Православные храмы

Преображенский храм (при пенитенциарной службе)

Решение о возведении храма при пенитенциарной службе было принято на…

Храм святителя Луки Крымского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию в храме прп. Агапита Печерского служили на Пасху 1998…

Храм великомученицы Варвары (в городской онкобольнице)

В сентябре 2001 г. больничное отделение реабилитации было…

Публикации

Молодой человек в современном мире

Морально-духовное состояние общества — это один из главных показателей его…

“Мастер и Маргарита”: за или против Христа?

В свое время выход романа Булгакова “Мастер и Маргарита” сыграл важную роль в…

Дивен Бог во святых своих. О прп. Лаврентии Черниговском

Схиархимандрит Лаврентий (в миру Лука Евсеевич Проскура) родился в 1868 г. в…

starij Nikolskij hramПрошло 60 лет с тех пор, как православные верующие города Ровеньки, купив на собранные ими средства здание по улице Карла Маркса, обратились с просьбой в Совет по делам религий при Ворошиловградском облисполкоме с просьбой открыть молитвенный дом.

1948 год — время послевоенное. Раны минувшей войны еще не были залечены. Шло восстановление промышленности Донбасса.

Отношение к Церкви у власть имущих после военного лихолетья было не столь враждебным, как в последующие “хрущевские” годы. Разрешение на открытие храма было дано. Престол, по благословению епископа (впоследствии архиепископа) Сталинского (Донецкого) и Ворошиловградского Никона (Петина), был освящен во имя святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. Основанием этому послужило то, что до 1930 г. в Ровеньках уже был храм, освященный во имя этого святого.

Историческая справка:

“Никольская церковь слободы Орлово-Ровенецкой построена в 1804 г. стараниями жены генерал-майора Василия Петровича Орлова — Екатерины Дмитриевны. Каменная, с двумя престолами: главный — во имя святителя Николая, а с северной стороны — в честь Рождества Богородицы”.

(“Ведомости Новочеркасской епархии и Миусского сыскного начальства”, 1829 г.).

“…заложена 23 мая 1798 г., а освящена 21 августа 1804 г., устроена на средства войскового атамана Василия Петровича Орлова”.

(“Сборник областного Войска Дон­ского”, 1907 г.).

“Ровеньковская церковь святителя Николая… была похожа на Успенский храм Одесского мужского монастыря. Крытая листовым железом, с большой колокольней и каменной оградой, церковь имела величественный вид... В двух небольших зданиях при храме находилась приходская школа с двумя классами — мужским и женским. В школе обучалось более 200 детей всех сословий...

125 лет молились в Никольском храме купцы и мещане, крестьяне и казаки, слобожане и мастеровые… В 1930 г. храм был закрыт и снесен. Сейчас на его месте располагается средняя школа и мемориал героям-молодогвардейцам”.

(“Храмы Ровеньковского благочиния”, Издательство “Пресса”г. Красный Луч Луганской области, 2000).

* * *

Сразу после открытия храма был организован Ровеньковский благочинный округ, хотя в первые годы существования прихода службы совершались только в праздничные дни приезжими священниками. Первым настоятелем и благочинным округа стал протоиерей Пантелеимон Ермолов. С 1949 по 1951 г. в Ровеньках настоятельствовал протоиерей Василий Голубовский.

В дальнейшие годы, когда отношение властей к Церкви стало откровенно негативным, Свято-Никольский храм был единственным действующим православным приходом в округе. Все остальные были закрыты. Именно из-за атеистической политики государства молитвенный дом в официальных документах не назывался “церковью”. Лишь в 1967 г. впервые в архиерейских Указах стал упоминаться “Свято-Никольский храм города Ровеньки”.

Для многих горожан Свято-Никольская церковь с первого дня своего существования являлась великой святыней и всегда содержалась в чистоте, порядке и скромном благолепии. Несмотря на частую смену настоятелей, при церкви постоянно содержались диаконы и псаломщики, что в те времена было исключительной редкостью.

“Многое пришлось претерпеть приходу. И неусыпный контроль властных структур, и бесконечное смещение священства, особенно тех, кого чтили и любили. Проповеди священники должны были писать в трех экземплярах, и только после их “одобрения” в партийных кабинетах могли произносить их с амвона. Церковные старосты “утверждались” в тех же кабинетах, куда вызывались по поводу и без повода. Треть дохода из церковной казны забирало атеистическое государство и ежемесячно требовало внушительных взносов в различные фонды и организации. Не секрет, что знаменитый Фонд Мира содержался на средства Православной Церкви. Милицейскими оцеплениями в дни великих праздников отвечала власть на стремление людей к Богу”.

(“История храмов Ровеньковского благочиния”, с. 10–11).

Выстоял приход верой и молитвой, и не только выстоял, но и продолжал обустраиваться и благоукрашаться, и это при том, что даже для установки ворот в церковной ограде нужно было собрать огромное количество подписей и множество разрешений. О крахе идеологии властей, стремившихся “показать последнего попа” и заставить народ забыть свою историю, традиции и веру, свидетельствуют документы Совета по делам религий — организации, созданной именно для ликвидации Православия. Вот докладная записка уполномоченного по делам религии в Луганский областной совет: “Посещение на Пасху верующих церкви г. Ровеньки в 1-й, 2-й, 3-й дни 1970 г.”:

1-й день — 9 300 человек.

2-й день — 1 900 человек.

3-й день — 1 300 человек.

Всего: 12 500 человек”.

Даже если верить этим цифрам, а они в те годы в подобных случаях значительно занижались, для 45-тысячного города такая посещаемость богослужений в светлые дни Воскресения Христова говорит сама за себя.

Начиная с середины 1980-х годов, когда политика государства по отношению к Церкви существенно изменилась, главный храм города стал преображаться стремительными темпами. В эти годы Никольский приход возглавлял протоиерей Роман Шукало (ныне митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион). При его настоятельстве храм пополнился святынями и утварью, был сооружен купол и обновлена церковная ограда, обустроена территория. Его труды на благо Церкви продолжил недолго настоятельствовавший в Никольском храме, ныне уже почивший протоиерей Иоанн Рыбальченко († 1999). При настоятеле, старейшем клирике нашего благочиния протоиерее Николае Гоцкалюке (ныне возглавляющем городской приход в честь иконы Богородицы “Призри на смирение”) на территории церкви были построены новые здания крестильни и просфорни.

В мае 1989 г. митрополитом Одесским и Херсонским Сергием (Петровым, † 1990) настоятелем Свято-Никольского прихода назначен иерей Григорий Устименко (ныне протоиерей и благочинный округа). Это назначение совпало с началом возрождения Православия в нашем шахтерском крае. Также некоей точкой отсчета последующих благодатных перемен для Никольского храма стал в 1989 г. святительский визит в Ровеньки нового правящего архиерея воссозданной Луганской епархии епископа (ныне митрополита) Иоанникия.

За неполные 20 лет несказанно изменился Свято-Никольский храм: ежедневные богослужения, большее число священнослужителей, воскресная школа для всех желающих, многочисленные святыни, социальная и благотворительная деятельность стали естественными и неотъемлемыми составляющими в жизни сегодняшнего прихода.

С 1993 г. Никольский храм становится центром Ровеньковского благочиния, которое сегодня насчитывает 16 приходов.

Храм украшается новой колокольней, большим золоченым куполом, строятся подсобные помещения, в крестильне освящается придел в честь Почаевской иконы Божией Матери, а уже в 2008 г. осуществляется и генеральная рекон­струкция всего храмового комплекса.

Ныне Свято-Никольская церковь полностью преобразилась, но в ней остались былой уют и благодатный молитвенный настрой. Недаром даже после появления в городе новых храмов Никольский остается самым посещаемым. По-прежнему едут сюда из разных районов города, из шахтер­ских поселков и окрестных сел верующие. По-прежнему — это центр Православия в городе.

Владыка Иоанникий, митрополит Луганский и Старобельский, — частый и желанный гость храма, его святительскую опеку, искреннюю любовь всегда ощущают на себе прихожане и священство.

В послании к Коринфянам апостол Павел называет христианскую общину “строением”, себя — “строителем”, а основанием — Христа: “Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1 Кор. 3: 11). Осознавая, что только Господь посылает Свое незримое благословение на все добрые начинания, нельзя не сказать слов благодарности и в адрес нынешнего настоятеля Свято-Никольского храма, благочинного Ровеньковского округа митрофорного протоиерея Григория Устименко.

Его неустанная деятельность при построении новых храмов округа отнюдь не мешает его священническим и настоятельским заботам и о родной церкви. В храмовом благолепии дня нынешнего большая заслуга и этого неутомимого пастыря.

Цель, ради которой Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес из мертвых, — это спасение всех людей, их обожение. Церковь — это место спасения. Она, как любящая мать, прилагает заботу не только об очищении души, но и освящает все стороны жизни человека, все виды его деятельности. Храм во имя Николая Чудотворца имеет богатую и давнюю историю, и милостью Божией, молитвами верных чад Православной Церкви он и поныне выполняет свою миссию — вести верующих к Богу.

Протоиерей Александр Авдюгин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me