Православные храмы

Храм великомученика Георгия Победоносца (на Водогоне)

Первая служба совершена 26 марта/8 апреля 2001 г. Храм расположен в…

Храм преподобного Феодора Освященного (Киевский Иерусалим)

Храм был построен в 1871–1874 гг. В 1887–1895 гг. пристроены приделы…

Храм бессребреников Космы и Дамиана Римских (в диагностическом центре, на Минском массиве)

Храм в Диагностическом Центре был открыт 12/25 декабря 2003 г. в…

Публикации

Высокопреосвященнейший Августин, архиепископ Львовский и Галицкий: “Делать все возможное на благо Церкви”

В редакции официального сайта Украинской Православной Церкви состоялась…

Возрождение святынь

Как известно, сущность вещей и явлений познается в сравнении, поэтому критерием…

Благословіть запитати

На запитання читачів відповідає Блаженніший Володимир, Митрополит Київський і…

Часть II. Со второй половины ХIХ в. до наших дней

Православие на Аляске после продажи ее США

Sv-Troitskij sobor KaliforniaПосле продажи в 1867 г. Аляски Соединенным Штатам подавляющее большинство русского населения возвратилось в Россию. Уехали и почти все священники. В девяти местных приходах насчитывалось тогда 12 тыс. православных туземных жителей, 35 церквей и часовен, 17 школ и три приюта для сирот. После перенесения пятью годами позднее епископской кафедры из Ситки (Ново-Архангельска) в Сан-Франциско центр американского Православия отдалился от места жительства паствы. “Следующие 100 лет Аляскинская миссия получала только спорадическую помощь православной общины “нижних 48” (т. е. основной территории США, где находятся 48 штатов — Авт.), замечают Марк Стоко (Stokoe) и отец Леонид Кишковский. — Тем не менее, миссия продолжала расти, большей частью усилиями туземных руководителей. Несмотря на то, что миссия никогда не имела более 15 священников, было создано много новых приходов, построены храмы, школы и приюты. Лидеры из мирян продолжали проводить богослужения, проповедовать и учить даже при отсутствии духовенства”.

Православная Церковь на Аляске выстояла, несмотря на крайне недоброжелательное отношение к ней новых хозяев бывшей Русской Америки. “В глазах новых американских властей, — пишут те же авторы, — православная миссия была нежелательным реликтом прошлого Аляски. В явной кооперации с прозелитскими протестантскими миссионерскими группами новое территориальное правительство начало кампанию по “американизации” православного туземного населения. Православные молитвы, иконы и туземные языки были запрещены в новых американских школах и осуждались с новых протестантских кафедр. Неоднократные протесты православного епископа президенту, конгрессу и военным оккупационным властям были проигнорированы”.

Епископы Алеутские и Аляскинские защищали свою паству, пытались продолжать и миссионерскую работу. Владыка Нестор (Засс) (1879–1882) начал переводить Евангелие на эскимосский язык, но, к сожалению, завершить этот труд ему не удалось — он утонул, возвращаясь на пароходе из Сан-Франциско.

 

Иммиграция православных в Америку и основание приходов в США и Канаде

Уже первый епископ Алеутский и Аляскинский Иоанн Митропольский (1870–1876), находясь в Сан-Франциско, прилагал много усилий для ознакомления американцев с Православием. В совершенстве владея английским языком, владыка Иоанн немало преуспел в этом, но все же основную часть его паствы составляли сербы, боснийцы, греки и русские калифорнийцы. В 80-е гг. в Сан-Франциско был построен кафедральный собор, разрушенный в 1906 г. страшным землетрясением. К счастью, колокола, снятые для ремонта колокольни, уцелели. Собор Святой Троицы вскоре был восстановлен.

Последние три с половиной десятилетия ХIХ в. были периодом бурного роста экономики США и образованного в год продажи Аляски британского доминиона Канады. Массовая иммиграция в эти страны, сначала с Британских островов, потом из Германии, Скандинавских стран и Италии, дополнилась в 80-е гг. всевозрастающей волной православной иммиграции из Греции, Сербии, Румынии, Болгарии, Российской империи. Особенно много переселенцев было из населенных украинцами восточных областей Ав­стро-Венгрии — крестьяне, лесорубы и рабочие нефтепромыслов, спасаясь от безземелья, повальной безработицы и беспросветной нищеты в этих отсталых районах “Двуединой монархии”, тысячами отправлялись искать счастья за океан. Поэтому неудивительно, что центр Православия в США сместился к югу — в Калифорнию, а в начале ХХ в. — на восточное побережье, в Нью-Йорк.

С 1899 г. епархию (через год она стала называться Алеутской и Североамериканской) возглавил епископ Тихон (Беллавин), впоследствии, после восстановления Патриаршества, Патриарх всея Руси. Возглавляя Православную Церковь в Америке, святитель Тихон сделал невероятно много для распространения Православия. В своей огромной епархии он учредил два викариатства — Аляскинское и Бруклинское. Епископом Бруклинским стал святой Рафаил, глава Сиро-Араб­ской Миссии в Северной Америке, известный своей подвижнической пастыр­ской деятельностью среди православных арабских иммигрантов из Османской империи.

“Следует отметить, — замечает в этой связи профессор К. Е. Скурат, — что с 1794 г. — времени прибытия в Америку первых миссионеров из России — до 1921 г., когда возник юрисдикционный церковный плюрализм, Русская Православная Церковь в Северной Америке объединяла под своим священноначалием всех православных Америки, независимо от их национальной принадлежности, что признавалось законным всеми Поместными Церквами”.

Святитель Тихон уделял огромное внимание строительству православных храмов в США и Канаде, лично освящал нововозведенные храмы, например собор Святой Троицы в Виннипеге, столице канадской провинции Манитоба, где поселились тысячи украинских иммигрантов. Ближайшими помощниками святителя в этом деле стали отец Иоанн (Кочуров), возведший кафедральный собор в честь Живоначальной Троицы в Чикаго (священномученик, он был зверски убит матросами в 1917 г. в Царском Селе), и отец Александр Хотовицкий (также священномученник, погибший впоследствии в ГУЛАГе), руководивший постройкой в Нью-Йорке величественного собора святителя Николая. В 1905 г. возведенный в сан архиепископа владыка Тихон перенес свою резиденцию из Сан-Франциско в Нью-Йорк, и Николаевский собор становится кафедральным, с тех пор являясь административным и духовным центром русского Православия в Северной Америке. В том же году в Саут-Канаане (штат Пенсильвания) был основан монастырь во имя святителя Тихона Задонского, который внес существенный вклад в православное богословское образование в Америке.

В феврале 1907 г. в Майнфилде (Пенсильвания) под председательством архиепископа Тихона состоялся I Всеамериканский Собор представителей православного духовенства и мирян, определивший именовать эту епархию в Америке так: “Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской”. Вскоре после Собора святитель Тихон был переведен на Ярославскую кафедру.

Успешное развитие Православия в Америке было подорвано Первой мировой войной и социалистической революцией в России.

 

Православие в Америке в 20–60 годах ХХ века

К 1918 г. Американская епархия располагала четырьмя викариатствами — Аляскинским, Бруклин­ским, Питтсбургским и Канадским; имела в своем составе три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую) и насчитывала до 300 тыс. верующих. Официальным печатным органом ее являлся “Американский православный вестник”, издавалась также народная православная газета “Свет”. Но после революции рассчитывать на материальную и духовную помощь из России не приходилось. Православная Греко-Кафолическая Церковь в Америке оказалась в очень тяжелом положении.

В 1922 г. Североамериканскую кафедру возглавил митрополит Платон (Рождественский), уже занимавший ее ранее (с 1907 по 1914 г.). Двенадцать лет его правления епархией ознаменовались многочисленными нестроениями. “В условиях отрыва от Матери-Церкви — пишет профессор К. Е. Скурат, — Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке предстала одинокой перед хорошо организованными и целенаправленно действующими католическими и протестантскими миссиями. Деятелям Православной Церкви в Америке пришлось больше заботиться не о распространении Православия на американском континенте, что присуще было их славным предшественникам, а о сохранении своей паствы”.

В 1924 г. Детройтский Собор, без предварительной консультации и согласия на то Матери-Церкви, принял первое антиканоническое постановление о временной автономии Русской Православной Церкви в Америке. Митрополит Платон не выполнил указа Святейшего Патриарха Тихона о своем освобождении от управления Североамериканской епархией и повел американскую паству к полному отрыву от Матери-Церкви. Кроме того, большой вред епархии нанесло движение т. н. “живоцерковников”, которым даже удалось временно завладеть Николаевским собором в Нью-Йорке. После смерти патриарха Тихона хорошо известные внутренние проблемы Русской Православной Церкви — преследование со стороны власти, обновленческий раскол — заставили ее сосредоточиться на их решении.

Только 22 ноября 1933 г. решением Русской Православной Церкви был учрежден Экзархат Московского Патриархата в Северной и Южной Америке, объединивший верные Матери-Церкви приходы. Правящим архиереем Североамериканской епархии с титулом архиепископа Алеутского и Североамериканского в звании Экзарха Московской Патриархии в Америке был назначен архиепископ Вениамин (Федченков). Экзархат просуществовал до 10 апреля 1970 г., когда в связи с дарованием автокефалии Православной Церкви в Америке он был упразднен.

В 1934 г. скончался митрополит Платон. Снова был созван Собор, который подтвердил неканоническое решение о временном самоуправлении Американской Церкви (т. н. Митрополичьего Округа). Ее главой был избран архиепископ Феофил (Пашковский), ставший митрополитом всея Америки и Канады.

В годы Великой Отечественной войны Церковь в СССР обрела некоторую свободу, в 1943 г. состоялось избрание патриарха. Им стал местоблюститель престола Сергий (Страгородский). Церковь в Америке радовалась этому и искала примирения с Матерью-Церковью. В связи с этим на VII Всеамериканском Соборе в Кливленде в ноябре 1946 г. было принято решение просить у Русской Матери-Церкви предоставления автономии. В то время переговоры не увенчались успехом. Проблема не была решена и в годы правления нового главы Американского Митрополичьего Округа митрополита Леонтия (Туркевича) (1950–1965). Возможность новых переговоров открылась только со вступлением в 1965 г. на пост митрополита Иринея (Бекиша). Через два года на XIII Всеамериканском Соборе был поставлен вопрос об изменении названия Церкви, которая теперь официально стала называться Православной Церковью в Америке.

В 1962–1966 гг. на американской земле подвизался великий праведник — святитель Иоанн (Максимович), Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец. Здесь он и нашел свое упокоение.

 

Обретение автокефалии. Американская Церковь в наши дни

В результате длительных переговоров представителей Американской митрополии и Русской Православной Церкви в апреле 1970 г. Православной Церкви в Америке была дарована автокефалия. XIV Всеамериканский Собор в октябре 1970 г., таким образом, стал первым Собором Поместной автокефальной Православной Церкви в Америке. Первым главой Православной Церкви в Америке стал Блаженнейший Ириней, архиепископ Нью-Йоркский, Митрополит всея Америки и Канады.

Еще до объявления автокефалии к Православной Церкви в Америке в 1960 г. присоединилась часть православных румын вместе со своими священниками — около 40 приходов США и Канады, отделившихся девятью годами ранее от Церкви в Америке Румынского Патриархата. В 1971 г., согласно ее прошению, в состав Православной Церкви в Америке была принята Албанская епархия в США. Еще через год к Православной Церкви в Америке присоединилось более 20 священников и около 20 тыс. мирян Мексиканской Национальной Старокатолической Церкви, в связи с чем был образован Мексиканский Экзархат, а в 1976 г. была создана Болгарская епархия.

Американская земля взрастила одного из выдающихся деятелей современного Православия — иеромонаха Серафима (Роуза) (1934–1982). Написанные отцом Серафимом за годы подвижнической жизни книги оказали огромное влияние на развитие Православия в Америке и во всем мире.

В 1991 г. состоялось первое официальное посещение Православной Церкви в Америке Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В сентябре 1993 г. Патриарх, вновь пребывая с визитом в США, говорил: “Молюсь, да благоуспешным будет и далее в веках свидетельство и служение Святой Православной Церкви в Вашей великой стране, и да послужит оно и далее к вящей славе Божией и на благо Вашего трудолюбивого и миролюбивого народа”.

4 сентября 2008 г. ушел на покой Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский Герман, Митрополит всея Америки и Канады. Священный Архиерейский Синод принял решение о том, что местоблюстителем митрополичьей кафедры Православной Церкви в Америке будет архиепископ Далласский и Южных штатов Димитрий. С 10 по 13 ноября 2008 г. в Питтсбурге проходил XV Всеамериканский Собор, где состоялось избрание нового предстоятеля Православной Церкви в Америке, Митрополита всея Америки и Канады. Им стал епископ Форт-Уортский Иона (Паффхаузен).

Поместная Православная Церковь в Америке пятнадцатая по диптиху в великой семье автокефальных Православных Церквей. Православие в США, зародившись около двух веков назад в Русской Аляске, ныне представлено 1,2–1,3 млн верующих, объединенных в 16 епархий с более чем 2,2 тыс. приходов по всей стране, а также в Канаде, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле. По данным исследования “Православная Церковь сегодня”, опубликованного в этом году Православным институтом Патриарха Афинагора, 51 % прихожан Православной Церкви в Америке обратились в Православие из католицизма или протестантизма, 9 из 10 из них — уроженцы США.

Владимир Моисеенко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua