Православные храмы

Храм Рождества Христова и храм в честь Всех святых, в земле русской просиявших, на Сырце

По инициативе и с помощью прихожан храма святителя Михаила, первого…

Храм преподобного Серафима Саровского в Пуще-Водице

Вопрос о строительстве церкви для Пущи-Водицы встал вскоре после…

Храм Рождества Пророка Иоанна Предтечи (на территории института Национальной академии внутренних дел)

Храм построен на территории учебно-научного института подготовки…

Публикации

Семь Столпов Православия. III и IV Вселенские Соборы. Христологические споры

С завершением Второго Вселенского Собора оканчиваются арианские смуты,…

Густынский Свято-Троицкий монастырь

К светлому празднику Святой Троицы множество богомольцев отправляется в…

Сияние Фаворского Света

В жизни Спасителя мира не было, и нет ничего случайного. Все, что делал и…

Великий Понедельник. Страстная седмица. Предпразднство Благовещения. Прп. Захарии монаха.

9‑й час — по обычаю.

На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» — стихиры Триоди, глас 8‑й — 6, те же, что пелись на стиховне в Неделю ваий (каждая стихира — дважды). «Слава» — Триоди, глас 8‑й: «Радуйся и веселися…», «И ныне» — Триоди, глас тот же: «На Херувимех носимый…».
Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня (а не великий), глас 8‑й: «Се ныне благословите Господа…» (со стихом). Читается: «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю…» (великопостным распевом).
На стиховне стихиры самогласны Триоди (глас 2‑й, глас 3‑й и глас 7‑й со своими припевами). «Слава» — Триоди, глас 2‑й: «От ветвий и ваий…», «И ныне» — Триоди, глас 3‑й: «Страшно еже впасти в руце Бога Жива…».
«Ныне отпущаеши». Трисвятое по «Отче наш». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4‑й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» — «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» — «Молите о нас, святии апостоли…» (поклон). Затем — «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благословен…». Чтец: «Небесный Царю…». Иерей: «Господи и Владыко живота моего…» (с тремя поклонами).
После третьего поклона — «Слава Тебе, Христе Боже…» и отпуст: «Грядый Господь на вольную Страсть, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец…» (во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах суточных служб не поминаются, кроме имени святого составителя Литургии), после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина…».
Повечерие малое, с пением трипеснца св. Андрея Критского (1‑я, 8‑я и 9‑я песни). Ирмос дважды, тропари — сколько есть (без повторений). В заключение каждой песни — опять тот же ирмос (на катавасию).
По 1‑й песни — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — седален, глас 4‑й: «Смоковницы осуждение…».
Перед катавасией 8‑й песни поется: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…».
По катавасии 9‑й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом — вместо обычных тропарей и кондаков — кондак Триоди, глас 8‑й: «Иаков рыдаше…» (см. на утрене Великого Понедельника), «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время…» и далее по великопостному чину с молитвой прп. Ефрема Сирина (16 поклонов). Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…» (а не «Грядый Господь на вольную страсть…») и прощение от священника по обычаю, ектения: «Помолимся…».

Утреня. Начало обычное. По великой ектении поем: «Аллилуиа», глас 8‑й. Тропарь, глас 8‑й: «Се Жених грядет в полунощи…». «Слава» — тот же тропарь, «И ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 4‑я, 5‑я и 6‑я и седальны после каждой из них (малых ектений нет).
Примечание. В Страстную седмицу Псалтирь прочитывается полностью только один раз: в первые три дня (понедельник, вторник и среду) на утрене читаются три кафизмы, на часах (3‑м и 6‑м) — две, на 1‑м и 9‑м часах кафизм не бывает. На вечернях читается 18‑я кафизма. В Великую Субботу на утрене стихословится 17‑я кафизма (непорочны) с похвалами (см. Постную Триодь, ч. 2, л. 395).
Во время чтения 3‑й кафизмы иерей облачается в фелонь, отверзает Царские врата, совершает с диаконом каждение всего храма. После седальна «И о сподобитися нам» и далее — читает Евангелие в алтаре (на престоле) — Мф., зач. 84 (конец — в зачале 88: «И дастся языку, творящему плоды его»). После окончания Евангелия Царские врата затворяются. Таким порядком совершаем чтение Евангелия и в Великую Среду на утренях.
Псалом 50‑й. «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), возглас: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».
Трипеснец Триоди, глас 2‑й. Ирмос дважды, тропари на 12.
Библейские песни не стихословятся в течении Страстной и Светлой седмиц. К тропарям припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Этот припев — во всю Страстную седмицу.) После каждой песни на катавасию — ирмос трипеснца (оба лика вместе).
По 1‑й песни — малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 8‑й: «Иаков рыдаше…», и икос, глас тот же: «На рыдание ныне приложим рыдание…». Поется ирмос 8‑й песни: «Устрашися отроков…».
На 9‑й песни — каждение («Честнейшую» не поем).
По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят…». Ексапостиларий: «Чертог Твой…». «Слава» — тот же, «И ныне» — тот же.
Примечание. «Светилен самогласен, глаголется трижды (косно и со сладкопением — см.: Триодь Постная): «Чертог Твой вижду…». Поется же первее посреде церкви канонархом единожды. Та же, Слава, на клиросе; И ныне, на другий. И тако глаголем во всю седмицу» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрене»).
Хвалитные псалмы.
На хвалитех самогласны Триоди (глас 1‑й и глас 5‑й) — 4 (каждую стихиру дважды). «Слава, и ныне» — Триоди, глас 5‑й: «Господи, грядый ко страданию…».
Читается «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится) и вседневное славословие.
Стихиры на стиховне Триоди, глас 5‑й и глас 8‑й (с обычными дневными припевами, см. Часослов). «Слава, и ныне» — Триоди, глас 8‑й: «Вторую Еву…».
Чтец: «Благо есть…» (дважды). Трисвятое по «Отче наш». По возгласе чтец — тропарь: «В храме стояще славы Твоея…», «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей пред Царскими вратами: «Сый благословен…». Чтец: «Небесный Царю…». Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и без отпуста утрени читает 1‑й час.
1‑й час по великопостному чину. Кафизмы нет. Тропарь часа: «Заутра услыши…» (со стихами). По «Отче наш» — кондак Триоди: «Иаков рыдаше…». Отпуст: «Грядый Господь на вольную Страсть…» (святые храма и дня не поминаются).
Часы 3‑й, 6‑й и 9‑й совершаются по великопостному чину с великопостными тропарями и поклонами.
На 3‑м часе — кафизма 7‑я; на 6‑м часе — кафизма 8‑я, паримия Триоди (Иезекииля) с тропарем пророчества и прокимнами (по обычаю); на 9‑м часе кафизмы нет. На часах и изобразительных по «Отче наш» — кондак Триоди: «Иаков рыдаше…».

