Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Всецарица-Пантанасса» (в 9‑й больнице, на Сырце)

В 1869 г. на просторной загородной территории у реки Сырец от…

Храм новомучеников и исповедников Русских (на Лукьяновском кладбище)

С XIX в. на Лукьяновском кладбище был деревянный храм вмц. Екатерины.…

Храм святителя Николая Мирликийского (на водах)

Инициатива строительства уникального храма на Днепре принадлежала…

Публикации

Освящение быта христианина

Как известно, все внешнее влияет и на внутреннее. Поэтому и окружающая…

Нательный Крестик

Протоиерей Николай Агафонов родился в 1955 г. на Урале, в семье инженера.…

Передвижная выставка “Мир Божий как Пасха”

Во время Пасхальных праздников в Чернигове остановилась передвижная…

starij Nikolskij hramПрошло 60 лет с тех пор, как православные верующие города Ровеньки, купив на собранные ими средства здание по улице Карла Маркса, обратились с просьбой в Совет по делам религий при Ворошиловградском облисполкоме с просьбой открыть молитвенный дом.

1948 год — время послевоенное. Раны минувшей войны еще не были залечены. Шло восстановление промышленности Донбасса.

Отношение к Церкви у власть имущих после военного лихолетья было не столь враждебным, как в последующие “хрущевские” годы. Разрешение на открытие храма было дано. Престол, по благословению епископа (впоследствии архиепископа) Сталинского (Донецкого) и Ворошиловградского Никона (Петина), был освящен во имя святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. Основанием этому послужило то, что до 1930 г. в Ровеньках уже был храм, освященный во имя этого святого.

Историческая справка:

“Никольская церковь слободы Орлово-Ровенецкой построена в 1804 г. стараниями жены генерал-майора Василия Петровича Орлова — Екатерины Дмитриевны. Каменная, с двумя престолами: главный — во имя святителя Николая, а с северной стороны — в честь Рождества Богородицы”.

(“Ведомости Новочеркасской епархии и Миусского сыскного начальства”, 1829 г.).

“…заложена 23 мая 1798 г., а освящена 21 августа 1804 г., устроена на средства войскового атамана Василия Петровича Орлова”.

(“Сборник областного Войска Дон­ского”, 1907 г.).

“Ровеньковская церковь святителя Николая… была похожа на Успенский храм Одесского мужского монастыря. Крытая листовым железом, с большой колокольней и каменной оградой, церковь имела величественный вид... В двух небольших зданиях при храме находилась приходская школа с двумя классами — мужским и женским. В школе обучалось более 200 детей всех сословий...

125 лет молились в Никольском храме купцы и мещане, крестьяне и казаки, слобожане и мастеровые… В 1930 г. храм был закрыт и снесен. Сейчас на его месте располагается средняя школа и мемориал героям-молодогвардейцам”.

(“Храмы Ровеньковского благочиния”, Издательство “Пресса”г. Красный Луч Луганской области, 2000).

* * *

Сразу после открытия храма был организован Ровеньковский благочинный округ, хотя в первые годы существования прихода службы совершались только в праздничные дни приезжими священниками. Первым настоятелем и благочинным округа стал протоиерей Пантелеимон Ермолов. С 1949 по 1951 г. в Ровеньках настоятельствовал протоиерей Василий Голубовский.

В дальнейшие годы, когда отношение властей к Церкви стало откровенно негативным, Свято-Никольский храм был единственным действующим православным приходом в округе. Все остальные были закрыты. Именно из-за атеистической политики государства молитвенный дом в официальных документах не назывался “церковью”. Лишь в 1967 г. впервые в архиерейских Указах стал упоминаться “Свято-Никольский храм города Ровеньки”.

Для многих горожан Свято-Никольская церковь с первого дня своего существования являлась великой святыней и всегда содержалась в чистоте, порядке и скромном благолепии. Несмотря на частую смену настоятелей, при церкви постоянно содержались диаконы и псаломщики, что в те времена было исключительной редкостью.

“Многое пришлось претерпеть приходу. И неусыпный контроль властных структур, и бесконечное смещение священства, особенно тех, кого чтили и любили. Проповеди священники должны были писать в трех экземплярах, и только после их “одобрения” в партийных кабинетах могли произносить их с амвона. Церковные старосты “утверждались” в тех же кабинетах, куда вызывались по поводу и без повода. Треть дохода из церковной казны забирало атеистическое государство и ежемесячно требовало внушительных взносов в различные фонды и организации. Не секрет, что знаменитый Фонд Мира содержался на средства Православной Церкви. Милицейскими оцеплениями в дни великих праздников отвечала власть на стремление людей к Богу”.

(“История храмов Ровеньковского благочиния”, с. 10–11).

Выстоял приход верой и молитвой, и не только выстоял, но и продолжал обустраиваться и благоукрашаться, и это при том, что даже для установки ворот в церковной ограде нужно было собрать огромное количество подписей и множество разрешений. О крахе идеологии властей, стремившихся “показать последнего попа” и заставить народ забыть свою историю, традиции и веру, свидетельствуют документы Совета по делам религий — организации, созданной именно для ликвидации Православия. Вот докладная записка уполномоченного по делам религии в Луганский областной совет: “Посещение на Пасху верующих церкви г. Ровеньки в 1-й, 2-й, 3-й дни 1970 г.”:

1-й день — 9 300 человек.

2-й день — 1 900 человек.

3-й день — 1 300 человек.

Всего: 12 500 человек”.

Даже если верить этим цифрам, а они в те годы в подобных случаях значительно занижались, для 45-тысячного города такая посещаемость богослужений в светлые дни Воскресения Христова говорит сама за себя.

Начиная с середины 1980-х годов, когда политика государства по отношению к Церкви существенно изменилась, главный храм города стал преображаться стремительными темпами. В эти годы Никольский приход возглавлял протоиерей Роман Шукало (ныне митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион). При его настоятельстве храм пополнился святынями и утварью, был сооружен купол и обновлена церковная ограда, обустроена территория. Его труды на благо Церкви продолжил недолго настоятельствовавший в Никольском храме, ныне уже почивший протоиерей Иоанн Рыбальченко († 1999). При настоятеле, старейшем клирике нашего благочиния протоиерее Николае Гоцкалюке (ныне возглавляющем городской приход в честь иконы Богородицы “Призри на смирение”) на территории церкви были построены новые здания крестильни и просфорни.

В мае 1989 г. митрополитом Одесским и Херсонским Сергием (Петровым, † 1990) настоятелем Свято-Никольского прихода назначен иерей Григорий Устименко (ныне протоиерей и благочинный округа). Это назначение совпало с началом возрождения Православия в нашем шахтерском крае. Также некоей точкой отсчета последующих благодатных перемен для Никольского храма стал в 1989 г. святительский визит в Ровеньки нового правящего архиерея воссозданной Луганской епархии епископа (ныне митрополита) Иоанникия.

За неполные 20 лет несказанно изменился Свято-Никольский храм: ежедневные богослужения, большее число священнослужителей, воскресная школа для всех желающих, многочисленные святыни, социальная и благотворительная деятельность стали естественными и неотъемлемыми составляющими в жизни сегодняшнего прихода.

С 1993 г. Никольский храм становится центром Ровеньковского благочиния, которое сегодня насчитывает 16 приходов.

Храм украшается новой колокольней, большим золоченым куполом, строятся подсобные помещения, в крестильне освящается придел в честь Почаевской иконы Божией Матери, а уже в 2008 г. осуществляется и генеральная рекон­струкция всего храмового комплекса.

Ныне Свято-Никольская церковь полностью преобразилась, но в ней остались былой уют и благодатный молитвенный настрой. Недаром даже после появления в городе новых храмов Никольский остается самым посещаемым. По-прежнему едут сюда из разных районов города, из шахтер­ских поселков и окрестных сел верующие. По-прежнему — это центр Православия в городе.

Владыка Иоанникий, митрополит Луганский и Старобельский, — частый и желанный гость храма, его святительскую опеку, искреннюю любовь всегда ощущают на себе прихожане и священство.

В послании к Коринфянам апостол Павел называет христианскую общину “строением”, себя — “строителем”, а основанием — Христа: “Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1 Кор. 3: 11). Осознавая, что только Господь посылает Свое незримое благословение на все добрые начинания, нельзя не сказать слов благодарности и в адрес нынешнего настоятеля Свято-Никольского храма, благочинного Ровеньковского округа митрофорного протоиерея Григория Устименко.

Его неустанная деятельность при построении новых храмов округа отнюдь не мешает его священническим и настоятельским заботам и о родной церкви. В храмовом благолепии дня нынешнего большая заслуга и этого неутомимого пастыря.

Цель, ради которой Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес из мертвых, — это спасение всех людей, их обожение. Церковь — это место спасения. Она, как любящая мать, прилагает заботу не только об очищении души, но и освящает все стороны жизни человека, все виды его деятельности. Храм во имя Николая Чудотворца имеет богатую и давнюю историю, и милостью Божией, молитвами верных чад Православной Церкви он и поныне выполняет свою миссию — вести верующих к Богу.

Протоиерей Александр Авдюгин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me