Православные храмы

Храм пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи

Однопрестольный деревяный храм. 6 февраля 2014 года в Соломенском…

Храм священномученика Макария, митрополита Киевского

Настоятель храма прп. Феодора Освященного на Лукьяновке о. Константин…

Храм равноапостольного князя Владимира (в Верховной Раде)

Храм при Парламенте нашего государства оборудован в одной из комнат -…
Публикации

“О иже во аде держимых”. Почему Церковь молится об усопших?

Особое место в наших молитвах занимают прошения об усопших — о всех наших…

День матери

18 апреля 2007 г. по инициативе Центра по делам семьи и женщин Деснянского…

“За что так упорна болезнь моя и рана моя так неисцельна?..” (Иер. 15, 18)

Об актуальности проблемы ВИЧ/СПИДа, думаю, не стоит и говорить. По статистике…

Церковь Успения Пресвятой Богородицы ('Богородицы Пирогощей')

Yspenia_PirogochejОснована в 1131 г. под названием Богородицы Пирогощей. С XVI в. соборный храм Киево-Подола, в 1620—33 гг. кафедра православного митрополита. В 1935 г. уничтожена, а в 1997—98 гг. воссоздана в предполагаемом первоначальном виде (Контрактовая площадь).

Согласно летописным сообщениям, каменная церковь Богородицы, "рекомая Пирогоща", была заложена князем Мстиславом Владимировичем у в 1131 г. Ориентация храма на восход солнца позволяет вычислить, что это должно было произойти 15 августа — на праздник Успения Богородицы. Завершили постройку в 1135 г., уже после смерти основателя. Здесь имеем достаточно редкий случай, когда в летописи отмечены и дата закладки, и дата завершения здания.

Необычное название храма происходит от константинопольской иконы "Пирготиссы", что означает "башенная". Под 1155 г. отмечено, что "в одном корабле" с ней была привезена на Русь икона Владимирской Божьей Матери. Согласно выводу большинства специалистов, икона Пирогощая была изображением Богоматери Одигитрии в полный рост. В Византии существовал обычай устанавливать подобные изображения на крепостных башнях в качестве апотропеев (оберегов). В киевском храме эта икона, очевидно, стала наместной. В последних строках "Слова о полку Игоревом" рассказывается, как в 1185 г. Игорь Святославич "едет по Боричеву к святой Богородице Пирогощей". Очевидно, князь собирался поклониться прославленной святыне и поблагодарить ее за свое освобождение из половецкого плена.

Догадка о тождественности летописной церкви Богородицы Пирогощей с подольским храмом Успения Богородицы появляется в литературе только с 1887 г. Вскоре выяснилось, что по архитектурным и технологическим признакам здание действительно должно быть датировано XII в. К сожалению, перед сносом памятника он не был должным образом исследован. Только археологические раскопки, начатые в 1976—79 гг. и завершенные в 1997 г., позволили детально изучить конструктивные и архитектурные особенности сооружения. Оказалось, что за счет нарастания культурного слоя с XII в. стены древнего храма сохранились под поверхностью земли на высоту около 2 м.

В первоначальном виде церковь Богородицы Пирогощей представляла собой типичный для своего времени крестово-купольный храм с центральным куполом на четырех опорах, нартексом и тремя апсидами. Его длина равнялась 24,7 м, ширина — 16,9 м. В толще западной стены располагалась лестница на хоры. Поражает исключительная глубина фундаментов — больше 4 м. Очевидно, она вызвана ненадежностью подольских грунтов, пропитанных влагой. Фундаменты сложены из строительного материала какого-то более древнего сооружения (попадались даже обломки фресок). Но выяснено, что на месте Пирогощей более древних зданий не существовало. Следовательно, разрушенное сооружение, остатки которого были использованы, находилось в другом месте, и не обязательно на Подоле.