ОСОБЕННОСТИ ЧАСОВ В ПЕРВЫЕ ТРИ ДНЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на 3‑м, 6‑м и 9‑м часах читается Четвероевангелие. Во время чтения кафизмы на 3‑м часе посреди церкви поставляется украшенный аналой, отверзаются Царские врата, и иерей, в преднесении свечи и кадила, выносит на середину храма Евангелие. (Иерей должен быть облачен в епитрахиль и фелонь.) Положив Евангелие на аналой, за которым ставится возженный светильник, иерей с диаконом совершает каждение окрест Евангелия, затем — алтаря, иконостаса, настоятеля, ликов, молящихся и всего храма. Во время чтения псалмов 6‑го часа совершается малое каждение, т. е. кадится Евангелие (окрест), иконостас, настоятель, лики и народ (с амвона). На 9‑м часе совершается полное каждение храма, как и на 3‑м.
Вынесенное Евангелие остается на середине храма на время чтения всех часов, иерей стоит перед ним и здесь же по обычаю произносит тропари часов и молитву прп. Ефрема Сирина с поклонами.
Евангельские чтения начинаются на 3‑м и 9‑м часах после Богородична часа, а на 6‑м — после паримии и 2‑го ее прокимна Триоди. Всех евангельских чтений — 9. Евангелие от Матфея делится на две части и читается на 3‑м и 6‑м часах в понедельник. Евангелие от Марка также поделено на две части и читается в понедельник на 9‑м часе и во вторник на 3‑м. Евангелие от Луки делится на три части и читается во вторник на 6‑м и 9‑м часах и в среду на 3‑м. Евангелие от Иоанна читается не полностью, до 1‑го Евангелия Страстей («Ныне прославися Сын Человеческий…») — первое чтение в среду на 6‑м часе и второе на 9‑м.
Перед первым чтением евангелиста диакон произносит возглас: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови Твоему». Иерей: «От (имя рек) Святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие, в конце певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Перед вторым или третьим чтением того же евангелиста возглас «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия…» не произносится, но только: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». Перед чтением нового евангелиста означенные молитвословия повторяются, т. е. со слов: «И о сподобитися нам…», и далее порядок тот же.
После чтения Евангелия на 9‑м часе иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата и завеса закрываются.
По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки — на три (см. Типикон, гл. 49, «Во святый и великий понедельник на утрене», 2‑е «зри»).
Поскольку Евангелия первых трех евангелистов были прочитаны ранее, то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать приблизительно в таком порядке:

Понедельник:
На 3‑м часе — Ин., зач. 1–10 (1, 1–3, 21).
На 6‑м часе — Ин., зач. 11–17 (3, 22–6, 4).
На 9‑м часе — Ин., зач. 18–27 (6, 5–8, 2).

Среда:
На 3‑м часе — Ин., зач. 28–35 (8, 3–9, 38).
На 6‑м часе — Ин., зач. 36–41 (9, 39–11, 57).
На 9‑м часе — Ин., зач. 41–46 (12, 1–13, 32).
Изобразительны совершаются обычным великопостным порядком. После «Отче наш» — кондак Триоди: «Иаков рыдаше…». Отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть…». Святые храма и дня на отпусте не поминаются. (Изобразительны в Понедельник и Вторник Страстной седмицы могут завершаться и обычным малым отпустом).

Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров по обычному чину.
Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» — стихиры Триоди, глас 1‑й и глас 5‑й — 5 (каждая стихира — единожды), и праздника, глас 6‑й — 5 (первая и вторая стихиры — дважды). «Слава» — Триоди, глас 8‑й: «Вторую Еву…», «И ныне» — праздника, глас 6‑й: «Послан бысть с Небесе Гавриил Архангел».
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (1‑й прокимен, глас 6‑й: «Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима»; стих: «Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его». 2‑й прокимен, глас 6‑й: «Благословихом вы во имя Господне»; стих: «Множицею брашася со мною от юности моея») и паримии праздника — 3.
По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) диакон исходит с Евангелием через Царские врата на амвон. Диакон (или иерей): «Премудрость, прости…» и т. д. (если нет диакона, священник читает Евангелие на престоле). Евангелие — Мф., зач. 98. Ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. Отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть…» (из святых поминается только свт. Григорий Двоеслов, а святые храма и дня на отпусте не поминаются).
Примечание. На трапезе разрешается вино (см. Типикон, 13 Маркова глава под 26 марта: «О том же празднице, аще случится в Великий Вторник», 1‑е «зри»).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me