Православные храмы

Храм Рождества Богородицы (на Теремках)

Освящение Креста на месте будущего храма состоялось 13/26 мая 2002…

Храм великомученицы Варвары (в городской онкобольнице)

В сентябре 2001 г. больничное отделение реабилитации было…

Храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (Южное кладбище)

25 сентября 2010 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Публикации

Сестра милосердия

В тот далекий день сорок девятого заревым ранним утром стоял веселый трескучий…

Секрет благополучия, или вместе — лучше

“Зачем плодить нищету?” — обычно так спрашивают знакомые или родственники у…

Невидимая Святость. Есть ли праведники в современном мире?

Сегодня у современных верующих популярна фраза — “оскуде преподобный” (“не…

Devothki1Как уже писала “Церковная православная газета”, с 10 по 14 октября в киевском Доме кино прошел VI Международный фестиваль православного кино “Покров”.

В конкурсной программе “Покрова–2008” было особенно много портретов наших современников. Еще одной особенностью фестиваля стало то, что на нем было представлено немало игровых фильмов. По мнению организаторов кинофорума, участвовавшие в конкурсе художественные короткометражные фильмы “показали перспективный путь развития православного кинематографа — это создание малобюджетных игровых фильмов в виде современных притч”.

Первую премию в номинации “Игровое кино” получил короткометражный фильм “…за имя Мое” — студенческая работа молодого режиссера Марии Можар, снятая еще в 2005 г. и уже отмеченная на ряде кинофестивалей. Действие картины происходит в годы Великой Отечественной войны. А главные герои киноленты — маленькая девочка-сирота, получившая от сверстников прозвище “фашистка” за то, что ее отец “наших убил”, и потому ими отвергаемая, и сельский священник-старик, “приручивший” ее и крестивший с именем Анна. Благодаря батюшке другие дети, в конце концов, находят общий язык с той, кого еще совсем недавно ненавидели, и принимают в свой круг. А вот история самого священника заканчивается драматично: за ним приезжают люди угрюмого вида… Пришедших защищать его с кольями и камнями сельских женщин батюшка успокаивает тем, что едет “за наградой”. И только Анна своим чутким детским сердцем понимает, что на самом деле происходит, и долго, с надрывным плачем, бежит за телегой, увозящей священника… В фильме нет ничего назидательного, в нем есть искренность, которая и делает эту киноисторию близкой зрителю.

Обладателем второй премии в той же номинации стал фильм Людмилы Ролдугиной “Кукла рождественской девочки”, снятый по одноименному святочному рассказу Ю. Насветовой. Это история о девочке из обедневшей семьи, решившейся продать любимую куклу с целью купить теплое одеяло для больной мамы и пальто для себя, чтобы пойти к Рождественской всенощной. Не пойти она не могла, ведь родилась в самый рождественский сочельник, и отец, когда был жив, постоянно говорил ей: “Помни, девочка, что ты родилась в одну ночь со Христом, и не забывай никогда в этот вечер поклониться Ему”. После того как в местной газете было опубликовано объявление о том, что “рождественская девочка продает куклу, чтобы купить теплую одежду”, к ним стали приходить многочисленные посетители с подарками…

Еще один короткометражный фильм Людмилы Ролдугиной “Волшебные очки”, показанный на кинофестивале “Покров”, снят по мотивам произведений протоиерея Григория Дьяченко. Эта “история, рассказанная в канун Рождества”, повествует о человеке, желавшем иметь очки, через которые можно было бы видеть сердца людей. Раздобыв и надев их, он стал считать других ворами, мошенниками, корыстолюбцами и разуверялся в окружающих все больше и больше — до тех пор, пока не посмотрел через эти очки в зеркало, на себя самого.

В числе экранизаций на кинофоруме также был представлен короткометражный фильм “Чем люди живы” (режиссер Александр Кушнир) по одноименному рассказу Льва Толстого.

Третья премия в номинации “Игровое кино” была присуждена фильму украинского режиссера Александра Жовны “Маленькая жизнь”, снятому по одноименному рассказу создателя киноленты — писателя, киносценариста, педагога детского дома для умственно отсталых детей в Новомиргороде Кировоградской области. В своем режиссерском кинодебюте Александр Жовна также сыграл одну из ролей. Художественных фильмов как таковых в независимой Украине создается немного, и то, что среди них появился фильм, который можно показать на фестивале православного кино, — уже само по себе событие.

“Маленькая жизнь” — кинорассказ о мальчике Филиппке, мама которого умерла от голода. Ненадолго он находит приют в доме соседа, семья которого также голодает. Но однажды, не оставляя надежды найти маму, Филиппок отправляется на ее поиски в зимний лес, где его, замерзающего, находят двое монахов-иконописцев из расположенного поблизости православного монастыря. Их келья и становится для мальчика новым пристанищем. В скором времени в монастыре останавливается француз (его-то роль и исполняет режиссер) со своей маленькой дочкой, которая в дороге очень сильно заболела. Узнав у монахов о том, что больную может исцелить молитва ко святому великомученику и целителю Пантелеимону, Филиппок сам, тайком, рисует иконку святого и зимними ночами приходит с ней под окно девочки, прикладывая образ к оконному стеклу. Девочка пошла на поправку, а вот Филиппок заболел и на третий день после того, как был найден без сознания под ее окном, умер. Через много лет написанную им иконку святого Пантелеимона подарил приехавшей в монастырь молодой девушке-иностранке старый монах, от которого она узнала, что того мальчика, который когда-то молился об ее исцелении, давно уже призвал Господь…

К сожалению, в фильме есть неточности. В частности, в титрах его говорится, что эта история была записана монахом Лебединского монастыря, но в начале ленты идут кадры кинохроники, которые наводят на мысль, что события происходят во время голода 1932–1933 гг. в Украине. Однако Лебединский мужской монастырь был закрыт еще в середине XIX в., и потому ссылка на записи монаха этой обители правдоподобия кинорассказу не добавляет.

Еще одна игровая картина — фильм “На мосту” (режиссеры: Андрей Разумовский, Андрей Разумовский-мл.) — повествует о детдомовце, попавшем в дурную компанию и подозреваемом в убийстве, которое совершил его старший “товарищ”. Сбежав в Москву, парень оказывается в центре для трудных подростков, директор и психолог которого пытаются помочь ему вернуться к нормальной жизни. Этот фильм, возможно, смотрелся бы с большим интересом, если бы на главные детские роли были подобраны более сильные актеры.

Короткометражка “Прибегали светляки” (режиссер Ольга Шебуняева) — это история на тему “мама, папа, я — недружная семья”. Звукорядом к ней послужило стихотворение Корнея Чуковского “Муха-Цокотуха”, позволяющее увидеть типичные взаимоотношения в неблагополучной семье в непривычном ракурсе.

Показанная на фестивале полнометражная кинолента “Блаженная” молодого российского кинорежиссера Сергея Струсовского до этого уже побывала в кинопрокате, а после кинофорума, 2 ноября, состоялась ее телевизионная премьера в Украине, на телеканале “Интер”. Это история “провинциалки в Москве”, нетипичная тем, что дедушка главной героини, Александры, — магнат, в столице она селится в роскошной квартире, где ее обихаживает домработница, а в высшее учебное заведение ее зачисляют, лишь только узнав, чья она внучка. В общем, бытовых проблем у Александры нет. Но ее вовсе не интересуют карьера и статус в обществе. О таких, как она, могут сказать: “Выпала из реальности”. Александра хочет быть художницей, но не ради заработка; она готова накормить экстравагантного уличного нищего обедом из дорогого ресторана, чтобы выслушать историю его жизни; она не отвечает злом на причиненное ей зло, а вот оно приводит ее к серьезному душевному расстройству… Но что касается определения, вынесенного в название фильма, — это все же не о главной героине. Согласно “Полному церковно-славянскому словарю” протоиерея Григория Дьяченко, “блаженными по преимуществу называется особый разряд святых подвижников и подвижниц, иначе называемых юродивыми. Этот вид подвижничества состоит в том, что принявший или принявшая на себя сей подвиг ради Христа и спасения своей души отказывается от обычного общепринятого образа жизни, делается добровольным скитальцем и нищим, обдуманно принимает на себя образ человека, лишенного здравого ума. Для этого подвига потребны великое самоотвержение, чрезвычайное к себе беспристрастие, терпение непрестанных поруганий, презрения от народа, неразлучных с жизнью скитальческою. А вместе с тем потребна и высокая мудрость, чтобы бесславие свое обращать во славу Божию: в смешном ничего не допускать греховного, в неблагопристойном — ничего соблазнительного, в обличении — ничего несправедливого”. Александра же напоминает не подвижницу, а человека, плывущего по течению жизни, просто жизнь у нее “неформатная”…

Кроме игровых, на кинофоруме были представлены также два анимационных фильма — “Рыбка” Сергея Рябова и “Колокольчик” постановщика “Блаженной” Сергея Струсовского.

Среди документальных работ были, конечно, и традиционные для православных кинофорумов ленты о монастырях и монастырской жизни. В их числе — фильм “Авель” (автор сценария и режиссер Вячеслав Дубровин), в котором не только внешняя, но и сокровенная жизнь православной обители и ее насельников предстает в рассказах-размышлениях о монашеском пути главного героя — отца Авеля, монаха-иконописца Псково-Печерской лавры. Вот, например, одно из таких размышлений: “Я, когда пришел в монастырь, не знал, что здесь буду иконы писать. Почему? Есть очень хороший образ: человек в миру — как дикое дерево. Оно себе растет, и нет садовника, который его обрезает. <…> И вот такой человек, который о себе мнит, что он — инженер или какой-нибудь другой специалист, может прийти к выводу, что у него есть какой-то багаж опыта и знаний, и наместник монастыря, узнав об этом багаже, обязательно будет его использовать. Ничего подобного. Садовник приходит, в одной руке у него — пила, в другой — большие садовые ножницы, и он — “чик-чик” — все дерево обрезал. И остается ствол. Пришел ты [в монастырь] — такой большой специалист, а тебя поставили на коровник, навоз убирать. И человек смиряется, он понимает, что весь смысл жизни не в его работе, не в его специальности, что самое главное — это его душа”.

Документальный фильм Ларисы Смирновой “Под благодатным покровом преподобного Сергия” рассказывает об истории и сегодняшнем дне Троице-Сергиева Варницкого монастыря на родине великого святого, а фильм Елены Дворецкой “Сольба” — о Николо-Сольбенском женском монастыре. В ленте же Юлии Снурниковой “В предчувствии Соловков” монастырь — не объект изображения, а цель, к которой стремятся паломники — герои этой картины.

Были представлены и фильмы-жития. Среди них — работа Александры Ливанской “Иоанн Креститель. Взгляд из XXI века”, в основу которой легли не только фрагменты Священного Писания о великом святом, но и опросы случайных прохожих о том, кто же такой Иоанн Предтеча, а также исторические комментарии об Иудее его времени. Более традиционно сделан фильм Светланы Ивановой “Тайна преподобной Марфы Тамбовской” из цикла “С молитвой о земле Тамбовской”, посвященный двадцатилетию канонизации святой.

С интересом смотрелся исторический фильм Валентина и Нины Маргевич (Латвия) “Псковская духовная миссия”, в котором о деятельности Патриаршего Экзарха Прибалтики Митрополита Сергия (Воскресенского, †1944) и организованной им в период немецкой оккупации православной миссии рассказывают не только кино- и фотодокументы, но и непосредственные участники событий того времени. Эта работа была удостоена третьей премии в номинации “Документальное кино”.

Фильм “С ведома Божьего” (режиссер Гамиль Исламов) повествует об известном русском роде Сведомских, в частности, о художниках Александре и Павле Сведомских, принимавших участие в росписи Владимирского собора в Киеве и Анастасиевского собора в Глухове.

Среди необычных работ следует отметить документальный фильм “Хрустальный мир” (режиссер Светлана Быченко), в котором практически нет слов. В этой “безмолвной опере”, местом действия которой послужил Дятьковский хрустальный завод, перед зрителем открывается красота труда мастеров хрустального дела.

Еще одна неординарная работа — фильм Валерия и Людмилы Деминых “Пчелы и люди”, авторы которого предлагают взглянуть на жизнь пчел как на страницу книги природы, благодаря которой можно многое понять и о человеке. Как отмечается в этой ленте, своей жизнью эти существа не губят, а улучшают среду обитания, и недаром ведь святых часто сравнивают с трудолюбивыми пчелами...

Информационно насыщен фильм протоиерея Игоря Рябко “Таинства Крещения и Миропомазания” — первый из просветительского видеоцикла “Церковные таинства”.

Тема милосердия объединяет документальную ленту Ирины Волковой “Внутри” о работе здравпункта для бездомных при московской поликлинике № 7 и фильм Анастасии Дадыко “Милость сердца” о наших современниках, посвятивших себя делу служения ближним. Среди них — работники московской православной службы “Милосердие”, воспитанницы Свято-Пантелеимоновского училища сестер милосердия, группа милосердия при больнице № 67 г. Москвы, участники движения “Курский вокзал”, опекающие беспризорных детей и подростков. “Милость сердца” — свидетельство о том, что и в мегаполисе с его жестким ритмом жизни и разрозненностью людей можно быть нормальным человеком. А кроме того, подобные фильмы — призыв к действию.

Документальная лента “Иркутская Иордань” рассказывает о возрождении традиций празднования Богоявления в одном из самых холодных городов России. Еще несколько лет назад это было делом прихожан храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, а в этом году, по свидетельству создателей фильма, на Иордань пришла половина жителей Иркутска…

Национальным колоритом, как и на прошлогоднем фестивале, заметно отличались документальные работы грузинских кинематографистов: фильм Зазы Нанобашвили “История Анчисхатского образа «Спас Нерукотворный»”, название которого говорит само за себя, “Обитель святого Антония” Гиорги Какабадзе — о Марткопском монастыре, а также работа Роланда (Михо) Борашвили “О, Пресвятая Богородица…”, повествующая о земной жизни Божией Матери при помощи старинных грузинских чеканных икон. Последний фильм, удостоенный премии Фонда Петра Порошенко, — второй из задуманной режиссером трилогии. Первым был “Путь Христа”, показанный на фестивале “Покров” в 2007 г., а третий, по замыслу режиссера, должен быть о святом Георгии, но на его съемки, по словам Роланда Борашвили, пока нет средств.

Отличались своей особой стилистикой и работы телекомпании “Глас”. Одна из них — “Остров благодати. Письма к себе”, получившая вторую премию в номинации “Документальное кино”, — это рассказ о жизни женской обители на примере Свято-Николаевского Городокского монастыря Ровенской епархии. Повествование о том, что приводит людей в монастырь, какие послушания приходится нести его насельницам, как в обители проходят святки и готовятся к Пасхе, переплетено с историей вымышленной героини, которой благословили пожить в монастыре. Документальный фильм “Колос правды” напоминает о голоде 1932–33 гг. в Украине. В ленте рассказывается о причинах возникновения голода, излагается хроника развития событий, приводятся цитаты из документов эпохи и свидетельства очевидцев, но хорошо было бы еще включить комментарий священноначалия Украинской Православной Церкви об этой трагедии. Телепрограмма “Воскрешение дочери Иаира” из цикла “Страницы Евангелия” (режиссер Елена Каретник), которой была присуждена первая премия в номинации “Телепрограммы”, примечательна тем, что евангельский рассказ о чуде, совершенном Спасителем, сопровождается подробными пояснениями исторического контекста события. Еще один документальный фильм телекомпании “Глас”, показанный на фестивале, — “Венеция. Видимое и сокровенное” (режиссер Михаил Воробьев) — повествует об истории этого уникального города, в частности, о контактах венецианцев с византийцами, о его величественных памятниках архитектуры, а также о “православных паломнических тропинках” Венеции.

В последний день конкурсного показа вниманию зрителей было представлено несколько разноплановых телевизионных программ. Телепрограмма “Колокола Православия” (Хмельницкая облгостелерадиокомпания “Поділля-центр”, режиссер Ирина Гулевская) запечатлела фрагмент концертного тура, приуроченного к 1020-летию Крещения Руси. Московский телепроект “Христолюбивое воинство” (Продюсерский центр Андрея Кончаловского, ведущий — протоиерей Валерий Степанов) — это лаконичные рассказы о различных событиях церковной и гражданской истории, выдающихся людях и памятниках культуры. На фестивале было показано три выпуска этой программы: об Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, о дне Крестной Смерти Спасителя, о первом полете человека в космос. Стоит заметить, что подобный телепроект на одном из центральных эфирных украинских телеканалов мог бы помочь в ликвидации религиозной безграмотности среди населения. Просветительский характер носит и программа днепропетровской кинокомпании “Лествица” “Место встречи — остров классики” (автор проекта — протоиерей Игорь Собко). Показанный на фестивале выпуск этой передачи рассказывал об Антонио Вивальди. Выпуск еще одного телепроекта “Лествицы” “Стасидии”, удостоенный второй премии в номинации “Телепрограммы”, сделан по книге Честертона “Корни мира”. Это притча о том, что “скептикам не удалось вырвать корни христианства, не удалось сокрушить небесное, но прекрасно удалось сокрушить все земное, <…> они не достигли неба, зато опустошили землю”. Последняя из телепрограмм, показанных на фестивале “Покров”, — “Роковые даты” (Санкт-Петербург, режиссер Антон Алексеев) — это подробный рассказ о Ялтинской конференции 1945 г. Рассказ, надо отметить, очень интересный, но тематически выпавший из конкурсного показа фестиваля православного кино.

Говоря о телевизионных программах, следует упомянуть также проект “Три цвета времени” телекомпании “Киевская Русь” (режиссер Виктор Романюк). На фестивале был показан выпуск программы, посвященный теме предательства и трактовке образа Иуды в произведениях Леонида Андреева, Уильяма Йейтса и Леси Украинки (как сообщается на сайте телекомпании, “в каждом выпуске программы представлены произведения, принадлежащие русской, украинской и мировой литературным традициям”). Этому рассказу о литературных толкованиях Иудина греха явно недоставало богословского комментария.

В телевизионной стилистике снят и документальный фильм Елены Козенковой “Русский крест” — о демографической катастрофе в России, ее причинах и прогнозируемых последствиях. История легализации абортов, опасности “планирования семьи”, т. н. фетальная терапия, в основе которой лежит использование тканей абортированных детей, проекты полового просвещения в школах вместо столь необходимых программ семейного воспитания — все эти темы актуальны не только для России, но и для Украины, которая за годы независимости потеряла несколько миллионов своих граждан.

Ярким событием фестиваля стал показ перед церемонией закрытия фильма “Девочки, девочки” (автор сценария прото-иерей Игорь Собко, режиссер Александр Столяров), удостоенного премии им. Сергея Лосева за лучшую режиссуру, а также премии Фонда Петра Порошенко. Одна из составляющих этой ленты — кинорассказ о жизни воспитанниц детского приюта при Малоярославском Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре. Другая — исповедальное интервью молодой журналистки Ксении Мостинец, которую ее профессия привела в эту обитель. Здесь и воспоминания о непростом собственном опыте воцерковления, о первой исповеди и причастии, и размышления о том, каким путями человек приходит к Богу, залечиваются ли духовные раны, и мечты о будущем. Далеко не каждый человек готов говорить на эти темы открыто. Однако фильм “Девочки, девочки” получился неподдельным. Как, собственно, и многие другие фильмы фестиваля “Покров–2008”. Без преувеличения, кинофорум вышел на новый уровень. И в этом, конечно, заслуга не только организаторов фестиваля, но и всех создателей православного кино.

Михаил Мазурин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua