, да отлучится» (см.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи», 3‑е и 4‑е «зри»).

Полунощницу нужно начинать не позднее 23 часов, чтобы не спеша совершить ее. Так как Литургия совершается непосредственно после утрени, то входные молитвы читаются перед Плащаницей до полунощницы по обычному чину.
Примечание. Полунощница, согласно Уставу, должна начинатся после чтения Деяний, которое завершается около «часа 4‑го нощи», т. е., по‑нашему — около 10 часов вечера (см. Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 4‑е «зри»).
Чин полунощницы. При закрытых Царских вратах и завесе иерей творит начало: «Благословен Бог наш…»; «Царю Небесный» (не читается), Трисвятое по «Отче наш», «Господи помилуй» (12), «Слава, и ныне», «При­идите, поклонимся…» (трижды). Псалом 50‑й.
Канон Великой Субботы: «Волною морскою…». Ирмосы по дважды, тропари на 12 и катавасия — тот же ирмос (по каждой песни). Канон следует читать одному из священнослужителей перед Плащаницей.
По 3‑й песни — седален, глас 1‑й, «Слава, и ныне» — тот же седален, по 6‑й — кондак и икос Великой Субботы, глас 6‑й.
В начале 9‑й песни отверзаются Царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении катавасии 9‑й песни (на словах: «…востану бо и прославлюся…») поднимают Плащаницу и вносят в алтарь. Вслед за этим Царские врата затворяются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до отдания Пасхи. Так как обычно плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении Литургии ставить дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великий Пяток и в Великую Субботу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая Плащаница — гладкая (не вышитая).
По катавасии 9‑й песни канона — Трисвятое по «Отче наш». По возгласе певцы поют тропарь, глас 2‑й: «Егда снизшел еси…». Краткая сугубая ектения, как в начале утрени (см. в составе Двупсалмия), и отпуст малый.
Утреня. Пасхальную утреню обычно начинают в 12 часов ночи. Начинать пасхальное торжество ранее полуночи не рекомендуют канонические правила. Но правила эти не указывают, когда именно после полуночи, «в который час, или в которую половину часа, или четверть часа, подобает начинати веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых», ввиду того, что и в самом Евангелии нет точного указания на час Воскресения (св. Дионисий Александрийский, 1‑е правило). Поэтому не следует удивляться, что в Типиконе о начале пасхальной заутрени говорится не вполне определенно: «об часе утреннем». В нашей Церкви приблизительно за последние сто лет установился обычай начинать пасхальное торжество ровно в полночь. Посему при приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у престола. Предстоятель раздает свечи сослужащим. В это же время возжигают свечи и все молящиеся. Предстоятель принимает в левую руку Крест с пасхальным трисвещником, в правую — кадило.
Ровно в 12 часов (по местному времени) при зак­рытых Царских вратах священнослужители поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Стихира поется трижды: по обычаю, первый раз она поется тихо при закрытых Царских вратах и завесе, второй раз — немного громче при открытой завесе, третий раз — громко при открытых Царских вратах, которые после этого остаются открытыми до конца Светлой седмицы. При каждом пении стихиры предстоятель в предшествии диакона со свечой совершает каждение окрест престола. В третий раз стихира поется духовенством до половины: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех…». Певцы, стоящие на середине храма, заканчивают: «И нас на земли сподоби…».
Начинается крестный ход, во время которого певцы непрерывно поют ту же стихиру. В крестном ходе впереди несут фонарь, за ним несут парой запрестольный Крест — справа, и запрестольный образ Божией Матери — слева (так же, как они расположены в алтаре), далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники, младшие впереди. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель с трисвещником и Крестом. Там, где один священник, допускается мирянам нести на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие. Артос на этом крестном ходе не носят, поскольку он еще не освящен.
Крестный ход в обычном порядке идет вокруг храма при непрерывном трезвоне. Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу в следующем порядке: фонарь (непосредственно перед дверями), затем (от южной стороны к северной) запрестольный Крест, Евангелие, икона Воскресения, запрестольный образ Божией Матери, по сторонам становятся хоругвеносцы и свещеносцы. Предстоятель и сослужащие священники становятся пред святынями по чину. Трезвон прекращается. Настоятель, приняв от диакона кадило, при полной тишине совершает каждение святынь, духовенства, певцов и предстоящих и, в заключение, диакона. Диакон принимает кадило, кадит предстоятеля и возвращает ему кадильницу.
Предстоятель трижды (а не один раз) кресто­образно назнаменовав кадилом затворенные церковные двери, возглашает велегласно: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Певцы: «Аминь».
Далее следует Пасхальное начало, которым начинается вечерня, утреня и Литургия во все дни Светлой седмицы.
Священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (трижды). Певцы повторяют «со сладкопением» то же (трижды).
Предстоятель возглашает стихи:
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его».
«Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня».
«Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом».
«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь».
«Слава».
«И ныне».
На каждый стих певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» краткое (единожды).
В завершение предстоятель или все священнослужители поют высшим гласом: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». Отверзаются церковные двери (по Уставу, самим настоятелем) и крестный ход шествует в храм.
Великая ектения. Возглас: «Яко подобает…», и пасхальный канон — творение прп. Иоанна Дамаскина, глас 1‑й: «Воскресения день…». По Уставу «творит… начало канона на куюждо песнь всегда предстоятель», обычно же первый раз ирмос каждой песни начинают все священнослужители. Ирмосы поются на 4, тропари на 12, с припевом к каждому из них: «Христос воскресе из мертвых». Богородичны пасхального канона в первый день Пасхи не поются. Катавасия — те же ирмосы (трижды), и после катавасии тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, обычно быстрым распевом).
На каждой песни канона совершается каждение. По Типикону, настоятель «кадит в начале канона святыя иконы и оба лика и братию по чину». Это — указание на полное каждение всего храма, которое должно совершаться только один раз — на 1‑й песни канона. Но, по твердо установившемуся издревле обычаю, полное каждение совершается на каждой песни. При соборном служении каждение совершают все иереи поочередно (а при большом числе иереев — попарно). При каждении людей возглашатся приветствие: «Христос Воскресе!».
После каждой песни — малая ектения, которую диа­кон произносит вне алтаря. (Если богослужение совершает один священник, то он все ектении произносит в алтаре.) Для произнесения ектений и совершения каждений диакон (со свечой в руке) во всех случаях исходит из алтаря Царскими вратами (во всю Светлую седмицу).
Возгласы иерея (после малых ектений):
По 1‑й песни — «Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
По 3‑й песни — «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
По 4‑й песни — «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
По 5‑й песни — «Яко святися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
По 6‑й песни — «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
По 7‑й песни — «Буди держава Царствия Твоего благословенна и препрославлена, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
По 8‑й песни — «Яко благословися имя Твое и прославися Царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
По 9‑й песни — «Яко Тя хвалят вся силы Небесныя, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
После 3‑й песни — ипакои Пасхи, глас 4‑й: «Предварившия утро…».
После 6‑й песни — кондак, глас 8‑й: «Аще и во гроб…», и икос: «Еже прежде солнца…». «Воскресение Христово…» (трижды). «Воскрес Иисус от гроба…» (трижды).
На 8‑й песни имеется Троичен. Он поется четыре раза с припевом: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе».
На 9‑й песни припев «Христос воскресе из мертвых» не поется, но к ирмосу и к тропарям — особые припевы.
9‑я песнь в 1‑й день Пасхи должна быть исполнена в следующем порядке:
Диакон: «Величит душа моя Воскресшаго…»;
1‑й лик: «Светися, светися…»;
2‑й лик — повторяет тот же припев и ирмос;
1‑й лик: «Величит душа моя волею страдавша…», «Светися, светися…»;
2‑й лик — тот же припев и ирмос;
1‑й лик: «Христос, новая Пасха…», «О Божественнаго…»;
2‑й лик — тот же припев и тропарь;
1‑й лик: «Ангел вопияше…», «О Божественнаго…»;
2‑й лик — тот же припев и тропарь;
1‑й лик: «Возбудил еси…», «О Божественнаго…»;
2‑й лик: «Магдалина Мария…», «О Божественнаго…»;
1‑й лик: «Ангел облистаяй…», «О Пасха велия…»;
2‑й лик: «Христос воскресе…», «О Пасха велия…»;
1‑й лик: «Днесь всяка тварь…», «О Пасха велия…»;
2‑й лик: «Днесь Владыка плени ада…», «О Пасха велия…»;
1‑й лик: «Величит душа моя Триипостаснаго…», «О Пасха велия…»;
2‑й лик: «Радуйся, Дево…», «О Пасха велия…»;
1‑й лик: «Величит душа моя Воскресшаго…», «Светися, светися…»;
2‑й лик: «Величит душа моя волею страдавша…», «Светися, светися…».
Затем оба лика вкупе поют ирмос: «Светися, светися…», и тропарь: «Христос воскресе…» (трижды).
На 9‑й песни каждение совершает не иерей, а диакон со свечой (при соборном служении — два диакона).
По 9‑й песни ексапостиларий: «Плотию уснув…» (трижды).
На хвалитех стихиры воскресные на 4, глас 1‑й (см. в Триоди Цветной). Затем стихиры Пасхи со стихами, глас 5‑й: «Да воскреснет Бог…». Последняя стихира заканчивается тропарем: «Христос воск­ресе из мертвых…», который входит в состав стихиры, после чего, в качестве заключительного тропаря, «Христос воскресе из мертвых…» быстрым напевом поется еще три раза. Так заканчивается пение стихир Пасхи во всю Светлую седмицу на вечерне и утрени.
Во время пения стихир Пасхи священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре. По Уставу, «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй: «Христос воскресе!». Оному же отвещавшу: «Воистину воскресе!».
По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Такой порядок мог быть соблюдаем в тех древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же, при большом стечении богомольцев, наиболее соответственным будет, если предстоятель после христосования с сослужащими, выйдя с Крестом и трисвещником на солею, произнесет от себя краткое общее приветствие предстоящим и закончит его троекратным возглашением: «Христос воскресе!», с осенением Крестом и трисвещником на три стороны, а после этого возвратится в алтарь. Христосование с каждым в отдельности может быть после отпуста утрени, если после нее будет расход, или же после отпуста Литургии, если она следует непосредственно за утреней и часами. По той же причине многолюдства может быть достаточным, если христосоваться с мирянами будет один предстоятель, а не все священнослужители.
После троекратного возглашения предстоятелем «Христос воскресе!» певцы трижды неспешно поют весь тропарь: «Христос воскресе из мертвых…», чтобы предстоятель имел возможность отнести Святой Крест в алтарь, положить его на престол и выйти на амвон для чтения Огласительного слова свт. Иоанна Златоуста.
На амвоне поставляется аналой, как для проповеди. Предстоятель, выйдя из алтаря и став около аналоя, произносит: «Христос воскресе!», и затем читает слово, начиная, по Уставу, с заглавия его: «Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный День преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения».
По окончании чтения певцы поют тропарь свт. Иоанну Златоусту, глас 8‑й: «Уст твоих якоже светлость огня…», и произносятся ектении: «Помилуй нас, Боже…» и «Исполним утреннюю молитву…».
По возгласе: «Твое бо есть, еже миловати…», диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен Христос, Бог наш…». Певцы: «Аминь», «Утверди, Боже…». Иерей, держа Крест и трисвещник, вместо: «Слава Тебе, Христе Боже…» поет вместе с сослужащими: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Все сослужащие выходят из алтаря, младшие впереди, и становятся по чину на солее. Предстоятель с Крестом и, по обычаю, трисвещником в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (поминовения ликов святых и отдельных их имен Уставом не положено), и осеняет предстоящих Крестом и трисвещником на три стороны, громко произнося при каждом осенении: «Христос воскресе!». Молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!», и, по древнему обычаю, осеняют себя крестным знамением (как и всегда при осенении Крестом). Певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, быстро), и конечное — «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению». Поются многолетны.
Примечание. По установившейся практике, на Пасху и в течение Светлой седмицы отпуст утрени, Литургии, великой вечерни (и пасхального молебна) совершается с Крестом и трисвещником, а отпуст малых служб — с Крестом без трисвещника. Однако Устав не упоминает о трисвещнике на пасхальном отпусте: Типикон предписывает в этот период отпуст великих служб произносить с Крестом, а малых — без Креста.
По отпусте утрени, согласно указанию Типикона, «целуем Честный Крест, держимый в руку настоятеля». Но если непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия, то целование Креста можно отнести к окончанию Литургии.
Пасхальные часы. По возгласе: «Благословен Бог наш…», певцы: «Христос воскресе из мертвых…» (триж­ды весь тропарь). «Воскресение Христово…» (триж­ды), ипакои: «Предварившия утро…», кондак: «Аще и во гроб…», тропарь: «Во гробе плотски…», «Слава» — «Яко Живоносец…», «И ныне» — Богородичен: «Вышняго освященное Божественное селение…», «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» — «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…» Певцы: «Аминь», «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит обычный малый воскресный отпуст с Крестом: «Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Примечание. Такой чин песнопений полагается совершать вместо 1‑го, 3‑го, 6‑го и 9‑го часа, полунощницы и повечерия.
Во время пения часов перед Литургией (по окончании проскомидии) диакон со свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Перед началом Литургии во дни Светлой седмицы и до отдания Пасхи священнослужители вместо «Царю Небесный» читают: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), и обычные стихи: «Слава в вышних Богу…» (дважды) и «Господи, устне мои отверзеши…».
После начального возгласа Литургии (свт. Иоанна Златоуста) иерей, стоя пред престолом с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, а диакон на горнем месте со свечой, поют трижды: «Христос воскресе из мертвых…». Певцы повторяют: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). Иерей — 1‑й стих: «Да воскреснет Бог…». Певцы: «Христос воск­ресе из мертвых…» (единожды), и прочее пасхального начала, как в начале утрени. В заключение священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Во время пения стихов с тропарем Пасхи совершается каждение алтаря, иконостаса и молящихся; при этом иерей приветствует молящихся возгласом: «Христос воскресе!». Стих: «Да воскреснет Бог…» предстоятель поет, кадя престол спереди; стих: «Яко исчезает дым….» при каждении южной стороны престола; стих: «Тако да погибнут грешницы…» при каждении восточной стороны престола; стих: «Сей день…» при каждении северной стороны престола.
Примечание. Таким же образом (при пении пасхального начала) начинается вечерня, утреня и Литургия во все дни Светлой седмицы.
Антифоны Пасхи.
Вхо́дное: «В це́рквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых».
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. Примечание 6‑го января).
По входе: тропарь Пасхи, глас 5‑й: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды). Ипакои, глас 4‑й: «Предварившия утро…», «Слава, и ныне» — кондак, глас 8‑й: «Аще и во гроб…». Вместо Трисвятого — «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа».
Примечание. Указанное начало Литургии, т. е., «Христос воскресе из мертвых…» со стихами, а также антифоны, «Елицы во Христа крестистеся…» и причастный стих «Тело Христово приимите…» поются во всю Светлую седмицу, как в 1‑й день Пасхи.
Прокимен, глас 8‑й: «Сей день, егоже сотвори Гос­подь, возрадуемся и возвеселимся вонь», стих: «Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его». Апостол — Деян., зач. 1. «Аллилуиа», глас 4‑й. Евангелие — Ин., зач. 1.
При соборном служении Евангелие читают на разных языках: на церковнославянском, на древних, на которых распространялась апостольская проповедь — на греческом, латинском, а также на украинском, русском и на других современных языках, наиболее известных в данной местности. Обычно предстоятель читает на греческом или русском языке, протодиакон — на церковнославянском. Иереи читают Евангелие, стоя у престола на своих обычных местах, а предстоятель на горнем, диакон — на амвоне, прочие же диаконы на различных местах, «ставше от святаго престола до западных врат церковных». Ради народа, стоящего в церковной ограде, один из диаконов или священник может читать Евангелие на паперти, обратясь лицом к народу; разумеется, он должен читать на церковнославянском языке. Евангелие обычно делится на 3 статии:
1‑я статия — стихи 1–5;
2‑я статия — стихи 6–13;
3‑я статия — стихи 14–17.
Порядок чтения пасхального Евангелия на нескольких языках следующий. После того, как протодиакон испросит благословение: «Благослови, владыко, благовестителя…», предстоятель дает благословение: «Бог молитвами…», и возглашает: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». Все иереи и диаконы, заканчивая протодиаконом, по очереди повторяют это возглашение — каждый, по возможности, на том языке, на котором он будет читать Евангелие. Потом предстоятель произносит: «Мир всем». (Это возглашение никто из священнослужителей не повторяет.) Певцы отвечают: «И духови твоему». Предстоятель возглашает: «От Иоанна Святаго Евангелия чтение», и затем все иереи и диа­коны по очереди повторяют это, по возможности, на том языке, на котором будет прочтено Евангелие. После того, как все священнослужители, заканчивая протодиаконом, сделали это возглашение, певцы поют: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Предстоятель: «Вонмем»; то же — все священнослужители, заканчивая протодиаконом, каждый на языке, на котором будет читать Евангелие. Предстоятель начинает 1‑ю статию, за ним повторяют ее иереи и диаконы, и последним — протодиакон. В таком же порядке читаются 2‑я и 3‑я статии.
Во время чтения Евангелия в начале каждой статии по извещению из храма на колокольне производится так называемый «перебор», т. е., ударяют по одному разу во все колокола, от малых к большим. По окончании Евангелия — краткий трезвон. Когда протодиа­кон закончит 3‑ю статию, певцы поют: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Протодиакон отдает Евангелие предстоятелю. Прочие диаконы за ним входят в алтарь с Евангелиями и относят их на свое место.
Далее Литургия свт. Иоанна Златоуста совершается по обычному чину.
На Литургиях самой Пасхи и всей Светлой седмицы священнослужители произносят приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» вместо «Христос посреде нас» — «И есть и будет».
Вместо «Достойно» — «Ангел вопияше…» и ирмос: «Светися, светися…». Так до отдания Святой Пасхи, кроме Преполовения и его отдания.
Причастный стих: «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите. Аллилуиа» (трижды).
Вместо песнопений «Благословен Грядый…», «Видехом Свет истинный…» и «Да исполнятся…» поется по одному разу: «Христос воскресе из мертвых…». Во время причащения народа вместо «Тело Христово…» поется «Христос воскресе из мертвых». Так и во всю седмицу Пасхи.
По заамвонной молитве освящается артос. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. Совершается каждение окрест аналоя. Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».
Священник читает молитву на освящение артоса и затем окропляет артос святой водой, произнося: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее перед образом Спасителя, и на этом месте артос остается в течение всей Светлой седмицы. Его носят на ежедневных крестных ходах. Если освящено несколько артосов, то на аналое полагается только один артос, а прочие хранятся до Светлой субботы в ризнице. На крестных ходах всегда носится только один артос.
По прочтении молитвы певцы вместо «Буди имя Господне…» поют: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), и вместо псалма 33‑го тот же тропарь — 12 раз и «множае, дондеже анафора (антидор) от игумена раздается». Священник: «Благословение Господне на вас…», хор: «Аминь». Иерей вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Остальное все, как на утрене. На отпусте не поминаются ни святой храма, ни дневные святые, поминаются только свв. апостолы и составитель Литургии. Так и во всю Пасхальную седмицу.
Царские врата (главного алтаря и всех приделов) и вратницы остаются открытыми во всю Светлую седмицу, не затворяют их и на время причащения священнослужителей.
Примечание. «Ведомо же буди и сие: Яко мяс православнии христиане к церкви [для благословения — Сост.] не приносят, но в дом ко иерею… Яйца же и сыр принесенный поставляются в притворе, в церковь же отнюд не подобает вносити…
[Молитву «во еже благословити брашна мяс, во Святую и Великую Неделю Пасхи» и молитву «во еже благословити сыр и яйца» см. в Триоди Цветной, Требнике и в кн.: Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. — Сост.]
Вестно же буди: Яко сицевый мяс и набелу принос, не есть пасха, ниже агнец, якоже неции глаголют и приемлют, и ему со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение; не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте мясо и сыр ясти, от иерея предложенными молитвами в снедь благословено будет: пасха бо Сам Христос есть, и Агнец, Вземляй грехи мира, на олтаре в Безкровной Жертве, в Пречистых Тайнах Честнаго Тела и Животворящия Крове Своей, от иерея Богу и Отцу Приносимый, и Тому достойно причащающиися, истинную ядят пасху. И сего ради оныя приносы, яко не суть Паcxa, во олтарь или в церковь не достоит вносити, но вне церк­ве, или в притворе, молитвою благословити, по 3‑му правилу святых апостол, глаголющих: Аще кто епископ или пресвитер, кроме вчинения Господня о жертве иная некая ко олтарю принесет, мед, или млеко, или вместо вина сикеру, сиесть, оловину или медовину, или птицы, или кая животная, или сочива, разве гроздия в лете, и елея на свещники и фимиама, во время Литургии, да извержется. И по 6‑му Собору, иже в Трулле в правиле 99 глаголющу. И сему во Арменстей стране бывати уведехом, яко нецыи внутрь во святых олтарех, части мяс варяше, приносят священником, жидовски разделяюще.
Темже Церковь непорочную храняще, узаконихом, яко не подобает ни единому же иерею различных мяс частей от приносящих приимати: но теми довольни да будут, яже приносящему возмнятся. Сицевому приношению бываему вне церкве. Аще же кто «оне сот­ворит, да отлучится» (см.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи», 3‑е и 4‑е «зри»).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me