Православные храмы

Свято-Троицкий храм (при Институте фтизиатрии и пульмонологии НАМН Украины)

9 ноября 2015 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Свято-Троицкий храм (на Батыевой горе)

Рабочий поселок на Батыевой горе возник на рубеже ХІХ — ХХ вв. и…

Храм равноапостольного князя Владимира и преподобной Евфросинии Полоцкой (на Владимирском рынке)

Первоначально деревянный храм в честь святого равноапостольного князя…

Публикации

“Благодатное Небо” осеннего Киева

24 сентября гала-концертом в киевском Центральном доме художника завершился II…

Ксения Петербургская

Святая блаженная Ксения (от греч. “иностранка”, “странница”, “гостеприимная”)…

А был ли святой Валентин?

Элладская Православная Церковь (ЭПЦ) отрицательно относится к празднованию так…

GornjakiЛистая очередной выпуск “Церковной православной газеты”, обычно бегло пробегаешь официальные сообщения и, лишь увидев знакомую фамилию или фотографию, задерживаешь внимание…

Недаром существует выражение: “просмотрел газету”. Да так оно и бывает до тех пор, пока весь этот официоз не пройдет через твою душу и собственное сердце. Тогда совсем по-другому воспринимаются строки: “Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир посетил…”. Потому что за этими, по сути, шаблонными газетными словами не только факт самого события, а долгие размышления, приготовления, согласования, труды и постоянное сердечное прошение: “Господи, помоги и устрой!”.

Секулярному обществу и среднестатистическому гражданину, которого мы, по причине посещения им храма два раза в год — на Крещение и Пасху, называем “захожанином”, иногда непонятны наши старания и заботы по поводу приготовлений к церковным праздникам и событиям. Так сложилась наша история в минувшем столетии, что гражданские праздники были неотличимы друг от друга, а церковные отмечать “по-настоящему” нам всячески мешали. Слава Богу, что взгляд со стороны на наши торжества стал уже для многих из “удивленного” преображаться сначала в “сочувствующий”, а затем и “участвующий”. Правда, пока еще в сценариях духовных торжеств с участием начальствующих и административных лиц просматриваются старые формы и приемы, но они меркнут и в громогласном многолетии церковного хора, и в тихой заупокойной молитве склоненных голов пастырей и пасомых.

Любой церковный праздник красочен по-особому, потому что он искренен. Здесь внутреннее содержание в строгом соответствии с внешним оформлением, здесь нет двойственных суждений. Иначе и быть не может, так как в благолепии, единстве, гармонии и несравненной красоте создал Господь мир и человека. Именно поэтому в украшении, яркости и подчеркнутой торжественности отмечаются наши церковные события, каждое из которых имеет свое особое, неповторимое отличие. Ведь так хочется в стройном пении хора, богатстве убранства, литургийной правильности богослужения воссоздать хотя бы частицу той райской красоты, в которой жил первозданный человек. Это удивляет внешних, заставляет помогать сочувствующих и всецело подчиняет себе служащих и молящихся.

Пригласить главу Украинской Православной Церкви в небольшой шахтерский городок на востоке Украины было своего рода дерзновением. По многим причинам. Во-первых, постоянная занятость Блаженнейшего Митрополита Владимира, во-вторых, мы все же “глубинка”, а не епархиальный центр; в-третьих, сама организация приезда со всеми возникающими проблемами. Были еще “и в-четвертых, и в-пятых…”, но в городе приближался юбилей Свято-Никольского храма — центра духовности нашего региона. Этот храм, претерпев множество исторических перипетий, не только выстоял, но и стал основой возрождения Ровеньковского благочиния. Событие отнюдь не рядовое. Именно поэтому благочинный округа протоиерей Григорий Устименко и обратился к правящему архиерею митрополиту Иоанникию, к городским властям и руководителям шахтерского объединения с предложением направить прошение Предстоятелю нашей Церкви с просьбой посетить наш град и молитвенно украсить предстоящие торжества.

И здесь мы увидели единомыслие Церкви и власти, не всегда встречающееся в наши дни. Инициативу не только поддержали, но и оказали всемерное содействие в ее осуществлении. Причина этой поддержки не в личных амбициях угольных и городских руководителей и не в политических раскладках перед очередными внеочередными выборами. Она — в ином: в ментальности шахтерского края, в сознании того, что наша жизнь в руках Божиих, что каждый спуск в забой не всегда заканчивается благополучным подъемом “наверх”. Об этом не принято много говорить и писать, но за каждым миллионом тонн добытого угля стоят сегодня две человеческие жизни…

Четыре года назад, несмотря на все трудности, за полтора года в городе вырос храм-реквием в честь погибших шахтеров. Инициатива возвести его исходила именно от трудовых коллективов. Они и построили. И отдали нам. С единственной просьбой: “Молитесь о нас, живых и погибших”.

Помогли горняки и в этот раз… Ровеньки начинаются с самой высокой точки Донбасской возвышенности. Именно здесь, при въезде в город, где установлен мраморный поклонный крест, мы встречали Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

Священники из окрестных городов и поселков, администрация города, руководители шахтерского объединения, представители профсоюзов, художественная самодеятельность и даже духовой оркестр приветствовали Блаженнейшего Митрополита Владимира. Еще никого за последние пятнадцать лет не встречали с такой торжественностью.

И это не удивительно. Наш край православен. 16 приходов канонической Церкви на стотысячное население говорят сами за себя. Это центр благочиния, в котором за последние полтора десятка лет открыты 14 новых храмов, построен собор Рождества Богородицы и храм-часовня в память о погибших горняках, ставшая своего рода визитной карточкой города. Здесь выходят православная региональная газета “Светилен” и регулярные православные телепередачи, в школах священнослужители преподают “Христиан­скую этику”. Хотя город неоднороден по национальному составу. После войны, в конце сороковых годов, сюда, на восстановление шахт Донбасса, приехали семьи из разных концов бывшего СССР, но больше всего было рабочих и семей из Западной Украины. До нынешнего дня в домах и квартирах ровенчан с каноническими иконами соседствуют католические и униатские священные изображения. Объединил этих людей не только тяжелый и опасный шахтерский труд. Здесь — единая молитва, единая надежда и понимание, что с благословением Божиим легче дается “черное золото”.

Это не только красивые слова. Даже Блаженнейший Митрополит Владимир на встрече с горняками шахты им. В. В. Вахрушева, где он освятил новый вертикальный ствол, заметил, что всем встречающим надобно поставить по богословию “пятерку”, потому что они прекрасно знают церковный этикет, умеют отличать мирское от духовного, и Православие для них — вполне реальная и известная данность.

Визит Блаженнейшего Митрополита Владимира был весьма насыщенным. Удивительно, как нашему Предстоятелю на все хватает сил. Он посетил четыре храма, шахту, возглавил воскресную Литургию в соборе Рождества Богородицы, возложил цветы к памятному знаку в честь погибших чернобыльцев, благословил тысячи верующих и практически везде произносил слова наставления. В храме-часовне во имя святых и праведних Богоотец Иоакима и Анны, построенном в память о погибших шахтерах, его слово было о важности молитвы как для живых, так и для ушедших. В преобразившемся к юбилею Свято-Никольском храме Предстоятель обратил внимание своей паствы на значимость почитания святителя Николая Чудо­творца. В воскресенье, в переполненном прихожанами и гостями соборе Рождества Пресвятой Богородицы, Блаженнейший Владыка проповедовал на тему евангельского чтения, говорил о важности Слова Божия.

