Православные храмы

Крестовоздвиженская церковь на Подоле

Деревянная "на каменном фундаменте" приходская церковь Кожемяцкой…

Храм великомученицы Анастасии Узорешительницы

Престольный праздник: день памяти великомученицы Анастасии…

Храм святителя Николая Мирликийского (в приемнике-распределителе для несовершеннолетних ГУВД в Киеве)

В этом храме несут послушание священнослужители Петропавловского…
Публикации

Фестиваль “Пасха красная”

В понедельник Светлой седмицы, 9 апреля, по благословению Митрополита Донецкого…

Как читать Евангелие

Меня часто спрашивают: как нам читать Евангелие, чтобы оно достигало не только…

Что такое религиозное чувство

“Смысл религии не в том, чтобы поселить человека на небесах, а в том, чтобы…

“Чтобы помнили…” Посвящается 65-летию освобождения Киева от фашистских захватчиков

OsvKievaОднажды, поздравляя соотечественников с Днем Победы, Блаженнейший Митрополит Владимир в своем обращении сказал: “Тысячи сынов нашего Отечества ценой собственной жизни отстояли право будущих поколений на существование и свободу. Мы не имеем права забыть, что мир был добыт страданиями, кровью и смертью миллионов людей — наших отцов и матерей, братьев и сестер…”.

Вот уже 65 лет прошло с того памятного дня, когда наш родной Киев был освобожден от гитлеровских оккупантов. “Два года над пропастью” — так, помнится, назывался фильм, посвященный борьбе подпольщиков в годы оккупации. Два года провели киевляне в ожидании освобождения над пропастью, разделяющей жизнь и смерть. Для сотен тысяч наших земляков день освобождения так и не наступил…

22 июня 1941 г. без объявления войны фашистская Германия напала на Совет-ский Союз, а через неполных три месяца, 19 сентября 1941 г., к 13 часам дня, в город начали входить передовые части Вермахта. Оккупация Киева длилась 778 дней. Оккупанты уничтожили более 195 тыс. человек, свыше 100 тыс. киевлян были угнаны на каторжные работы в Германию. Третий по численности населения город СССР, в котором до войны было около 900 тыс. жителей, почти опустел, в нем осталось всего лишь 180 тыс. человек. Весь мир знает о трагедии Бабьего Яра: гибели десятков тысяч евреев, цыган, советских военнопленных. Были и такие, кто радовался приходу нацистов. Созданное оккупантами Областное управление коллаборационистской полиции через газету “Украинское слово” обратилось с призывом к населению о помощи “в борьбе с советско-партийными работниками, коммунистами, саботажниками, срывающими мероприятия немецкого командования и властей”. Некоторые, движимые различными побуждениями, — кто стремясь приспособиться к новой власти, кто по идеологическим причинам — стали полицаями, и на их совести кровь тысяч патриотов и ни в чем не повинных сограждан всех национальностей, замученных гестапо и расстрелянных в Бабьем Яру.

В каждом народе и во все времена были негодяи. Но в каждом народе и во все времена честных и порядочных людей было намного больше. Украинский народ не смирился с гитлеровским порабощением. Тысячи и тысячи киевлян оказывали сопротивление оккупантам, каждый как мог, как подсказывала ему совесть. Не оставалась в стороне и Церковь. Например, киевский священник Алексей Глаголев спасал евреев и семьи советских офицеров, прятал их в своем жилище и в домах, относившихся к приходу Покровской церкви, где служил, выдавал евреям свидетельства о крещении.

Оккупационные власти поначалу пытались заигрывать с Церковью. Во время оккупации Киева немцы разрешили богослужения в церквах, в Киево-Печерской Лавре, в которой с 27 сентября 1941 г. была возобновлена монашеская жизнь. Во главе лаврской братии стал лаврский постриженик схиархиепископ Антоний (в миру князь Давид Абашидзе). Однако, заигрывая с Церковью, оккупанты преследовали свои цели — они пытались использовать ее в своих интересах, а кроме того — разграбить и уничтожить культурное и церковное достояние нашего народа. Так, фашисты вывезли в Германию ценности Лаврского музея, документы из архивов Киевских митрополитов, книги из личной библиотеки Петра Могилы. 3 ноября 1941 г. в два часа дня был взорван Успенский собор — жемчужина зодчества Украины. Среди руин собора была обретена чудом сохранившаяся обгоревшая икона Богородицы “Одигитрия”. За весь период оккупации Киева 1941–1943 гг. в Лавре частично или полностью было разрушено 32 корпуса.

Разбитые на Курской дуге летом 1943 г., фашистские войска отступали все далее на запад. Осенью завязались упорные бои за Днепр. При подходе наших войск гитлеровцы сравняли с землей села на левом берегу Днепра, поселок на Трухановом острове, подожгли Дарницу. Все мосты через Днепр были разрушены, сожжены станция Киев-Товарный и Дарницкий железнодорожный узел, затоплены пароходы, баржи и другие суда Днепровской флотилии, уничтожен речной порт. За несколько дней до бегства немецкие саперы взорвали Киевскую ТЭЦ, из-за чего город остался без электричества и тепла. 23 сентября 1943 г. немцы издали приказ о выселении в течении 48 часов всех жителей Киева от берега Днепра до ул. Саксаганского. Некоторые (например, мой дедушка) тайно оставались дома. Кого нацисты находили, того убивали на месте. Так, в Киево-Печерской Лавре ими были зверски избиты и умерли от побоев больной туберкулезом 67-летний архимандрит Иринарх (Колдоркин) и 72-летний иеродиакон Аркадий (Долгоброд), в Киево-Флоровском монастыре “немцами была зверски убита с разможжением головы почитаемая всем верующим Киевом столетняя схимница Серафима со своей послушницей Александрой” (из доклада митрополита Николая (Ярушевича)).

Форсирование сильно укрепленного правого берега Днепра представляло собой невероятно трудную задачу. Наступление нашей армии на Букринском плацдарме в октябре потерпело неудачу. 24 октября Ставка Верховного Главнокомандования дала указание войскам 1-го Украинского фронта под командованием генерал-полковника Н. Ф. Ватутина нанести главный удар на Лютежском плацдарме севернее Киева. 65 лет назад, за три часа до восхода солнца, 6 ноября 1943 г. в ходе Киевской наступательной операции 38-я армия генерал-полковника Кирилла Москаленко (он навечно почетный гражданин Киева) и танковый корпус генерал-лейтенанта Андрея Кравченко освободили Киев. За героизм, проявленный при освобождении города, 65 соединений и частей получили почетное наименование “Киевских”. Только с 12 октября по 7 ноября 1943 г. 17,5 тыс. воинов 1-го Украинского фронта были награждены орденами и медалями, 663 из них, отличившиеся при форсировании Днепра и освобождении Киева, получили звание Героя Советского Союза.

В боях за Киев вместе с советскими соединениями сражалась и Первая отдельная чехословацкая бригада под командованием полковника Людвига Свободы. За умелые действия, героизм и мужество личного состава она была удостоена ордена Суворова II степени, а ее командир и 138 воинов награждены различными орденами и медалями Советского Союза.

Николай Федорович Ватутин, который до войны много лет служил в Киеве и помнил столицу Украины во всей ее красе, был потрясен видом освобожденного им города. С душевной болью глядел он на пожарища и руины, на разрушенный Крещатик, на пылающий красный корпус университета. Пройдет лишь несколько месяцев, и он сам, смертельно раненый в столкновении с вояками УПА, вернется в любимый город, чтобы вскоре лечь в его землю навечно.

А город постепенно возвращался к мирной жизни. По подсчетам правительственной комиссии, изучавшей последствия гитлеров-ской оккупации Киева, его промышленности и коммунальному хозяйству был нанесен ущерб на сумму 10 миллиардов довоенных рублей. Вместо некогда прекрасного города на берегах Днепра оставалась лишь точка на карте. Жилой фонд Киева лежал в руинах, не хватало самого необходимого, а киевляне с помощью всей страны уже в первые месяцы после освобождения начали возрождать столицу Украины из пепла. Пленные гитлеровцы также привлекались к расчистке города от развалин и строительным работам.

Мирная жизнь налаживалась. Прошли годы. В 1958 г. у с. Новые Петровцы севернее Киева был воздвигнут музей-памятник героям-освободителям. Не забывают об их подвиге и в годы независимости Украины. Указом президента от 14 мая 2008 г. Государственному музею-заповеднику “Битва за Киев в 1943 г.” и Музею–мемориальному комплексу “Букринский плацдарм” был присвоен статус национальных, а ранее, к 60-летию освобождения столицы Украины была выпущена памятная монета.

Великую Отечественную по праву считают началом религиозного возрождения нашей Родины. Я и мои близкие знали людей, которые после войны не забыли свои фронтовые обещания Богу. До последнего своего дня Дмитрий Михайлович Бессарабов (впоследствии протоиерей) служил Богу; Яков Кузьмич Ракицкий, бывший партизан, был верующим в Бога коммунистом; Ульяна Ивановна Головащук, пережившая оккупацию и чудом избежавшая отправки в Германию, перед смертью всем рассказывала, что Бог есть; Анастасия Алексеева, прихожанка храма Покрова Богородицы на Приорке, была глубоко верующим человеком. К вере война привела медсестру эвакогоспиталя № 3611 Ольгу Марчук. Оглянитесь... Такие люди есть в каждой семье.

Церковь молится о всех тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину, и о здравии и долголетии ветеранов, которые приближали День Победы.

Кирилл Копыловский

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu