Православные храмы

Введенский и храм на Подоле (с пределом благоверного князя Александра Невского)

В течение десяти веков с этого места возносились к Богу молитвы о…

Часовня преподобного Нестора Летописца (университет права НАН Украины)

Строительство и освящение часовни стало результатом совместных усилий…

Свято-Троицкий собор на Троещине

Приходской храм Выгуровщины-Троещины. В ХІ — ХІІІ вв. между Троещиной…

Публикации

Существует ли частичная благодать?

В последнее время появилось странное учение о “частичной благодати”, якобы…

История трех часовень

В селе Рокитное Ровенской области стояла старая деревянная церковь “в сруб” в…

“Неусыпный труд все препятствия преодолевает”. История Aмериканской Православной Церкви

Когда православные впервые ступили на американ-скую землю? Это скрыто за…

Otkrovenia Iisusa HristaВ десятой главе Евангелия от Матфея повествуется о том, что Христос посылает на проповедь двенадцать Своих учеников — апостолов. После многочисленных наставлений Господь говорит: “Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня” (Мф. 10: 34–38).

Не противоречат ли эти слова Иисуса Христа ветхозаветной заповеди “почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле” (Исх. 20: 12), и строгому указанию “кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти” (Исх. 21: 17)?

Известный английский христианский мыслитель, журналист и писатель конца XIX — начала XX веков Гилберт Кийт Честертон писал, что для человека, впервые открывшего Евангелие и ничего не слышавшего о Христе “многое покажется загадочным, кое-что непоследовательным, но далеко не только кротость увидит и почувствует он. Евангелие захватит его и потому, что о многом придется догадываться, а многое потребует объяснений. Он найдет там немало насмешливых намеков, таинственных умолчаний, внезапных действий, без сомнения, очень значительных, но он не поймет их значения.

История Христа ничуть не похожа на то, что принято называть “простым, не испорченным Церковью Евангелием”. Я сказал бы скорее, что Евангелие — таинственно, Церковь — разумна; Евангелие — загадка, Церковь — разгадка”.

Поэтому для полноценного понимания слов Христа следует обратиться к святоотеческому толкованию, тем более что к этому нас обязывает 19-е правило Трул­льс­кого Собора.

Авторитетнейший исследователь Библии святитель Иоанн Златоуст, размышляя над этими словами Спасителя, пишет, что здесь нет противоречия с Ветхим Заветом. Доказывая свою мысль, он ссылается на пророка Моисея, который, благословляя Левия — родоначальника ветхозаветных служителей Господа — сказал: “[он] говорит об отце своем и матери своей: «я на них не смотрю», и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, [левиты], слова Твои хранят и завет Твой соблюдают” (Втор. 33: 9). Что касается уважения по отношению к родителям, то Златоуст говорит так: “…повиноваться им должно только в том, что не противно благочестию. Святое дело — воздавать им всякое иное почтение. Когда же они потребуют более надлежащего, не должно им повиноваться”.

Рассматривая параллельное место у евангелиста Луки: “если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником” (Лк. 14: 26), Златоуст говорит: “Повелевает не просто возненавидеть, потому что это совершенно противозаконно; но если кто из них захочет, чтобы ты любил его более, нежели Меня, в таком случае возненавидь его за это. Такая любовь и любимого, и любящего губит”.

Известный византийский писатель и богослов блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя слова Христа “не мир пришел Я принести, но меч” говорит, что “не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение”. Под “мечом” он понимает слово веры, которое отсекает нас от родственников, если они мешают нам быть верующими людьми. Причем он подчеркивает, что “Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, — удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а скорее препятствуют нам в вере”, и дополняет: “Видишь, что возненавидеть родителей и детей только тогда нужно, если они хотят, чтобы их любили больше Христа”.

Вот тут человека, особенно новоначального в вере, могут подстерегать искушения такого рода: “Я Бога люблю больше родителей, поэтому могу их не слушаться и не помогать им”.

Неправильность таких суждений вскрывает сам Христос, обличая книжников и фарисеев, которые считали себя очень набожными людьми: “…вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим” (Мф. 15: 5–6). Постоянно обращая внимание на такого рода формализованные извращения веры, Господь называет их “фарисейской закваской”, которой необходимо всячески избегать.

Святитель Игнатий Брянчанинов, размышляя в своих Письмах о христианской любви, говорит: “Любовь — свет, слепая любовь — не любовь. Подобное этому должно сказать и о любви к друзьям. Евангелие повелевает, чтоб любовь эта была о Христе, чтоб Христос был любим в ближнем, а ближний был любим, как создание Божие… Где Христос, там нет зависти и рвения. Любовь не мыслит зла! — там спокойствие, там мысли благие, там постоянство, там святой мир. Любовь, сопровождаемая рвением, — земная, плотская, нечистая”.

Подготовил протоиерей Николай Баранов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua