Православные храмы

Вознесенский храм Флоровского монастыря

Соборный храм Флоровского женского монастыря на Подоле. Памятник…

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (в областной больнице)

Первая Литургия совершена в июне 1999 г. Храм размещается в…

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (на кладбище Берковцы)

В бывшем ритуальном зале на Берковцах (81‑й участок, на центральной…

Публикации

Иерей Тимофей Костюченко: “Хочется, чтобы корабль Церкви был наполнен людьми”

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Оболонском районе г. Киева…

Протоієрей Віталій Косовский: “Церква, яку створив Ісус Христос, збереглася протягом двох тисячоліть завдяки догматизму”

Протоієрей Віталій Косовський народився в Запоріжжі на острові Верхня Хортиця,…

О’Генри: Последний лист

В небольшом квартале к западу от Вашингтон-сквера улицы перепутались и…

Среда. Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской.
Примечание. В Типиконе сказано: «Аще храм святаго Василия, творим бдение». Обычай совершать в этот день всенощное бдение вошел в церковную практику. Вся служба показана в Минее и Типиконе. По Уставу положено совершать перед всенощным бдением 9‑й час и малую вечерню.

9‑й час — по обычаю (на нем тропарь и кондак Рож­деству Христову — завершение дня отдания Рож­дества).

На малой вечерне открытия завесы Царских врат не полагается. По Типикону, малую вечерню совершает один священник без диакона.
Иерей (перед Царскими вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся…» (трижды) и читает предначинательный псалом (103‑й): «Благослови, душе моя, Господа…» (светильничные молитвы иереем не читаются), по окончании: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». И сразу же поется «Господи, воззвах». (Великая ектения не произносится, кафизмы и малой ектении после нее не бывает. Каждение на «Господи, воззвах» не совершается.)
На «Господи, воззвах» — стихиры святителю, глас 3‑й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — святителю, глас 2‑й: «Сущих извык естество…», «И ныне» — праздника (по выбору).
Входа нет. Чтец читает: «Свете Тихий». Иерей: «Вонмем». «Премудрость» и прокимен дня. По окончании пения прокимна читается: «Сподоби, Господи», затем сразу без ектений поются стихиры на стиховне.
На стиховне стихиры праздника, глас 2‑й. «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же: «Плотское обрезание…».
По Трисвятом — тропарь святителю, глас 1‑й. «Слава, и ныне» — тропарь праздника, глас тот же.
По окончании пения тропарей иерей перед Царскими вратами произносит ектению: «Помилуй нас, Боже…» (четыре прошения). Возгла́с: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпу́ст, после чего хор поет многолетны.

На великой вечерне «Блажен муж» — 1‑й антифон.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 8: праздника, глас 8‑й — 4 (каждая стихира — дважды), и святителю, глас 4‑й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — святителю, глас 8‑й: «Премудрости рачитель быв…», «И ныне» — праздника, глас тот же: «Сходяй Спас…».
Вход. Прокимен дня. Парими́и — 3. Сугубая ектения. «Сподоби, Господи». Просительная ектения.
На литии стихира храма и стихиры святителю, глас 3‑й. «Слава» — святителю, глас 6‑й: «Излияся благодать…», «И ныне» — праздника, глас 8‑й: «Сходяй Спас…».
На стиховне стихиры святителю, глас 1‑й и глас 2‑й. «Слава» — святителю, глас 6‑й: «Благодать чудес…», «И ныне» — праздника, глас 8‑й: «Не устыдеся Всеблагий Бог…».
По Трисвятом — тропарь святителю, глас 1‑й (дважды), и тропарь праздника, глас тот же (единожды).
Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея.
По благословении хлебов поется трижды «Буди имя Господне» и псалом 33‑й: «Благословлю Господа» до слов: «Не лишатся всякаго блага». Иерей, благословляя народ, произносит с амвона «Благословение Господне на вас». Хор: «Аминь», и начинается шесто­псалмие.

На утрене на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 1‑й (дважды). «Слава» — тропарь святителю, глас тот же, «И ныне» — тропарь праздника, глас тот же.
Кафизмы 10‑я и 11‑я. Малые ектении. Седальны праздника.
Полиелей. По действующему Типикону, величание только святителю: «Величаем тя, святителю отче Василие, и чтем святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего». Величание поется с избранными стихами из псалмов Давидовых, поют попеременно оба хора (эти псалмы помещены в Следованной Псалтири и в Ирмологии). Малая ектения. Седален святителю по полиелее, глас 8‑й: «Силою словес…». «Слава» — ин седален святителю по полиелее, глас тот же: «Благодать словес…», «И ныне» — седален праздника, глас тот же: «Всяческих Владыка…». Степенна — 1‑й антифон 4‑го гласа. Прокимен, глас 4‑й: «Уста моя возглаголют премудрость…», стих: «Услышите сия, вси языцы». Евангелие — святителю. По 50‑м псалме: «Слава» — «Молитвами святителя Василия…», «И ныне» — «Молитвами Богородицы…», «Помилуй мя, Боже…». Стихира святителю, глас 6‑й: «Излияся благодать…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Возгла́с: «Милостию и щедротами…». Хор: «Аминь».
Каноны: праздника, глас 2‑й, со ирмосом на 6 (ирмос дважды, тропари на 4), и святителю на 8.
Примечание. Одно из основных требований Церковного Устава в отношении тропарей канона, как и в отношении стихир и других песнопений, состоит в том, что, если в службе песнопений меньше, чем на сколько их должно исполнить, то нельзя, пропев или прочитав все по одному разу, начать снова с первого весь ряд их и так повторять, пока не завершится назначенное Уставом число, но следует заранее рассчитать, сколько раз каждое песнопение должно быть повторено, и только пропев или прочитав каж­дое песнопение положенное число раз, переходить к следующему. Песнопение, исполненное соответствующее число раз, не может быть более повторяемо в том же ряду, если не будет на это нарочитых указаний Устава. Таким образом, если, например, при четырех песнопениях их нужно исполнить на 6, то нельзя сначала исполнить все песнопения по одному разу, а потом снова повторить еще раз первое и за ним второе, но должно сначала первое песнопение исполнить дважды, потом также дважды второе песнопение и затем по одному разу третье и четвертое (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее — Март, ч. 2, с. 215).
Библейские песни: «Поем Господеви…».
Катавасия — ирмосы канонов праздника Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую…».
По 3‑й песни — кондак праздника, глас 3‑й, седален святителю, глас 8‑й (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника, глас 4‑й.
По 6‑й песни — кондак и икос святителю, глас 4‑й.
На 9‑й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника Обрезания и святителю. При точном соблюдении Устава 9‑я песнь канона исполняется в следующем порядке: диакон (или священник), стоя пред местной иконой Спасителя, поет: «Величай, душе моя, по закону плотию обрезавшагося Гос­пода».
1‑й лик — ирмос: «Яже прежде солнца…».
2‑й лик — повторяет тот же припев и ирмос.
1‑й лик — «Величай, душе моя, во осмый день обрезание Приемлюща».
Чтец — 1‑й тропарь: «Прешед пределы…».
2‑й лик — тот же припев.
Чтец — 1‑й тропарь: «Прешед пределы…».
1‑й лик — «Днесь Владыка обрезуется…».
Чтец — 2‑й тропарь: «Приидите, Владыки славная…».
2‑й лик — «Днесь Владыка плотию обрезася…».
Чтец — 2‑й тропарь: «Приидите, Владыки славная…».
1‑й лик — «Величай, душе моя, во иерарсех…».
Чтец — 1‑й тропарь канона святителю: «Перваго пастыря…».
2‑й лик — тот же припев.
Чтец — 1‑й тропарь канона святителю: «Перваго пастыря…».
1‑й лик — «Величай, душе моя, вселенныя…».
Чтец — 1‑й тропарь канона святителю: «Перваго пастыря…».
2‑й лик — тот же припев.
Чтец — 2‑й тропарь канона святителю: «Церковное всесвященное…».
1‑й лик — «Величай, душе моя, от Кесарии…».
Чтец — 2‑й тропарь канона святителю: «Церковное всесвященное…».
2‑й лик — тот же припев.
Чтец — 3‑й тропарь канона святителю: «Апостолов седалище…».
1‑й лик — «Величай, душе моя, украсившаго…» (вместо «Славы»).
Чтец — 3‑й тропарь канона святителю: «Апостолов седалище…».
2‑й лик — «Величай, душе моя, Честнейшую…» (вместо «И ныне»).
Чтец — 4‑й тропарь канона святителю: «Превыс­пренняя водами…».
Оба лика вместе — первый припев Обрезания: «Величай, душе моя, по закону плотию…» и катавасию — ирмос 1‑го канона Богоявления: «Недоумеет всяк язык…».
Затем оба лика вместе — последний припев Богородице: «Величай, душе моя, Честнейшую Небесных воинств, Деву Пречистую Богородицу» и катавасию — ирмос 2‑го канона Богоявления: «О паче ума…».
По 9‑й песни — светилен святителю (дважды). «Слава, и ныне» — светилен праздника.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника и святителю, глас 5‑й — 6 (первая стихира — дважды). «Слава» — святителю, глас 6‑й: «Излияся благодать…», «И ныне» — праздника, глас 8‑й: «Сходяй Спас…».
Великое славословие.
По Трисвятом — тропарь святителю, глас 1‑й. «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же. Обычные ектении.
Отпу́ст: «Иже во осмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, егоже и память ныне совершаем, преподобных и богоносных отец наших и всех святых…» (святой храма и местные святые не поминаются).

На часах — тропарь праздника. «Слава» — тропарь святителю. Кондаки праздника и святителю читаются попеременно.
Примечание. По традиции, в течение всего года на 1‑м часе после молитвы: «Христе, Свете Истинный…» поется кондак «Взбранной воеводе…». В двунадесятые праздники и их попразднства данный кондак обычно заменяется кондаком праздника; в попразднство Пасхи (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) поется кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».

Литургия 1 января — свт. Василия Великого.
На Литургии блаженны праздника, песнь 3‑я — 4 (со ирмосом), и святителю, песнь 6‑я — 4 (без ирмоса).
По входе — тропарь праздника, тропарь святителю. «Слава» — кондак святителю, «И ныне» — кондак праздника.
Прокимен праздника, глас 6‑й: «Спаси, Господи, люди Твоя…»; стих: «К Тебе, Господи…», и святителю, глас 1‑й: «Уста моя возглаголют…».
Апостол и Евангелие — праздника и святителю.
Аллилуиарий — праздника и святителю.
Вместо «Достойно есть» — «О Тебе радуется».
Причастен — «Хвалите Господа…» и «В память вечную…».
Отпу́ст см. выше, как на утрене, но с добавлением «…святых славных и всехвальных апостол…».

НОВОГОДНИЙ МОЛЕБЕН

Начальный возгла́с: «Благословенно Царство…», после обычных предначинательных молитв — «Приидите, поклонимся…» и псалом 64‑й: «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе…».
Великая ектения (с прошениями из чина новогоднего молебна).
На «Бог Господь» — тропарь, глас 2‑й: «Всея твари Содетелю…».
Псалом 50‑й.
Канон «новому лету» (из службы 1 сентября), глас 1‑й (без ирмосов). Припевы: «Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе».
По 3‑й песни — катавасия — «Избави от бед рабы Твоя, Владыко Многомилостиве…». Ектения и седален индикта (из службы 1 сентября).
По 6‑й песни — вышеуказанная катавасия. Ектения и кондак индикта, глас 2‑й: «В вышних Живый, Христе Царю…» (из службы 1 сентября). Прокимен, глас 4‑й: «Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа»; стих: «Хвалите Господа, яко благ псалом». «Всякое дыхание…». Евангелие — Лк., зач. 13.
По 9‑й песни: «Достойно есть». Трисвятое по «Отче наш», тропарь индикта. «Слава, и ныне» — кондак индикта. Ектения сугубая (с прошениями из Новогоднего молебна), возгла́с.
Молитва (из того же молебна) и отпу́ст: «Иже во осмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш…». Многолетны.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me