Православные храмы

Введенский обыденный храм (на Теремках-1)

Введенский храм на Теремках-1 — первый (и пока единственный) в…

Храм архистратига Михаила (на территории областного госпиталя ГУ МВД)

15 июня 2011 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви…
Публикации

Литургия на языке жестов

Среди хорошо слышащих людей есть много таких, кто глух к голосу своей совести и…

По поводу укоров

Часто можно слышать в сторону Православной Церкви укоризненные слова: “Отстает,…

“Готово сердце мое, Боже…” Скончалась настоятельница Корецкого монастыря игумения Наталия (Ильчук)

Настоятельница Корецкого Свято-Троицкого ставропигиального женского монастыря…

Отец русского старчества. К 20-летию канонизации преподобного Паисия Величковского

prp Paisij VelichkovskijПреподобный Паисий Величковский вошел в историю Православия как отец русского старчества. Благодаря таким людям, как он, ярким светом горит светильник Православия, освещая людям путь к истинному Богу и спасению.

 

Юные годы подвижника

21 декабря 1722 г. в Полтаве, в семье потомственного служителя церкви священника Иоанна Величковского, родился 11-й ребенок. При крещении мальчика нарекли Петром. В 4-летнем возрасте он потерял отца, а когда ему исполнилось 13 лет, умер старший брат. Мать отдает Петра в Киевскую духовную академию, где наряду с богословием и риторикой изучали иностранные языки (польский, латинский, греческий), философию и даже музыку. С юности Петр стремился к монашеству: в 17 лет, будучи студентом духовной академии, он пришел в Китаевский скит Киево-Печерской Лавры проситься постричь его в монахи, но получил отказ.

Через полгода Петр по благословению духовника отправился в Любечский монастырь и был принят туда келарем: он выдавал съестные припасы для трапезы. Игуменом монастыря в это время был умудренный житейским опытом Никифор Коханский, Петр брал пример с игумена Никифора и ступенька за ступенькой восходил по лестнице духовного восхождения. Позже новым настоятелем монастыря стал Герман Загоровский. Он управлял монастырем, как писали современники, “властительски”. Однажды за какую-то мелкую оплошность игумен Герман с гневом отчитал юного келаря и даже, как пишет биограф Величковского, отхлестал его по щекам. Затем из уст игумена прозвучали угрозы, и тогда Петр тайно ушел из мо­на­стыря.

В это время мать Петра постриглась в монахини в Старопокровском монастыре под Полтавой. Освобожденный от забот о ней, Величков­ский повторил попытку стать монахом. 6 августа 1741 г. в Медведов­ском монастыре во имя Николая Чудотворца на реке Тясмин в праздник Преображения Господня Петр был пострижен в рясофор (первую степень монашества) с именем Парфений, которое по желанию братии и с благословения игумена было заменено именем Платон.

 

Долгие странствия

Вскоре за отказ монахов принять унию Медведовский монастырь был закрыт, и Величковский пришел жить в Киево-Печерскую Лавру, но лаврский старец Ковальский предсказал ему долгие странствия. Покоряясь судьбе, преподобный обошел многие обители и скиты православной Молдавии. Некоторое время он жил в горном скиту Кыркул во имя святого Архистратига Михаила, а затем удалился в пустынь, расположенную поблизости от скита. Здесь он обучался истинному монашескому безмолвию — матери покаяния и молитвы.

После этого Величковский какое-то время жил в скиту Трейстены, а затем переселился на Афон. Более четырех лет он прожил в полной нищете, одиночестве, на одни подаяния, пока не повстречался с наставником всех молдавских иноков схимонахом Василием Поляномерульским, приехавшим на Афон в начале 1750 г. Схимонах Василий облачил Величковского в мантию, окончательно посвятив в монахи, и посоветовал ему прервать уединенную жизнь. При этом преподобный получил новое имя, с которым и вошел в историю Православия, — Паисий — в переводе с греческого языка — “ребенок, дитя”.

В 1758 г. в возрасте 36 лет преподобный Паисий был рукоположен в священники. Житие его сообщает нам, что, “став иереем, он до конца дней своих не мог совершать Божественную литургию без слез благоговейного умиления…”

 

Неутомимый труженик

“Нести тяготы друг друга, иметь одну душу и сердце, друг друга побуждать к добрым делам…” — так представлял себе иноческое общежитие преподобный Паисий. Вести о пастыре, проповедовавшем новое слово в духовной практике Православия, разнеслись по всему христиан­скому миру. В его общину приходили все новые и новые иноки. Скоро скит стал мал для проживающих в нем монахов, и по “благосло­вению патриарха Константинопольского Серафима община отца Паисия переселилась в более просторный Ильинский скит афонского монастыря Пантократора (Господа Вседержителя). Впоследствии эта обитель стала одной из самых прославленных на Афоне.

Преподобный Паисий стремился учить монахов, руководствуясь “истинным и правильным смыслом Божественного Писания”. Он считал, что для этого нужно изучить как можно больше трудов святых отцов Церкви. Этому Величковский посвятил всю оставшуюся жизнь. Афонские монастыри тогда почти не имели книг, даже необходимых для церковной службы. “Мы покупали святоотеческие книги, писа­ные славянским языком, — вспоминал он, — и смотрели на них, как на небесное сокровище, свыше нам от Бога посланное”. Заметив неточности, преподобный Паисий стал исправлять эти книги (некоторые из них он переписывал сам), сверяясь со славянскими, греческими или написанными на других языках. 17 лет занимался Величковский этим трудом, пока афонских монахов не стали притеснять турецкие власти.

Вместе со своими учениками преподобный Паисий возвратился в православную Молдавию, где по благословению митрополита Молдавского в Яссах в 1763 г. он получил в управление Святодуховский монастырь в Драгомирне. Затем преподобный управлял Секульским монастырем, откуда перешел в Нямецкий монастырь. Здесь, в Нямецком монастыре, он переводит святоотеческие творения с грече­ского на славянский и молдавский языки и исправляет писания святых Марка, Никиты Стифата, Максима Исповедника и многих других церковных авторов.

В Нямецком монастыре в 1790 г. епископ Екатеринославский возводит преподобного Паисия в сан архимандрита.

В 1793 г. по указанию митрополита Санкт-Петербургского Гавриила была издана книга “Добротолюбие” (в книгу вошли сделанные преподобным переводы из 24 творений святых отцов, в том числе Антония Великого, Григория Синаита, Петра Дамаскина, Симеона Нового Богослова и других). Это издание стало славянской энциклопедией монашеского любомудрия для целого поколения русских людей.

Осенью 1794 г. преподобный Паисий тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, старец причастился Святых Таин, затем через двух своих помощников-духовников, Софрония и Сильвестра, передал благословение всей братии Нямецкого монастыря и других молдавских обителей, находившихся под его руководством и 15  ноября 1794 г. на 72-м году жизни преставился. Преподобный Паисий Величковский был погребен в соборном храме Вознесения Нямецкого монастыря.

 

Школа духовной жизни

Преподобный Паисий оказал огромное влияние на русское монашество (в том числе через своего ученика Федора Ушакова, ставшего в свою очередь учителем Леонида Наголкина, родоначальника оптинского старчества), разбудив в сердцах монахов любовь к духовной жизни и к внутреннему монашескому подвигу. Величковский взрастил плеяду учеников и последователей учения об “умной молитве” и молитве Иисусовой. Эти люди с годами превратились в мудрых старцев и стали возвращаться на Родину с богатым духовным наследием преподобного, обретая новых последователей. Спустя много лет после смерти Величковского почти во всех русских обителях иноческое житие строилось по его заветам. Знаменитые оптинские старцы Лев, Макарий и Моисей были прямыми учениками соратников преподобного Паисия. Книгой “Добротолюбие” зачитывался будущий преподобный Серафим Саровский, тогда еще Прохор Мошнин. “Непосредственно связанные с ним Оптина пустынь и Саров, — писал историк русского Православия Г.  П. Федотов, — делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замерзшая Россия”. Это духовное движение началось во второй половине ХVІІІ в. и продолжалось до революции 1917 г.

Преподобный Паисий был канонизирован на Освященном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 г. за святую, подвижническую жизнь как молитвенник, совершитель и учитель умной Иисусовой молитвы, как восстановитель в русском монашестве спасительного подвига старчества, как духовный писатель, оставивший в своих трудах назидательный пример для восхождения чад церковных по пути духовного совершенства. Память его Церковь празднует 15 (28) ноября, в день его блаженной кончины.

Ульяна Ракицкая

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu