Православные храмы

Покровский храм на Приорке

Православная деревянная церковь неизвестного названия существовала на…

Храм пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи

Однопрестольный деревяный храм. 6 февраля 2014 года в Соломенском…

Введенский обыденный храм (на Теремках-1)

Введенский храм на Теремках-1 — первый (и пока единственный) в…
Публикации

“Бог поругаем не бывает...”

В мае 2006 г. с демонстрации на Каннском кинофестивале фактически начался…

Священномученик Гавриил, патриарх Сербский

Священномученик Гавриил (Райич) стоял у кормила Церкви с 1648 по 1655 гг., в…

Восстановлено каноническое общение между РПЦ и РПЦЗ

17 мая, в праздник Вознесения Господня, Предстоятель Русской Православной…

5 января ст.ст. / 18 января н.ст.

Неделя 32‑я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Глас 7‑й. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Предпразднство Богоявления. Мчч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и Феоны волхва. Прп. Синклитикии Александрийской.
Совершается служба навечерия Богоявления вместе с воскресной службой Октоиха и службой мученикам (без праздничного знака). Служба прп. Синклитикии переносится на повечерие.

9‑й час и малая вечерня — по обычаю.

На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 10: воскресные, глас 7‑й — 4, предпразднства, глас 6‑й — 3 (см. на стиховне вечера), и мученикам, глас 4‑й — 3. «Слава» — предпразднства, глас 6‑й: «Готовися, Иордане реко…», «И ныне» — догматик, глас 7‑й: «Мати убо…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и стихиры предпразднства, глас 2‑й (см. на стиховне утрени без припевов). «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 8‑й: «Иоанне Крестителю…» (см. на стиховне утра).
На стиховне стихиры воскресные, глас 7‑й. «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 6‑й: «Да возрадуется пустыня…».
По Трисвятом — «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь предпразднства, глас 4‑й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 7‑й (дважды). «Слава, и ныне» — тропарь предпразднства, глас 4‑й.
Кафизмы 2‑я и 3‑я. Малые ектении. Седальны воскресные.
Непорочны. «Ангельский собор». Ипакои, степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 10‑е. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50‑м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6‑й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмос единожды), Богородице на 2, праздника на 4 и мученикам на 4.
Библейские песни: «Поем Господеви…».
Катавасия — «Глубины открыл есть дно…».
По 3‑й песни — кондак и икос предпразднства, глас 4‑й, ин кондак предпразднства, глас 2‑й, седален мученикам, глас 1‑й. «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 1‑й.
По 6‑й песни — кондак и икос воскресные, глас 7‑й.
На 9‑й песни поем «Честнейшую».
По 9‑й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10‑й. «Слава» — светилен предпразднства. «И ныне» — ин светилен предпразднства.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 7‑й — 4, и предпразднства, глас 6‑й — 4 (с припевами своими, см. на стиховне утрени). «Слава» — стихира евангельская 10‑я, «И ныне» — «Преблагословенна еси…».
Великое славословие.
По Трисвятом — тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На часах — тропарь воскресный, «Слава» — тропарь предпразднства. Кондаки воскресный и предпразднства читаются попеременно.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны гласа — 6 и предпразднства, песнь 3‑я — 4.
На входе — «…воскресый из мертвых…».
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь воскресный, тропарь предпразднства. «Слава» — кондак воскресный, «И ныне» — кондак предпразднства.
В храме Богородицы — тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь храма; кондак воскресный. «Слава» — кондак предпразднства, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь храма; кондак воскресный. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак предпразднства.
Прокимени и аллилуиарий — Недели пред Богоявлением.
Апостол и Евангелие — Недели пред Богоявлением.
Причастен — воскресный.
Отпу́ст праздничный: «Воскресый из мертвых, Хрис­тос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константиня града, Златоустаго, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

По установившейся практике, сразу после окончания Литургии совершается 9‑й час и великая вечерня.
На вечерне. Старший из священнослужителей облачается в полное облачение. По возгла́се: «Благословен Бог наш…». Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный», Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» и псалом 103‑й. Ектения великая.
«Блажен муж» ― 1‑й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2‑й — 8 (каждая стихира — дважды). «Слава, и ныне» ― праздника, глас тот же: «Приклонил еси главу…».
Вход с Евангелием. «Свете тихий», «Вонмем». Иерей: «Мир всем», диакон: «Премудрость. Вонмем». Прокимен, глас 8‑й: «Се ныне благословите…». Чтение 13‑ти паримий.
После 3‑й парими́и отверзаются Царские врата. Чтец возглашает: «Глас пятый» и сам поет тропарь: «Явился еси в мире…». По Уставу как тропари, так и псаломские стихи следует петь. Но обычно, по установившейся практике, зафиксированной в Синодальных нотных изданиях, поются только последние слова тропаря. Поэтому исполнение этих тропарей со стихами совершается в таком порядке.
Чтец возглашает тропарь: «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тме седящия», и сам поет: «Человеколюбче, слава Тебе».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны. Познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Да просветиши во тме седящия».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Да возвеселятся и возрадуются языцы, яко судиши людем правотою и языки на земли наставиши. Да просветиши во тме седящия».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Земля даде плод свой, благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже, и да убоятся Его вси концы земли. Да просветиши во тме седящия».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Слава» — «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тме седящия».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «И ныне» — «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тме седящия».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тме седящия» и сам поет: «Человеколюбче, слава Тебе».
Затворяются Царские врата.
Так же исполняется тропарь по 6‑й парими́и. На клиросе поют завершающие его слова: «Токмо на седящия во тме. Слава Тебе».
По окончании паримий отверзаются Царские врата. Ектения малая. Возгла́с: «Яко Свят еси, Боже наш…». Трисвятое же не поем. По возгла́се тотчас диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Диакон: «Премудрость. Вонмем». Чтец: прокимен, глас 3‑й: «Гос­подь Просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся», стих: «Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся».
Апостол ― Кор., зач. 143‑е (от полу́).
Аллилуиарий, глас 6‑й: «Отрыгну сердце мое…».
Евангелие ― Лк., зач. 9‑е.
После Евангелия Царские врата затворяются. Сугубая ектения: «Рцем вси…», «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю молитву…». После «Мир всем» и молитва главопреклонения. После возгла́са: «Буди держава…» тотчас поются тропари, глас 8‑й: «Глас Господень…» (обычно стихирным напевом) и другие. В это время священнослужители исходят Царскими вратами «на источники» или к сосуду с водой, установленному в притворе либо во дворе храма. Предстоятель (в предшествии свещеносца и диакона с кадилом и свечой) износит на главе с возду́хом святой крест и полагает его на украшенном аналое около воды. Затем раздает свечи сослужащим и совершает обычное каждение окрест воды, кадит иконы и предстоящих.
По окончании тропарей диакон: «Премудрость», читаются три парими́и, Апостол и Евангелие, произносится великая ектения с каждением и особыми прошениями, во время которой иерей читает тайную молитву. Если освящение воды совершается одним иереем (без диакона), он должен прочитать тайную молитву во время парими́й.
По окончании ектении возгла́са не положено, но непосредственно после того, как певцы пропоют заключительное: «Тебе, Господи…», иерей возглашает: «Велий еси, Господи…» (трижды) и читает молитву на освящение воды. При троекратном произнесении слов «Ты убо, Человеколюбче Царю…» священник каждый раз благословляет воду рукой, не погружая руку в воду. После молитвы с преклонением главы и возгла́са иерей крестообразно благословляет воду Честным Крестом, погружая его «право» (то есть прямо), взяв Крест перстами обеих рук за концы перекладины, в вертикальном положении низводит в воду и крестообразно возводит. При этом иерей поет тропарь, глас 1‑й: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». Тропарь поется трижды и совершаются три погружения Святого Креста в воду. Согласно общепринятой практике, священнослужители поют только начало тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи», со слов же: «Троическое явися поклонение…» продолжают певцы. После этого предстоятель, держа Крест в левой руке, кропит крестообразно на четыре стороны (восток, запад, юг и север).
Затем молящимся, по Уставу, полагается, подходя к настоятелю, прикладываться ко Кресту и принимать окропление святой водой. На практике это удобнее делать после отпу́ста. Поэтому сразу после кропления на четыре стороны при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6‑й: «Воспоим, вернии…» священнослужители входят в алтарь. По окончании стихиры диакон: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», хор: «Аминь. Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице…», хор: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…» и отпу́ст праздничный (краткий): «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
По отпу́сте посреди церкви поставляется светильник перед иконой праздника, и около него изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» — кондак праздника. Величание не поется. Затем поются многолетны, и во время целования Креста все окропляются святой водой.
Примечание. «Известно же буди всем о святей воде, яко нецыи суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради, не добре творят: ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже во всяких местех, и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть: и где есть сих разум, еже не пити сея? но да увеси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду… Сего ради и в полунощи на праздник сей, вси почерпше в домы воду относят и соблюдают, и лето совершенно хранят, понеже днесь освящаются воды; и знамение бывает явственное, не растлевающуся вод оных естеству долготою времене, но лето совершенно, и два и три множицею, днесь черпаемая вода цела и нова пребывает; и по толицем времени, ныне от источника взятой воде сравняется» (Типикон, 6 января, 1‑е «зри»).
Примечание. «По отпущении же Литургии ядим укрухи, и пием по единой чаши вина. Совершенно же ядим по отпусте вечерни, со елеем. Сыра же и яиц и рыб никакоже дерзнем коснутися» (Типикон, 5 января, «зри»; ср.: Типикон, 6 января, 2‑е «зри»).

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu