Православные храмы

Храм благоверного князя Александра Невского (на Оболони)

21 сентября 2011 года в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы…

Храм святителя Саввы Сербского (в поликлинике голосеевского района, на Теремках)

(При поликлинике № 2 Голосеевского района г. Киева). Православная…

Храм архистратига Михаила (на территории областного госпиталя ГУ МВД)

15 июня 2011 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви…

Публикации

Крест Господень — знамя жизни

Святая равноапостольная Елена, мать царя Константина, чудом Божиим нашла в…

“Преступление в Беслане не имеет права на оправдание”

Интервью Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины

Торжество Православ’я

В першу неділю Великого посту Свята Церква торжественно згадує перемогу…

Vvedenskij monastirВ 1878 г. в Киеве была основана первая религиозная женская община, получившая название Свято-Введенской. Созданная благочестивым усердием монахини Димитры (Егоровой) обитель стала местом духовного подвига многих женщин православного вероисповедания.

 

Жизнь, наполненная удивительными событиями

Основательницу общины монахиню Димитру (в миру Матрона Александровна Егорова) в полной мере можно назвать подвижницей. Оставшись вдовой, она тайно приняла монашеские обеты, но продолжала жить в свете и заниматься благотворительностью, исполняя свой христианский долг милосердия.

Господь даровал матушке Димитре жизнь, наполненную удивительными и трагическими событиями. Но с Его же помощью она прошла ее так, что, приближаясь к концу своего поприща, могла без страха оглянуться назад и без смущения смотреть вперед, предавая дух свой в руки Божии.

О юных годах подвижницы известно очень мало. Матрона Александровна родилась в 1810 г. в г. Силистрия, на северо-востоке Болгарии. Эта страна была не просто местом ее рождения. Воспитанная своими благочестивыми родителями Александром и Марией в духе православной веры, на многочисленных примерах житий болгарских святых, матушка Димитра навсегда сохранила любовь к отчизне, уважение к своему народу, мужественно и упорно сражающемуся за независимость, и верила в светлое будущее своей родины. Однако семье матушки пришлось покинуть родные края. После каждой войны России с Турцией тысячи болгарских переселенцев были вынуждены искать себе убежище в Крыму и Бессарабии. Люди спасались от мести турок как за свои симпатии к русским войскам, которые считали освободителями, так и за приверженность Православию.

Семья матушки Димитры переселилась в Бессарабию и предположительно проживала в окрестностях Кишинева. Вероятно, там же она познакомилась со своим будущим мужем, капитаном русской армии Иваном Егоровым. К сожалению, нам неизвестны ни время, ни обстоятельства их знакомства. В одном мы уверены: замужество Матроны Александровны было удачным, она искренне и нежно любила своего мужа, и это чувство, выдержанное временем и испытаниями, она сохранила и пронесла через всю свою жизнь.

Матрона Александровна верно следовала за своим мужем к месту его службы, и так же решительно она отправилась за ним на поля сражений Крымской войны (1853–1856 гг.). Вместе со многими защитниками Севастополя она выдержала многодневную осаду города, помогая раненым на передовой. И даже страшная потеря — гибель мужа на поле брани — не сломила мужественную женщину, она осталась в осажденном Севастополе и продолжала самоотверженно трудиться, выполняя свой патриотический долг. Этому не могло помешать и ее ранение: самостоятельно обработав и перевязав раны, Матрона Александровна снова вернулась к своим обязанностям медсестры. За участие в героической обороне Севастополя М. А. Егорова была представлена к награде.

По окончании войны, в сентябре 1856 г., Матрона Александровна приехала в Киев и поселилась на Печерске, на ул. Рыбальской. Проживая в большом, оживленном городе, матушка мало интересовалась светской жизнью, свое свободное время она посвящала чтению духовных книг, ее часто видели в приходских и монастырских храмах.

 

Знаменательная встреча

Здесь, в Киеве, состоялась встреча, благодаря которой изменилась вся дальнейшая жизнь Матроны Александровны. Промыслом Божиим матушка познакомилась с митрополитом Киевским Исидором (Никольским) (1858–1860), в лице которого нашла не только духовного отца, наставника, пришедшего ей на помощь в трудную минуту жизни. Владыка принял активное участие в судьбе матушки Димитры, сумел убедить ее, что она может многое сделать на благо Церкви и общества. Именно он предложил матушке возложить на себя труд по устройству религиозной общины, которая смогла бы облегчить горькую участь вдов и сирот погибших воинов, бедных и бесприютных женщин. Эта мысль нашла живейший отклик в душе матушки Димитры еще и потому, что со времени гибели мужа она хотела в память о нем и в поминовение его души устроить что-либо полезное для ближних.

Митрополит Исидор подарил в благословение общине Боголюбскую икону Божией Матери, которая особо почиталась в семье владыки. Митрополит Исидор выразил надежду, что святая икона станет священным покровом и прибежищем для всех насельниц общины и прихожан. Боголюбская икона Божией Матери стала первым священным образом, впоследствии украсившим новый храм обители.

 

Основание Введенской общины

Нелегкий подвиг взяла на себя матушка. Но вера в призвание свыше давала силы в преодолении преград. По благословению и с помощью митрополита Исидора, начиная с 1860 г. она покупала дома и земельные участки для богоугодного общежития. Матушка глубоко почитала митрополита и ничего не предпринимала без его благословения, находясь во всегдашнем послушании своему духовному руководителю. Будущее вполне оправдало мудрое решение митрополита Исидора, а матушка Димитра всегда была благодарна владыке за то, что он указал на ее призвание.

Пребывание Высокопреосвященного Исидора в Киеве было непродолжительным, и в 1860 г. он был переведен на Санкт-Петербургскую кафедру (1860–1892). Готовясь к отъезду, владыка обещал матушке Димитре никогда не оставлять ее, он высоко ценил ее подвижнические труды и просил прибегать прямо к его покровительству. Известно, что матушка неоднократно посещала своего духовного руководителя в северной столице, когда ей была необходима помощь, под­держка и мудрые советы владыки. В Петербурге она познакомилась со многими духовными и светскими людьми из окружения владыки Исидора.

Проживая недалеко от Александро-Не­вской Лавры, матушка Димитра часто посещала службы в храмах и причащалась Святых Христовых Таин. По особому ходатайству митрополита Исидора Матрона Александровна приняла тайный постриг в мантию, “тайно от людей, но явно Богу”. При пострижении она получила имя Димитра в честь вмч. Димитрия Солунского — святого, который является небесным покровителем православных болгар, соотечественников матушки, а также покровителем воинов, положивших свою жизнь на поле брани за Веру и Отечество.

С городом на Неве матушку связывало многое: и духовные святыни, и люди, под­державшие ее на многотрудном жизненном пути. Именно здесь, в Петербурге, 14 мая 1876 г. было составлено духовное завещание Матроны Александровны Егоровой, которым она навечно закрепила всю свою собственность за Введенской общиной.

В конце 1877 г. все документы, необходимые для организации общины, были собраны и отправлены в Святейший Синод. А вскоре и сама матушка вновь выехала в Петербург, где 4/17 марта 1878 г. она и получила Указ Государя Императора Александра ІІ об учреждении в Киеве Введенской женской религиозной общины.

 

Праведная кончина

Основав общину, матушка Димитра не пожелала сама ее возглавить, ссылаясь на преклонный возраст и болезни. Жизнь подтвердила ее предчувствия: ей уже не суждено было возвратиться в обитель. 9/22 марта 1878  г. монахиня Димитра скончалась 68-м году жизни, в день памяти сорока Севастийских мучеников, воинов Христовых.

Не многие знали о болезни матушки Димитры, с удивительным терпением и выдержкой она переносила выпавшие на ее долю физические страдания, уносившие ее жизненные силы. Чувствуя приближение смерти, матушка Димитра заблаговременно очистила себя принесением покаяния, удостоилась Таинства Елеосвящения и до самой смерти приобщалась Животворящих Христовых Таин.

По особому распоряжению митрополита Исидора монахиня Димитра была временно похоронена в Александро-Невской Лавре при Федоровской церкви, до распоряжения о перевезении тела покойной в Киев.

 

Память о святой основательнице

prp DimitraМатушка Димитра прошла свой жизненный путь твердо и чисто. Совершая свой христианский подвиг во имя ближних, она не заботилась о том, чтобы ее имя вошло в историю, но вся дальнейшая история обители, основанной ею, красноречиво говорит о духовной красоте и величии ее подвижнических трудов. Всю силу любви своего щедрого сердца она отдала бедным, обездоленным и несчастным женщинам.

Дело, которому монахиня Димитра посвятила почти половину своей жизни, было продолжено людьми, стремившимися навечно сохранить память о ней. Уже через две недели после смерти основательницы по предложению митрополита Исидора для управления общиной была назначена рясофорная послушница Новгородского Десятинского монастыря Евфалия (Лебедева) (1878–1891).

8/21 августа 1878 г. тело матушки Димитры было перевезено из Александро-Невской Лавры в Киев и, согласно ее предсмертному пожеланию, захоронено во Введенской общине, в нижнем храме-усыпальнице. Погребение совершалось с большой торжественностью, в присутствии Киевского митрополита Филофея (Успенского) и братии Киево-Печерской Лавры, при огромном стечении духовенства и мирян. На могиле почившей был установлен крест и зажжена неугасимая лампада.

Молитвенно почиталась память основательницы обители. Ежегодно 9/22 марта, в день ее смерти, и 26  октября/8 ноября, по случаю храмового праздника, в пещерной Димитровской церкви с особым благолепием служились Божественная литургия и панихида у могилы основательницы, которые совершали правящие Киевские митрополиты или архимандриты Киево-Печерской Лавры, а также архиереи, посещавшие общину во время паломнических поездок в Киев.

В Санкт-Петербурге в эти дни служились панихиды в крестовой Успенской церкви в митрополичьем доме Александро-Невской Лавры в присутствии Петербургского митрополита Исидора и лаврской братии.

14/27 ноября 1878 г. Высокопреосвященнейший митрополит Киевский Филофей освятил новую церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а 7/20 июня 1879 г. был освящен и нижний храм во имя вмч. Димитрия Солунского.

Вся дальнейшая история Киевской обители неразрывно связана с памятью ее основательницы. Начальницы общины стали продолжательницами трудов матушки Димитры. В 1901 г., при второй начальнице монахине Клеопатре (Пономаревой) (1892–1915), указом Святейшего Синода Введенская женская община была преобразована в общежительный монастырь того же наименования. Чин возведения был торжественно совершен Киевским митрополитом Феогностом (Лебедевым).

Тяжелые испытания выпали на долю третьей игуменьи монастыря Феофании (Шишовой, 1915–1926) и ее преемницы — игуменьи Елевферии (Прудько, 1926–1960), которой суждено было дважды пережить закрытие монастыря — в 1935-м и 1960-м гг. Обе игуменьи стали свидетельницами разрушения святынь, поругания и уничтожения того, что с таким огромным трудом созидалось на протяжении десятков лет.

Монахиням обители пришлось пережить еще одно испытание — 16 сентября (по новому стилю) 1960 г., уже после закрытия обители, были изнесены из храма мощи основательницы матушки Димитры и перезахоронены на Зверинецком кладбище.

 

Возрождение обители

Но монастырь, созданный “постом и молитвой”, трудами незабвенной основательницы монахини Димитры, не был предан забвению.

В 1992 г. Введенский храм передали Украинской Православной Церкви. При храме была создана религиозная община, которую возглавил игумен Дамиан (Давыдов). Зажглись лампады перед ликами святых, вновь возобновились богослужения, зазвучало под сводами храма литургийное пение.

Храм, едва лишь затеплилась в нем жизнь, сразу же обрел благословение в лице чудотворной иконы Божией Матери “Призри на смирение”, пришедшей в него Промыслом Божиим и освятившей храм явлением чуда отображения ликов Богоматери и Младенца Христа на стекле киота (1993 г.). Возрожденная обитель получила через икону зримый знак присутствия Богоматери и Ее благотворной помощи.

По благословению Его Блаженства Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, 8/21 августа 1996 г. мощи монахини Димитры крестным ходом были торжественно возвращены со Зверинецкого кладбища в отреставрированный нижний храм-усыпальницу в честь св. вмч. Димитрия Солунского и установлены на том месте, которое изначально было уготовлено для вечного упокоения основательницы общины. Стараниями игумена Дамиана была сооружена беломраморная гробница (рака) для мощей святой подвижницы.

На лицевой стенке гробницы помещено рельефное изображение сорока Севастийских мучеников, память которым совершается 9/22 марта, в день блаженной кончины матушки Димитры. На боковых стенках находится изображение св. вмч. Димитрия со словами молитвенного обращения к святому, а также начертан текст: “Сия гробница сооружена при Владимире, Блаженнейшем Митрополите Киевском и всея Украины, при наместничестве игумена Дамиана, усердием общины и прихожан в лето от Р. Х. 1996 месяца июня”.

23 ноября/6 декабря 1996 г. последовал Указ Священного Синода Украин­ской Православной Церкви об открытии Свято-Введенского мужского монастыря. Обитель вновь, уже в третий раз, была призвана к жизни. Современные насельники монастыря во главе с намест­ником архимандритом Дамианом являются продолжателями молитвенного почитания памяти его строительницы.

Господь прославил Киевский Введенский монастырь во всем православном мире. Многочисленные паломники, идущие сюда за поддержкой и утешением, имеют возможность помолиться у гроба святой его основательницы. Жизнь праведницы продлилась и после ее кончины, подвигом своей богоугодной жизни монахиня Димитра получила от Господа дар благодатной молитвы и дивное дарование исцеления болезней людей.

Документы на прославление основательницы Введенской общины монахини Димитры (Егоровой) были представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, и 18 апреля 2008 г. было подписано решение Священного Синода Украинской Православной Церкви о причислении к лику местночтимых святых монахини Димитры (Егоровой), основательницы Киевской Свято-Введенской обители.

 

Прославление угодниц Божиих

26 октября /8 ноября 2008 г., в день памяти св. вмч. Димитрия Солунского, во Введенском монастыре состоялась Божественная Литургия, которую совершил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, в сослужении митрополита Доростольского Илариона, архиепископов Белгородского Николая и Овручского и Коростенского Виссариона, епископов Переяслав-Хмельницкого Александра, Яготинского Серафима, Новокаховского и Бериславского Иосафа, Васильков­ского Пантелеимона. Во время праздничного богослужения состоялся чин церковного прославления в сонме святых прп. Димитры (Егоровой), основательницы Свято-Введенской обители, и прп. схимонахини Олимпиады (Стригалевой), настоятельницы Арзамасской Алексеевской общины, которая в тяжелой болезни совершив путешествие в Киев и поклонившись преподобным отцам Печерским, упокоившись, была погребена на Дальних пещерах у церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Во время чина прославления у мощей, по случаю торжества установленных пред святым алтарем Введенского храма, епископ Иосаф зачитал житие прп. Димитры, а епископ Пантелеимон — житие прп. Олимпиады, затем пропели тропари и кондаки этим преподобным женам, после чего Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, архиереи и духовенство поклонились честным мощам угодниц Божиих.Отныне прп. Димитра и прп. Олимпиада находятся в сонме святых жен Руси.

Ангел-хранитель монастыря в лице его устроительницы прп. Димитры всегда незримо пребывал здесь, оживляя своими неусыпными молитвами святое место. Текущий год — это не просто год, когда празднуется сразу несколько памятных для монастыря дат, это время очевидной славы прп. Димитры и свидетельство ее живого покровительства над обителью, для создания которой она совершала свой жизненный подвиг, увенчавшийся небесной славой.

Татьяна Кочубинская

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me