Это сочетание официальных мероприятий и молитвы, причем молитвы святительской, особенно и неповторимо. Ведь молитва постоянна, она не зависит от характера проводимых мероприятий и от тех, кто на них присутствует. Тут перекликаются и соединяются слова псалмопевца Давида: “Благословлю Господа на всякое время” (Пс. 33: 2), и апостольский призыв: “Непрестанно молитесь. За все благодарите” (1 Фес. 5: 17–18). Земное соседствует с небесным, мир дольний воссоединяется с миром горним.

И все же в данном визите была одна “особая особенность”, о которой нельзя не рассказать…

Как известно, в соответствии с православным этикетом, Блаженнейшего Митрополита Владимира во время поездок сопровождает определенный круг лиц духовного звания. Это обычно киевские викарные епископы, а также владыки из соседних епархий. Все шесть архиереев, сопровождавших Митрополита Владимира в этой поездке, были прямо или косвенно причастны к нашему празднику.

Без нашего владыки, митрополита Луганского и Алчевского Иоанникия, на территории епархии “не может твориться ничесоже”, и это абсолютно верно. О его повседневной, вернее, ежеминутной заботе о достойном проведении торжеств можно рассказывать много, но всего охватить невозможно. Мы лишь можем восторженно благодарить Бога, что Он даровал нам такого архипастыря.

Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион не только наш епархиальный сосед. Он родом ровенчанин. Два года, с 1986-го по 1987-й, он возглавлял Свято-Никольский приход, 60-летний юбилей которого мы ныне празднуем. Его помнят не только прихожане, но и те, кто 20 лет назад руководил городом. Это был первый настоятель, который добился реконструкции и основательного ремонта храма: установил на нем купол, пристроил алтарную часть и пономарку. В те годы сделать это было нелегко. Сопротивлений и трудностей было множество. И сегодня в городских архивах сохранились документы, где тогдашний приходской священник, а ныне владыка Донецкий и Мариупольский, просит, требует, доказывает и, в конце концов, добивается разрешения властей. В советское время подобное было практически невозможно.

Вот только нынешний настоятель Свято-Никольского храма протоиерей Григорий Устименко “огорчил” владыку Илариона. Не узнал митрополит место своего бывшего служения. Храм преобразился, сегодня — это практически новое здание, и мало что в нем напоминает молельный дом, с которого все начиналось… Хотя по-прежнему в храме стоят киоты, которые когда-то были изготовлены благодаря заботам нынешнего митрополита.

Среди гостей был также епископ Горлов­ский и Славянский Митрофан. Это также наш владыка. Его молодость непосредственно связана с селом и старейшим приходом благочиния — Свято-Успенским храмом в Нагольно-Тарасовке.

Владыка Агапит, епископ Северодонецкий и Старобельский, возглавляет ныне епархию, приходы которой совсем недавно были в составе Луганской митрополии.

Казалось бы, какое отношение к Ровеньковскому благочинию имеет архиепископ Бориспольский Антоний? Но и здесь прямая связь. В алтаре во время Божественной литургии вместе с ректором Киевских духовных школ молились и его нынешние ученики, студенты-заочники Киевской духовной академии.

Так же тесны и близки наши отношения, но уже в информационном пространстве, с епископом Переяслав-Хмельницким Александром.

Это внешние отношения, но есть и иная, духовная связь. Все мы, православные христиане, — народ “призванный”, который Бог собрал для выполнения конкретной миссии. Это “род избранный, царственное священ­ство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” (1 Пет. 2: 9). И есть главная, объединяющая сила, о которой говорит апостол Павел: “…мы, многие, составляем одно тело во Христе” (Рим. 12: 5); “Одно тело и один дух… один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех…” (Еф. 4: 4–6).

Для Ровеньковского благочиния Луган­ской епархии и для всего 90-тысячного шахтерского города последние суббота и воскресенье октября 2008 г. стали исторической вехой, событием непреходящего значения. В эти дни земное и небесное соединилось в наших душах.

Протоиерей Александр Авдюгин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me