Православные храмы

Свято-Троицкий храм Китаевой пустыни

Согласно преданию, Китаевская пустынь была основана в ХІІ столетии…

Храм Всех Святых, Феофания

Храм Всех Святых построен в 1867 г. и является первой каменной…

Храм святителя Николая Мирликийского (в Военной части № 3066)

Храм размещается на территории Военной части № 3066 управления…
Публикации

Святой Валентин Римлянин

С древности Святая Православная Церковь почитает трех мучеников по имени…

Алексей Хомяков. 200-летие со дня рождения выдающегося русского писателя, философа и общественного деятеля

Алексей Степанович Хомяков относился к тому очень редкому типу людей, которые…

Религиозно-нравственное воспитание детей в современной школе

В современном государстве передовая педагогика видит потребность участия Церкви…

12 февраля ст.ст. / 25 февраля н.ст.

Среда 1‑й седмицы. Свт. Мелетия Антиохийского. Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия Московского.
Совершается служба свт. Мелетию вместе со службой Триоди и службой Октоиха.

Служба свт. Алексию переносится на субботу, 15 февраля согласно 8‑й Марковой главе Типикона под 24‑е февраля: «Аще ли случится обретение честныя главы Предтечевы в кий либо день 1‑я недели постов».
Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 10 февраля.

Утреня совершается как указано в понедельник. Особенности: к первому Троичному тропарю окончание: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи».
Кафизмы 19‑я, 20‑я и 1‑я.
По первой кафизме — седальны Октоиха, в т. ч. мученичен с припевом: «Дивен Бог во святых Своих…», поскольку по шестой песни канона будет читаться кондак рядовому святому.
На великопостной утрени три канона — из Минеи (свт. Мелетий) и два трипеснца из Триоди.
Трипеснец состоит из 3‑й, 8‑й и 9‑й песней.
Поется ирмос 1‑й песни канона из Минеи и первый стих (на 4): «Господь, царствуяй веки…». Чтец читает 1‑й тропарь канона Минеи.
Певцы: «И наведе на ня Господь…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен канона Минеи.
2‑я песнь не стихословится.
3‑я песнь стихословится подобно 1‑й в понедельник (поскольку соединяется с трипеснцем):
Песнь 3‑я: библейская песнь стихословится по Ирмологию от стиха «Утвердися сердце мое…» до «Лук сильных изнеможе…».
После стиха «Лук сильных изнеможе…» поется ирмос канона Минеи.
Певцы — «Исполнении хлебов…». Чтец — 1‑й тропарь канона Минеи.
Певцы — «Яко неплоды роди…». Чтец — снова 1‑й тропарь.
Певцы — «Господь мертвит и живит…». Чтец — 2‑й тропарь канона Минеи.
Певцы — «Господь убожит…». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы — «Посади его…». Чтец — Богородичен канона Минеи.
Певцы — «Даяй молитву молящемуся…». Чтец — 1‑й тропарь 1‑го трипеснца Триоди.
Певцы — стих: «Яко не укрепляется…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы — стих: «Да не хвалится премудрый…». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы — стих: «Но о сем да хвалится…». Чтец — Богородичен первого канона Триоди.
Певцы — стих: «Господь взыде на Небеса…». Чтец — 1‑й тропарь 2‑го трипеснца.
Певцы — стих: «И даст крепость…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен трипеснца.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — тропарь трипеснца.
Певцы — ирмос 2‑го трипеснца на катавасию, глас 2‑й: «Утверди нас…».
По 3‑й песни — седален святителю, глас 8‑й. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Минеи, глас тот же.
Песнь 4‑я (из Минеи). Певцы — ирмос 4‑й песни Минеи и стих: «Господь Бог мой — сила моя…». Чтец — 1‑й тропарь тропарь.
Певцы — стих: «И на высокая возводит…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Песнь 5‑я (из Минеи). Певцы — ирмос 5‑й песни и стих: «Воскреснут мертвии…». Чтец — 1‑й тропарь.
Певцы — стих: «Роса бо, яже от Тебе…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Песнь 6‑я (из Минеи) стихословится так: сразу же после Богородична 5‑й песни поется стих: «Хранящии суетная…». Чтец — 1‑й тропарь.
Певцы — стих: «Аз же со гласом хваления…». Чтец — снова 1‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Певцы — ирмос 6‑й песни канона Минеи на катавасию.
По 6‑й песни — кондак святителю, глас 6‑й (мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1‑м стихословии).
Песнь 7‑я (из Минеи). Певцы — ирмос 7‑й песни Минеи и стих: «Благословен еси на Престоле славы…». Чтец — 1‑й тропарь.
Певцы: «Благословен еси на тверди…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Песнь 8‑я поется, как в понедельник. Хор или чтец читает подряд стихи 8‑й песни от стиха: «Благословите вся дела Господня…» и до: «Благословите, огнь и вар…». После этого стиха поется ирмос канона из Минеи и стих: «Благословите, росы и иней…». Чтец — 1‑й тропарь Минеи.
Певцы: «Благословите, сланы…». Чтец — снова 1‑й тропарь.
Певцы: «Благословите, свет и тма…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Благословите, земля…». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «Благословите, источницы…». Чтец — Богородичен Минеи.
Певцы: «Благословите, вся птицы небесныя…». Чтец — 1‑й тропарь 1‑го трипеснца Триоди.
Певцы: «Благословите, сынове…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Благословите, священницы…». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «Благословите, дуси…». Чтец — Богородичен 1‑го трипеснца.
Певцы: «Благословите, Анания, Азария, Мисаил…». Чтец — 1‑й тропарь 2‑го трипеснца.
Певцы: «Благословите, апостоли…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа». Чтец — Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен трипеснца.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — тропарь трипеснца.
Певцы: «Хвалим, благословим…» и ирмос 2‑го трипеснца на катавасию, глас 2‑й: «В купине Моисею…».
На 9‑й песни обычное каждение. Поем «Честнейшую» (с поклоном на каждый припев).
Затем ирмос 9‑й песни из Минеи и стих: «Благословен Господь Бог Израилев…». Чтец — 1‑й тропарь из канона Минеи.
Певцы — стих: «И воздвиже рог спасения нам…». Чтец — снова 1‑й тропарь.
Певцы: «Якоже глагола…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Спасение от враг…». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «Сотворити милость…». Чтец — Богородичен канона Минеи.
Певцы: «Клятву, еюже клятся…». Чтец — 1‑й тропарь 1‑го трипеснца.
Певцы: «Служити Ему…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «И ты, отроча…». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «Дати разум…». Чтец — Богородичен.
Певцы: «В нихже посети нас…». Чтец — 1‑й тропарь 2‑го трипеснца.
Певцы: «Направити ноги наша…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — последний тропарь трипеснца.
Певцы — ирмос 2‑го трипеснца на катавасию, глас 2‑й: «Чистую и Пречистую…».
«Достойно есть». Светильны Триоди. К светильну первое окончание: «…силою, Господи, Креста Твоего и спаси мя».
Хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8‑й. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Что зримое видение…». Прочее — как в понедельник.
Часы 1‑й, 3‑й, 6‑й и 9‑й совершаются, как в понедельник.
На 1‑м часе — кафизма 2‑я; на 3‑м часе — кафизма 3‑я; на 6‑м часе — кафизма 4‑я; на 9‑м часе — кафизма 5‑я.
На 6‑м часе 1‑й прокимен, глас 4‑й: «Исповемся Тебе, Господи…»; стих: «Возвеселюся и возрадуюся…». 2‑й прокимен, глас 6‑й: «Праведен Господь, и правды возлюби…»; стих: «На Господа уповах…».
Изобразительны. Подробное изложение порядка изобразительных см. 10 февраля.
В храме Господском — кондак дня, кондак святителю. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…», а кондак храма опускается.
Кондаки в храме Богородицы и святого — в том же порядке, что и в понедельник.

Образец завершения последования изобразительных в среду и пятницу (перед Литургией Преждеосвященных Даров)

После молитвы прп. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами чтец: Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12) и молитву: «Всесвятая Троице…». Иерей совершает отпуст на солее при закрытых Царских вратах. Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть» (до середины). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас» (земной поклон). Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы — «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Иерей возвращается в алтарь.

Образец совершения Литургии Преждеосвященных Даров

Примечание. В Служебнике указания относительно чина Литургии Преждеосвященных Даров находятся в трех главах. При этом некоторые действия вошли в практику без записи. В 1916 году по благословению Святейшего Синода был издан вновь отредактированный «Чин Божественныя литургии Преждеосвященных», где указания Служебника изложены в последовательном порядке и восполнены всем, что вошло в практику по обычаю. В указаниях при изложении порядка Литургии учтены особенности этого издания.
Перед Литургией Преждеосвященных Даров входные молитвы совершаются так: с началом пения «Во Царствии Твоем…» отверзается завеса; священник и диакон боковыми вратами выходят из алтаря к Царским вратам и, сотворив перед ними три поясных поклона, совершают обычное начало и прочее последование входных молитв. Затем отходят к иконе Спасителя, читая тропарь: «Пречистому образу Твоему…», полагают два земных поклона (так по Уставу; однако, по установившейся практике, поклоны совершаются поясные), целуют икону и полагают третий земной поклон. В таком же порядке они кланяются и целуют икону Богородицы, читая тропарь: «Милосердия сущи…». Также кланяются и целуют иконы храма и праздника (если есть). (В составе входных молитв — те же молитвы, что и на полной Литургии, за исключением: «Господи, ниспосли руку Твою…», в которой испрашивается у Господа помощь на совершение Безкровной Жертвы.) По поклонении святым иконам священник и диакон, став пред Царскими вратами, читают: «Ослаби, остави…» и полагают один земной поклон. Посем, обратившись к народу, кланяются в пояс, испрашивая прощения, и входят в алтарь с молитвой: «Вниду в дом Твой…». По входе в алтарь священнослужители дважды поклоняются перед святым престолом до земли, целуют престол, Крест на нем и Евангелие и, совершив третье поклонение, кланяются друг другу, а затем облачаются в священные одежды; молитвы на облачение не читаются. Иерей благословляет рукой каждую принадлежность облачения, целует на ней Крест и произносит тихо: «Господу помолимся», «Господи, помилуй». Отпуст изобразительных (см. выше) на солее, затем иерей возвращается в алтарь.
Иерей с диаконом совершают три малых поклона перед святым престолом и молятся: «Боже, очисти мя, грешнаго». Диакон молча принимает благословение от иерея, исходит северными дверьми на солею и, помолившись, возглашает: «Благослови, владыко». Иерей, стоя перед престолом и творя крест Евангелием, произносит начальный возглас: «Благословенно Царство…». Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и псалом 103‑й. Во время чтения псалма священник читает «откровенною главою» перед Царскими вратами светильничные молитвы, начиная с 4‑й: «Немолчными песньми…». Три первые молитвы здесь не читаются, так как они будут прочитаны позднее.
По исполнении псалма — ектения великая. Певцы поют: «Господи, помилуй» великопостным распевом. Во время ектении священник читает (тайно) молитву 1‑го антифона (1‑ю светильничную молитву): «Господи Щедрый и Милостивый…». По окончании ектении иерей возглашает: «Яко подобает Тебе всякая слава…». Кафизма 18‑я. Особенность стихословия состоит в том, что по каждом антифоне кафизмы на вечерне Преждеосвященной Литургии положена малая ектения.
Во время 1‑го антифона иерей переставляет Евангелие, лежащее на святом антиминсе, на правую сторону престола, раскрывает антиминс и поставляет на него дискос, открывает стоящую на горнем месте престола дарохранительницу и, совершив с диаконом земной поклон (в некоторых храмах — два земных поклона), полагает со благоговением Преждеосвященный Агнец на дискос с помощью копия и лжицы, после чего творит земной поклон. К этому времени чтец заканчивает первый антифон: «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (трижды). Диакон произносит малую ектению, во время которой священник в алтаре читает (тайно) молитву 2‑го антифона (2‑ю светильничную молитву): «Господи, да не яростию Твоею…». По окончании ектении иерей возглашает: «Яко Твоя держава…». Певцы: «Аминь». Чтец — 2‑й антифон кафизмы.
Во время 2‑го антифона совершается каждение Святого Агнца, находящегося на престоле. По возгласе: «Яко Твоя держава…» иерей и диакон земно поклоняются пред Святыми Дарами; затем иерей с кадилом, диакон со свечой трижды совершают каждение вокруг престола. По окончании каждения оба вновь поклоняются пред Святыми Дарами. Диакон произносит малую ектению, во время которой иерей читает (тайно) молитву 3‑го антифона (3‑ю светильничную молитву): «Господи Боже наш…». По окончании ектении иерей возглашает: «Яко Благ и Человеколюбец…». Певцы: «Аминь». Чтец — 3‑й антифон кафизмы.
Во время 3‑го антифона совершается перенесение Святого Агнца на жертвенник. Иерей творит земной поклон перед Святыми Дарами (в некоторых храмах — два земных поклона), затем, держа дискос близ чела, в предшествии диакона со свечой в левой руке и кадилом в правой, переносит дискос на жертвенник, идя через горнее место. В это время все молящиеся в алтаре становятся на колени. Иерей у жертвенника вливает в потир вино с водой, кадит сначала звездицу, ставит ее на дискос, затем кадит малые покровцы, покрывает ими, как обычно, дискос и потир. Потом, окадив большой воздух, покрывает им дискос и потир вместе, не произнося никаких проскомидийных молитв. При каждом священнодействии иерей произносит только: «Господу помолимся», «Господи, помилуй». После покрытия воздухом священных сосудов иерей произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Диакон поставляет возжженную свечу на жертвенник перед Святыми Дарами и глаголет: «Аминь». Иерей кадит Святые Дары и творит земной поклон.
По перенесении Святых Даров на жертвенник диакон произносит малую ектению, а иерей возвращается к престолу, складывает антиминс и снова возлагает на него Евангелие и по окончании ектении возглашает: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати…». Певцы: «Аминь».
После кафизмы поется «Господи, воззвах». Стихиры на 10: Триоди, глас 8‑й, глас 2‑й и глас 5‑й — 6, и Минеи, глас 2‑й (с 13 февраля, прп. Мартиниану) — 4. «Слава» — преподобному, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
Во время пения стихир совершается обычное каждение всего храма.
При пении Богородична на «Слава, и ныне» открываются Царские врата и совершается вход с кадилом. Если на Преждеосвященной Литургии полагается чтение Евангелия (например, 24 февраля, 9 марта, в храмовый или полиелейный праздник, в первые три дня Страстной седмицы), то вход совершается с Евангелием.
Диакон: «Премудрость, прости». «Свете Тихий». Прокимен Триоди (по обычному чину), и читается первая паримия (Царские врата затворяются). По окончании паримии диакон: «Вонмем», Царские врата отверзаются. Поется второй прокимен Триоди. По исполнении его диакон возглашает: «Повелите». (Священник при служении без диакона слово «Повелите» не произносит). Иерей, взяв обеими руками кадило и свещник со свечой, стоя лицом к престолу, начертывает ими над Евангелием знак Креста и произносит велегласно: «Премудрость, прости». После этого, обратясь на запад, к народу, он воздвигает свечу с кадилом и возглашает: «Свет Христов просвещает всех». (В это время молящиеся, по глубокому благоговению пред Господом Иисусом Христом — Светом истины, преклоняются до земли.) Чтец: «Притчей чтение». Диакон: «Вонмем». Читается вторая паримия Триоди, Царские врата затворяются. По окончании паримии Царские врата, по обычаю, отверзаются. Иерей, благословляя чтеца, произносит: «Мир ти». Диакон: «Премудрость». И следует пение стихов великого прокимна: «Да исправится молитва моя…».
Примечание. «Да исправится молитва моя…» — древний великий прокимен великопостных торжественных служб. Поэтому Устав указывает чтецу, в отличие от паримийных прокимнов, не произносить его, а петь (схема исполнения такая же, как и у всех великих прокимнов).
И по исполнении паримий, глаголет иерей: «Мир ти». И диакон: «Премудрость». Чтец: «Да исправится молитва моя». Тогда праваго и леваго лика обе страны и предстоящий народ во всей церкви стоят на коленах молящеся. И по пении чтеца, 1‑й лик поет тойжде: «Да исправится молитва моя»: И чтец, и другая страна лика, и предстоящий народ стоят на коленах, дондеже пропоют. Таже чтец поет 1‑й стих: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя»: И по пропетии стиха, поет 2‑й лик: «Да исправится молитва моя»: Тогда чтец и 1‑й лик, и тоя страны предстоящий народ припадают на колена: Таже чтец поет 2‑й стих: «Положи, Господи, хранение»: И 1‑й лик паки поет: «Да исправится молитва моя»: И чтец, и 2‑й лик, и предстоящий народ паки преклоняют колена. И паки чтец поет 3‑й стих: «Не уклони сердце мое»: и 2‑й лик поет: «Да исправится молитва моя»: И преклоняет колена чтец и 1‑й лик, и народ. И паки чтец поет: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою»: И тогда оба лика и во церкви предстоящий весь народ припадают на колена и стоят, дондеже чтец поет: И воставше, допевают на клиросе: «Воздеяние руку́ моею жертва вечерняя». И по исполнении творим поклоны 3 (Типикон, гл. 49‑я, в среду 1‑й седмицы вечера).
Чтец, стоя перед Царскими вратами, поет избранные стихи 140‑го псалма: «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою, воздеяние руку́ моею, жертва вечерняя». В это время, согласно современной практике, все молящиеся становятся на колени и стоят так до окончания всех четырех стихов. Певцы хора, по окончании пения чтецом первого стиха, встают с колен и тоже поют: «Да исправится молитва моя…» и затем опять становятся на колени. Чтец же всегда становится на колени во время пения хора. В таком порядке чтецом поются еще три стиха: «Господи, воззвах…», «Положи, Господи…» и «Не уклони сердце мое…», певцы после каждого из них поют: «Да исправится…». Затем чтец поет первую половину прокимна: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», все встают с колен, и певцы допевают: «Воздеяние руку́ моею, жертва вечерняя».
Иерей во время пения этих стихов, стоя перед престолом, совершает каждение (все сослужащие священники стоят на коленях). При пении на клиросе «Да исправится…» после стиха: «Не уклони серд­це…» иерей переходит к жертвеннику и кадит перед жертвенником. Затем отдает кадило диакону и, благоговейно поклонившись святыне (поясной поклон), отходит к престолу. При заключительном пении «Да исправится…» предстоятель преклоняет колена и повергается ниц пред престолом, а диакон продолжает кадить Святые Дары до окончания пения.
По окончании пения «Да исправится молитва моя…» иерей по обычаю произносит молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Вслед за молитвой — прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие, если положено по Уставу. Если же нет Апостола и Евангелия, Царские врата затворяются. Ектения «Рцем вси…» (в это время Евангелие переставляется на правую сторону и открывается антиминс), и затем совершается прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.
На пение «Ныне Силы Небесныя…» отверзаются Царские врата. Диакон кадит святой алтарь, а также священников и диаконов, при этом иконостас и молящихся диакон не кадит. При совершении каждения диакон тайно читает 50‑й псалом. Затем иерей, стоя с диаконом перед престолом, воздевает руки горе́ и молится: «Ныне Силы Небесныя…» (трижды), и целует престол. Потом идет к жертвеннику, трижды кланяется со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго», трижды кадит Святые Дары и, отдав кадило диакону, возлагает на его плечо воздух. Сам же правой рукой приемлет дискос и держит его на уровне чела, в левую руку берет потир (держит его «при персех») и переносит Святые Дары с жертвенника на престол, исходя северными дверьми и входя в алтарь Царскими вратами. Диакон предшествует священнику, идя лицом к Святым Дарам, «с кадильницею точию» и кадит часто (перед диаконом, как и на полной Литургии, идут свещеносцы). Никаких остановок на солее и поминовений не бывает. При прохождении иерея через солею все молящиеся повергаются ниц. По входе в алтарь иерей поставляет Святые Дары на антиминсе. Молящиеся встают, певцы поют: «Верою и любовию приступим…». Иерей отлагает покровцы, покрывает воздухом (предварительно окадив его) Святые Дары и кадит их. При священнодействиях ничего не произносится. Диакон молча принимает благословение от иерея.
По окончании пения «Верою и любовию…» полагаются три великих поклона. При этом иерей произносит (в алтаре) молитву прп. Ефрема Сирина (в Типиконе нет указаний на произношение в этом месте службы молитвы прп. Ефрема Сирина, но обычай чтения ее очень распространен). Царские врата затворяются, завеса закрывается наполовину. Диакон произносит ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу…». Возглас: «И сподоби нас, Владыко…». Певцы: «Отче наш…». Иерей: «Яко Твое есть Царство…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним». Певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Благодатию и щедротами…». Певцы: «Аминь» (протяжно). Закрывается полностью завеса Царских врат. Диакон: «Вонмем». Иерей влагает правую руку под воздух, «со благоговением и страхом» прикасаясь к Святому Агнцу, и возглашает: «Преждеосвященная Святая святым». Певцы: «Един Свят…» и запричастный стих: «Вкусите и видите, яко Благ Господь», «Аллилуиа» (трижды). Если читались Апостол и Евангелие святому, то поется и причастен его.
Иерей отлагает воздух и снимает звездицу. Диакон входит в алтарь и произносит: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник: «Раздробляется и разделяется…», — раздробляет Святой Агнец и влагает частицу в потир, ничего не произнося. Теплота благословляется и вливается в потир тоже в молчании. Иерей и диакон причащаются по чину, указанному в Служебнике, в «Изъявлении о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя Литургии». (Особенность Причащения: если Литургия Преждеосвященных Даров совершается священником с диаконом, то диакон, приняв часть Святых Таин, не испивает из потира и не вкушает антидора, поскольку он совершает это по потреблении Святых Даров. Так же поступает священник, если служит без диакона.) По открытии Царских врат возглас: «Со страхом Божиим и верою приступите». Певцы: «Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих». Причащение народа совершается по обычному чину. Иерей: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Певцы: «Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко Благ Господь». «Аллилуиа» (трижды). Перед отнесением на жертвенник священник трижды кадит Святые Дары, но слова: «Вознесися на Небеса, Боже…» не произносит.
По возгласе иерея «Всегда, ныне и присно…» — певцы: «Да исполнятся уста наша…». Заамвонная молитва: «Владыко Вседержителю…». Певцы: «Аминь». «Буди имя Господне…» (трижды). [«Слава, и ныне»]. Псалом 33‑й. Во время чтения или пения 33‑го псалма раздается антидор (хранившийся с полной Литургии) всем молящимся.
Затем иерей, благословляя народ, произносит: «Благословение Господне на вас…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Иерей творит отпуст с поминанием святого следующего дня и свт. Григория Двоеслова. Певцы поют многолетны.
Примечание. Церковный Устав указывает дни, когда может совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. Это среды и пятницы первых шести седмиц Великого поста, четверток 5‑й седмицы, понедельник, вторник и среда Страстной седмицы, 24 февраля и 9 марта, храмовый или полиелейный праздник (если случится в седмичные дни — не в субботу и Неделю). Совершение Литургии в других случаях, например ради погребения или поминовения усопших, будет недопустимым и неоправданным нарушением Устава, поскольку на Преждеосвященной Литургии нет самых важных и действенных поминовений: в конце анафоры (Евхаристического канона) и с изъятием частиц в память усопших и омовением их в Крови Христовой. Поэтому не следует допускать совершения Литургии Преждеосвященных Даров в другие дни, кроме указанных Церковным Уставом.
Великое повечерие — по чину понедельника 1‑й седмицы (см. 10 февраля).

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu