Православные храмы

Храм святителя Григория Богослова (в 4‑й больнице, на Соломенке)

14/27 февраля 2000 г. (в Неделю о блудном сыне) состоялась первое…

Храм великомученицы Екатерины (на Куреневке)

История общины св. Екатерины началась 4 сентября 1738 г., когда…

Храм великомученицы Варвары (в городской онкобольнице)

В сентябре 2001 г. больничное отделение реабилитации было…

Публикации

О природе суеверий

Гадания, предсказания, совершаемые путем определенных ритуалов, их различные…

Дорого яичко ко Христову дню

Восход солнца в день Пасхи — поистине удивительное зрелище. Тот, кто не проспит…

Неделя 3‑я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 7‑й. Сщмч. Феодота, еп. Киринейского.
Богослужение совершается по Октоиху и Триоди (служба священномученику переносится на повечерие 1 марта).

9‑й час и малая вечерня — по обычаю.
После 9‑го часа и малой вечерни или непосредственно перед началом великой вечерни иерей входит в сосудохранительницу, берет Честное Древо Креста Господня, в преднесении кадила и при пении тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя…» переносит на престол и возжигает пред ним свечу.

На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 10: воскресные, глас 7‑й — 6, Триоди, глас 5‑й — 4. «Слава» — Триоди, глас 3‑й: «Христе Боже наш…», «И ныне» — догматик, глас 7‑й: «Мати убо…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 5‑й: «Зрящи Тя тварь вся…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 7‑й. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 4‑й: «Пособи́вый, Господи, кроткому Давиду…».
По Трисвятом — «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь Кресту, глас 1‑й: «Спаси, Господи, люди Твоя…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 7‑й (дважды). «Слава» — тропарь Кресту, глас 1‑й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же.
Кафизмы 2‑я и 3‑я. Малые ектении. Седальны воск­ресные.
Непорочны. «Ангельский собор». Ипакои, степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное — 7‑е (читается в алтаре). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50‑м псалме: «Слава» — Триоди, глас 8‑й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6‑й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…». (Помазание елеем совершается после выноса Креста.)
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмос единожды), Богородице на 2 и Триоди на 8.
Библейские песни: «Поем Господеви…».
Примечание. В тех храмах, где библейские песни не стихословятся, припев к тропарям Триоди: «Слава, Господи, Кресту Твоему честному».
Катавасия — «Божественнейший прообрази…».
По 3‑й песни — седален Триоди, глас 6‑й: «Крест Твой, Господи…», стих: «Возносите Господа Бога нашего…» — ин седален Триоди, глас тот же: «Днесь пророческое…». «Слава» — ин седален Триоди, глас тот же: «Токмо водрузися древо…», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице Дево…».
По 6‑й песни — кондак Кресту, глас 7‑й: «Не ктому пламенное оружие…». Икос, глас тот же: «Три кресты водрузи…».
На 9‑й песни поем «Честнейшую».
По 9‑й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7‑й. «Слава» — светилен Кресту: «Крест Христов Честный…», «И ныне» — Богородичен Триоди: «Древу, на немже Всечистая…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 7‑й — 4, и Триоди, глас 4‑й — 4 (первая стихира — дважды), стих: «Воскресни, Господи Боже мой…», и самогласен Триоди, глас 8‑й: «Высокомудраго разума…». «Слава» — тот же самогласен Триоди, «И ныне» — «Преблагословенна еси…». Отверзаются Царские врата.
Великое славословие поется «тихогласно». До пения славословия предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв) и, приняв кадильницу, кадит престол и лежащий на нем Крест три раза окрест, затем на блюде, покрытом воздухом, поднимает его на свою главу; при пении Трисвятого он в предшествии двух свечей и кадила через северные двери износит Крест из алтаря и останавливается против отверстых Царских врат. По окончании Трисвятого иерей возглашает: «Премудрость, про́сти». Клир поет тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…» (трижды). Иерей подходит к приготовленному и поставленному напротив Царских врат (ниже амвона) аналою, полагает на него блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…». Затем то же самое трижды поет хор, и совершается целование Креста. При этом поются особые стихиры Триоди, глас 2‑й: «Приидите, вернии…» и др.
Обычные ектении и отпуст: «Воскресый из мерт­вых Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Перед 1‑м часом на «Слава, и ныне» — евангельская стихира 7‑я.
На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь Кресту. Кондак Кресту.

Литургия свт. Василия Великого.
На проскомидии заготовляются два дополнительных Агнца — для среды и пятницы.
Блаженны гласа — 6 и Кресту, песнь 3‑я — 4.
По входе — тропарь воскресный, тропарь Кресту. «Слава, ныне» — кондак Кресту.
Вместо Трисвятого — «Кресту Твоему…».
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен — Недели Крестопоклонной.
Вместо «Достойно» — «О Тебе радуется…».
Примечание. Устав не уточняет, где должен находиться аналой — «четвероножец» со святым Крестом до отнесения Креста обратно в алтарь в пятницу Крестопоклонной седмицы. В праздник Воздвижения, когда Крест таким же образом, как и в 3‑ю Неделю поста, износится на середину храма для поклонения, сказано определенно: «И по скончании целования Честнаго Креста, поставляется аналогий с Честным Крестом одесную страну Царских дверей, и тамо стоит, дондеже праздник отдастся» (Типикон, 14 сентября).
Такой вопрос возникает из‑за установившейся со второй половины ХХ века практики, что посередине храма стоит стационарный аналой, не сдвигаемый со своего места ни при каких условиях. Это новшество не соответствует Уставу и древней практике — от взора молящихся верных христиан ничто не должно зак­рывать иконостас, Царские врата и священнодействия иереев и диаконов. Место аналоев с иконами: с храмовой — под местной иконой Спасителя; со святцами — под ликом Божией Матери. На праздники иконы меняются местами: праздничной отдается преимущество перед храмовой.
Аналой под икону, Крест, Евангелие, Плащаницу поставляется на средину храма только на время пения величания и прикладывания молящихся к святыне во время поклонения и помазывания, а после поставляется на свое обычное место, о чем говорится в Типиконе на праздник Воздвижения Честного Креста 14 сентября. Об этом же свидетельствуют и частные источники — чиновники Холмогорского, Новгородского и Московского Успенских Соборов. Такой порядок подтверждает и неповрежденная практика всех обителей и храмов Русской Зарубежной Церкви, большинства Поместных Церквей и греческих обителей на Афоне.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me