Православные храмы

Храм равноапостольного князя Владимира и преподобной Евфросинии Полоцкой (на Владимирском рынке)

Первоначально деревянный храм в честь святого равноапостольного князя…

Храм апостола Андрея Первозванного (на Печерске)

Известнейший киевский храм в честь ап. Андрея воздвигнут архитектором…

Храм великомученицы Варвары (при Киевской областной больнице № 1)

Идея возведения храма на территории областной больницы принадлежит…

Публикации

Изограф. (Инвалидам-колясочникам посвящаю)

В 1963 году, в Югославии, сербский историк живописи Здравко Кайманович, проводя…

Что там, за гранью жизни?

Представьте себе, что вы умерли...”, — написано на упаковке кассеты с фильмом…

“У каждого свои — неповторимые — отношения с Богом”

Так случилось, что с Блаженнейшим Владимиром (Сабоданом), Митрополитом Киевским…

Понедельник 3‑й седмицы. Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи.
Совершается полиелейная служба обретению главы Иоанна Предтечи по 11‑й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще случится обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2‑я, 3‑я или 4‑я недели постов».

9‑й час — по обычаю.

ОБРАЗЕЦ СОВЕРШЕНИЯ ВЕЧЕРНИ С ПАССИЕЙ
Примечание. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста чинопоследование пассии (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2‑й Недели — свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1‑е и 2‑е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников или же храмовый праздник; об истории и других вариантах совершения пассии см. в кн.: Пассия. С. 5–10).
Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие. Начало вечерни обычное. После «Свете Тихий…» бывает вход ради великого прокимна, который протодиакон возглашает, стоя в алтаре на Горнем месте. На стиховне, на «Слава, и ныне» или на «И ныне» поется стихира Великого Пятка: «Тебе, одеющагося…». Во время пения этой стихиры отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие: предстоятель несет Евангелие, ему предшествует свещеносец; за предстоятелем идут прочие священники по старшинству. (На архиерейской службе: открываются Царские врата, у врат — иподиаконы с дикирием и трикирием, с рипидами; выходит свещеносец с примикирием, два диакона с диаконскими свечами, затем два старших священника несут Евангелие, за Евангелием шествует архиерей, за ним прочие священники по старшинству.) Евангелие полагается на аналое перед Крестом, и совершается полное каждение храма.
Иногда затем следует акафист Страстям Христовым или Кресту Господню, причем 1‑й кондак хор начинает петь сразу после стихиры «Тебе, одеющагося…». По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11‑м икосе совершается малое каждение. При архиерейском служении во время чтения акафиста рипидчики, а также иподиаконы с дикирием и трикирием стоят у Креста; если же архиерей сам читает акафист и Евангелие, то дикирий и трикирий приближаются к архиерею.
Далее следует прокимен, глас 4‑й: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий», стих: «Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?». Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!».
Евангельское повествование о Страстях Христовых принято читать следующим образом: на 1‑й пассии — из Евангелия от Матфея, главы 26 и 27, зачала 107–114 (в некоторых храмах читается только глава 27, зачала 110–114); на 2‑й пассии — из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63–69 (или только глава 15, зачала 66–69); на 3‑й пассии — из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108–111 (или только глава 23, зачала 110–111); на 4‑й пассии — из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58–62.
По прочтении Евангелия, певцы: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». Затем (умилительным распевом, обычно соло) поется 15‑й антифон службы Великого Пятка «Днесь висит на Древе…».
Когда пение закончится, на солее (Царские врата остаются открытыми) произносится проповедь о страданиях Спасителя.
Далее следует ектения «Помилуй нас, Боже…», затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец…», и иерей (или архиерей) коленопреклоненно читает молитву. Существуют две молитвы, можно читать их на четырех пассиях попеременно.
Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Приидите, ублажим…». Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священнослужители, потом старшие). Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. (При архиерейском служении два старших священника несут Евангелие и возлагают его на престол. Архиерей с амвона благословляет народ, потом священнослужителей в алтаре.) Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются.
Молящиеся прикладываются ко Кресту после духовенства.
По желанию настоятеля, совершается помазание освященным елеем.
Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши…» — пение великопостных тропарей «Богородице Дево…», «Слава» — «Крестителю Христов…», «И ныне»: «Молите за ны…» с поклоном, «Под Твое благоутробие…» без поклона, и далее по чину.
Отпуст обычный.
Примечание. Подробное изложение порядка богослужения, предписанного Типиконом в Неделю вечера, см. 10 февраля.

На вечерне «Блажен муж» — 1‑й антифон.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 10: Триоди, глас 8‑й — 4 (первая стихира — дважды), и Предтече, глас 5‑й — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава» — Предтече, глас 6‑й, «И ныне» — догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…».
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8‑й: «Не отврати Лица Твоего…», со стихами. Паримии Предтече — 3. Читается «Сподоби Господи» и возглашается просительная ектения: «Исполним вечернюю молитву…».
На стиховне стихиры Триоди, глас 8‑й. «Слава» — Предтече, глас 2‑й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же.
По Трисвятом — тропарь Предтече, глас 4‑й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же.
Затем сугубая ектения: «Помилуй нас Боже…» и возглас, диакон: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», хор: «Аминь. Утверди Боже…».
Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых), и отпуст.
На малом повечерии в воскресенье вечером канон Богородице не читается, так как накануне было всенощное бдение. Читается канон сщмчч. Марку епископу, Кириллу диакону и иным (с 29 марта).

Утреня на чинается с Трисвятого. На утрене на «Бог Господь» — тропарь Предтече, глас 4‑й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же.
Кафизмы 4‑я, 5‑я и 6‑я.
После 1‑й и 2‑й кафизмы — малых ектений нет. Седальны Триоди.
После 3‑й кафизмы — малая ектения. Седальны Предтече по 1‑м и 2‑м стихословии.
Полиелей. Величание Предтече и псалом избранный. По полиелее седален Предтече, глас 8‑й, «Слава, и ныне» — Богородичен, глас тот же. Степенна — 1‑й антифон 4‑го гласа. Прокимен и Евангелие — Предтече. По 50‑м псалме: «Слава» — «Молитвами Пророка, Предтечи и Крестителя…». Стихира по 50‑м псалме — Предтече, глас 6‑й: «Яже первее на блюде…».
Каноны:
1‑я, 8‑я и 9‑я песни: Предтече на 6 (с ирмосом) и трипеснцы Триоди на 8.
3‑я, 4‑я, 5‑я, 6‑я и 7‑я песни: Предтече на 8.
Библейские песни: «Господеви поем…».
Катавасия — 1‑я, 8‑я и 9‑я песни — ирмосы второго трипеснца; 3‑я, 4‑я, 5‑я, 6‑я и 7‑я песнь — «Отверзу уста моя…».
По 3‑й песни — седален Предтече, глас 8‑й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6‑й песни — кондак и икос Предтече, глас 2‑й.
На 9‑й песни поем «Честнейшую».
По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтече (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.
Хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Предтече, глас 4‑й — 4. «Слава» — Предтече, глас 6‑й, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 4‑й. «Слава» — Предтече, глас 6‑й (см. славник на хвалитех), «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
«Благо есть» — единожды.
По Трисвятом — тропарь Предтече, глас 4‑й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же.
Затем сугубая ектения: «Помилуй нас Боже…» и возглас, диакон: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», хор: «Аминь. Утверди, Боже…».
В конце великопостной утрени молитва прп. Ефрема Сирина с 3 великими поклонами.
На часах — тропарь и кондак Предтече. Молитва прп. Ефрема Сирина с 3 великими поклонами.
На 1‑м часе кафизмы нет; на 3‑м часе — кафизма 7‑я; на 6‑м часе — кафизма 8‑я; на 9‑м часе — кафизма 9‑я.
На изобразительных: блаженны поскору, без пения.
Кондаки:
В храме Господском — кондак храма. «Слава» — кондак Предтече, «И ныне» — «Предстательство христиан…»; или же — кондак Предтече. «Слава, и ныне» — кондак храма.
В храме Богородицы — кондак Предтече. «Слава, и ныне» — кондак храма Богородицы.
В храме святого — кондак Предтече. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — «Предстательство христиан…».
«Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним…». Иерей (перед Царскими вратами): «Боже, ущедри ны…» и молитву прп. Ефрема Сирина (с 3‑мя великими поклонами). Чтец: «Всесвятая Троице…», «Премудрость», «Достойно есть», «Пресвятая Богородице…», «Честнейшую Херувим…», «Слава Тебе, Христе Боже…», «Слава, и ныне» — «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…».
Примечание. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 12‑го февраля.

На вечерне — кафизма 18‑я.
На «Господи воззвах» — стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 1‑й (дважды), мученичен, глас 2‑й (см. на стиховне вечера), и стихиры, глас 3‑й — 3 (см. на «Господи воззвах»), и Предтече, глас 5‑й — 4. «Слава» — Предтече, глас 6‑й: «Сокровище Божественных даров…», «И ныне» — Богородичен, глас тот же.
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди. По «Да исправится молитва моя…» молитва прп. Ефрема Сирина (с 3‑мя великими поклонами). Сразу после поклонов — прокимен Предтече.
Апостол, аллилуиарий и Евангелие — Предтече.
Причастен: «Вкусите и видите…» и Предтече: «В память вечную…».
На отпусте иерей поминает сперва Предтечу, а потом святого следующего дня (свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского), а также свт. Григория Двоеслова.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me