Кирпичная кладка без прослоек камня и утопленного ряда, наличие внутристенной лестницы и мощных полуколонн на фасадах позволяют причислить Пирогощую к тому "византийско-романскому" стилистическому течению, которое зародилось в начале XII в. в Чернигове. Для нее характерно использование элементов фасадного декора, заимствованных у ломбардской школы романского стиля. Сооружением, наиболее похожим на Пирогощую, является Георгиевский собор в Каневе (1144). Вероятно, зодчих прислал Мстиславу его зять — черниговский князь Всеволод Ольгович. По предположениям исследователей, Богородица Пирогощая уже в домонгольское время играла роль главного храма подольского Торга.

После монгольского нашествия Богородица Пирогощая не упоминается. Вероятно, сама наместная икона была утрачена. До конца XIX в. даже считалось, что история Успенской (Пречистенской) церкви не достигает времени ранее XV в., когда имеем о ней первые документальные свидетельства. Согласно надписи на старинном антиминсе, 30 марта 1474 г., на память св.Иоанна Лествичника, церковь Успения освятил киевский митрополит Мисаил. Очевидно, новое освящение произошло по случаю отстройки храма. По церковным предания, ее осуществили на средства "какой-то польской княгини". У южной стены церкви археологами обнаружены незначительные остатки пристроек этого времени.

Новое опустошение церкви произошло во время нападения Менгли-Гирея 1482 г., когда она была "изнищона и ободрона и все побрано: сребро, и злото, кресты, иконы полуплены и все попалено". Вероятно, само сооружение во время этого грабежа не пострадало. Следующее известие о храме содержится в завещании князя Богуша Федоровича Корецкого, воеводы волынского, от 21 июля 1579 г. Князь завещал церкви две копы грошей, которые, очевидно, были использованы на реставрацию здания, поскольку уже через три года ее протопоп Иван Михайлович жаловался киевскому воеводе Василию-Константину Острожскому, что церковь "вельми убога", а он сам, "при ней живя, не имеет на что жить". В ответ на это князь наделил храм пашенной землей на Щекавице (грамота 1581 г.). Из этих документов видно, что в то время церковь уже была соборной, имея настоятелем протопопа. Ее роль особенно выросла после того, как в 1609 г. униаты завладели Софийским собором.

Теперь, когда Успенская церковь стала главным православным собором города, возникла потребность в капитальной реставрации сооружения. Итак, "в году 1613, месяца апреля 15 дня...по привилею... великого короля Жигимонта, а по благословению... патриарха Тимофея начали от фундамента поправлять церковь святой Пречистой Успения соборную, стоящую на рынке [в] городе Киевском, внутри и снаружи, ибо пришла в ветхость и ошарпалась вельми и развалилась: верха всего не было; верхнюю часть старых стен по верхние окна полностью сбивали и заново клали; сам купол и те 4 купола вокруг — заново делали, ибо прежде тех малых куполов не было, только было досками покрыто. А поправлял ту церковь мастер из Влох Савостиян Брачу. А был приставом и дозорцем той работы пан Созон Балыка, упрошенный от всего города... Начали месяца мая 13 дня на Вознесенье Господне... И в том году делали и доделали с помощью Божьей месяца августа 14 дня, образы поставили и начали служить".

Итальянец ("мастер из Влох") Себастиан Брачи придал сооружению стилистические черты ренессанса. Именно тогда на фасадах появились круглые окна — люкарны, сохранившиеся до времени разрушения памятника. Считается, что в Успенской церкви едва ли не впервые боковые купола были расположены не на углах сооружения, а по сторонам света — прием, характерный для украинского храмового строительства. Реставрация оказалась очень своевременной, поскольку уже в 1620 г. Киев посетил Иерусалимский патриарх Феофан, который 9 апреля торжественно отправил в церкви Успения службу Божью. Патриарх восстановил православную иерархию и поставил Иова Борецкого киевским митрополитом. До того времени, как святитель Петр Могила в 1633 г. возвратил от униатов св. Софию, Успенская церковь была кафедральным храмом Киевской митрополии.

Однако и в дальнейшем церковь сохранила значение городского собора. Ее благоустройством занимался магистрат. Здесь хранился городской архив, действовали школа, богадельня. На погосте церкви хоронили самых уважаемых граждан. Храму принадлежало несколько лавок. Поврежденная пожаром 1651 года, Успенская церковь была немедленно отремонтирована, и уже в 1653 г. Антиохийский патриарх Макарий отслужил в ней торжественную литургию. Именно в Успенском соборе в 1654 г. присягали на верность московскому царю члены магистрата и киевские казаки. С 1670 г. на содержание церкви назначена "померная" пошлина, собиравшаяся с пищевых продуктов (прежде всего зерна), поступавших в город на продажу.

В следующий раз Успенская церковь пострадала от пожара 1718 года и была отреставрирована в 1721 г. С 1730 г. возникла традиция начинать от нее крестные ходы и магистратские парады на праздник "Медового Спаса" (1 августа) и Богоявления (6 января). В 1752 г. встал вопрос об очередном ремонте храма, но дело затянулось, и строительные работы завершил только в 1770 г. Иван Григорович-Барский, проживавший в приходе Успенской церкви. Он же в 1772 г. воздвиг рядом двухъярусную барочную колокольню с церковью св.Варвары на нижнем этаже. В 1779 г. в главном храме освящен придел св.Параскевы. Около 1782 г. сооружен шестиярусный иконостас в стиле рококо (серебряные царские врата созданы в 1785 г. мастером Семеном Селигиновским). Вплоть до введения "духовных штатов" в 1786 г. Успенская церковь сохраняла значение "белого" или "светского" собора города. В то время (1778—86) протопопом церкви был прославленный проповедник Иоанн Леванда.

Пожар 1808 года не нанес храму значительных повреждений, но уже в следующем году внезапно обрушился центральный купол. Не успели начать восстановительные работы, как Подол пережил еще больший пожар 1811 года. Только после этого церковь перестроил в стиле классицизма Андрей Меленский. Он был вынужден заменить предыдущие пять куполов на один, а также согласиться на снос колокольни. К сожалению, эта перестройка оказалась неудачной по пропорциям: новый купол не соответствовал основному объему здания. Кроме того, с запада был пристроен придел, ставший позже основанием новой колокольни (ее верхние ярусы были надстроены в 1835 г. в стиле ампир и увенчаны высоким шпилем). В 1830 г. появился теплый Аннозачатиевский придел, отделенный стеклянной перегородкой. В 1876 г. он обновлен. Реставрации храма, законченные только в 1887 г., исказили вид древнего здания. Вплоть до начала научных исследований 1930-х годов мало кто догадывался о древнерусском происхождении храма.

После того, как весной 1934 г. последний митрополит УАПЦ Иван Павловский переехал из Харькова в Киев, церковь Успения стала его кафедрой, но в декабре того же года ее закрыли, а в 1935 г. снесли. Перед разрушением памятника Ипполит Моргилевский успел сделать только общие обмеры и несколько фотоснимков.

Во 2-й половине 1970-х годов были проведены археологические раскопки фундамента храма. Его глубина достигала 4 м., сложен из строительного материала, взятого из более раннего сооружения.

В 1996—1998 г. г. церковь Успения Богородицы Пирогощей была отстроена заново и по открытию освящена митрополитом Украины Филаретом.

 

Литература: Антонин. Киево-Подольская Успенская соборная церковь.— К., 1891;
Мартирологія українських церков.— Т.I. Українська Православна Церква / упор. і ред. О.Зинкевич, О.Воронихин.— Торонто — Балтимор, 1987.— С.1039.;
"О церкви соборной мурованой, иже есть въ Киеви, на Подоли, якъ поправлена на старомъ фундаменти" // Киевская старина.— 1882, февраль.— С. 415—417.
 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu