Православные храмы

Храм святителя Саввы Сербского (в поликлинике голосеевского района, на Теремках)

(При поликлинике № 2 Голосеевского района г. Киева). Православная…

Храм апостола и Евангелиста Луки (в отделе медобеспечения ГУВД в Киеве)

С конца 90-х годов на территории Института нейрохирургии Национальной…

Храм святителя Луки Крымского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию в храме прп. Агапита Печерского служили на Пасху 1998…

Публикации

Уместен ли юмор в христианстве?

Уместен ли юмор, там, где должно каяться, сокрушаться о своих грехах, готовясь…

Василий Никифоров-Волгин: Отдание Пасхи

Василий Акимович Никифоров-Волгин (наст. фамилия — Никифоров) (1900–1941) —…

За души детей мы ответим Богу

Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение. Родители не…

Часть I. Православие в Русской Америке (Со времени основания до середины 60-х годов ХIХ века)

Первые православные поселенцы в Северной Америке

Voskresenskij sobor AljaskaКогда православные впервые ступили на американ-скую землю? Это скрыто за непроницаемой пеленой времени. “В народе, чья религиозная культура дала пристанище католикам, протестантам и евреям, православные христиане большей частью были не замечаемы и проигнорированы, — пишут Марк Стоко (Stokoe) и отец Леонид Кишковский. — За немногими исключениями их исторический опыт остался незаписанным, их документы — непереведенными, их личности, учреждения и деятельность — неизвестными”. Вплоть до основания Русской Америки в конце ХVIII в. сведения о переселенцах православного вероисповедания чрезвычайно скудны. А ведь вот парадокс: в 1768 г. во Флориде высадилась крупнейшая за весь колониальный период группа поселенцев, не менее трети которой составляли православные греки.

Но это еще не все. Еще на заре Средневековья, в VI в., благочестивый ирландский монах Брендан Мореплаватель (ок. 484–578) совершил со спутниками плавание, описанное позже в “Путешествии святого Брендана Мореплавателя”. Он открыл Фарерские острова, Исландию (в которой ирландские монахи основали впоследствии свои скиты), а также некий остров на Западе, покрытый растительностью (как полагают многие ученые, Гренландию или Ньюфаундленд). Чтобы показать, что путешествие святого было возможно, ирландский путешественник Тим Северин в 1976 г. построил такую же лодку из кожи быка (“курах”), какой пользовался св. Брендан, и за два лета доплыл из Ирландии до Ньюфаундленда через Гебриды, Фареры и Исландию. Если Брендан Мореплаватель действительно достиг Америки, то стал первым православным, ступившим на землю этого континента.

Но это все предположения, а фактом является то, что спустя пять лет после того, как Великобритания по результатам Семилетней войны (1756–1763) овладела ранее испанской Флоридой, шотландский врач и предприниматель Эндрю Тернбулл основал на ее северо-восточном берегу поселение, для которого законтрактовал привычных, как он полагал, к жаркому климату жителей Средиземноморья. Из 1255 человек, привезенных на восьми кораблях летом 1768 г., около полутысячи были греки с полуострова Мани в Пелопоннесе, Крита и других островов Эгейского моря. Остальные были католики, выходцы из Южной Италии и острова Менорка. Поселение Тернбулл назвал Нью-Смирна в честь своей жены-гречанки, родившейся в г. Смирна (теперь Измир, Турция). Плохо подготовленная экспедиция, нехватка продоволь-ствия, тропические болезни и жестокое обращение привели к тому, что через девять лет, когда английские власти, наконец, обратили внимание на плачевное положение поселенцев, в живых осталось чуть более четырехсот человек. Освобожденные губернатором Флориды Тонином из фактического рабства, они предпочли оставить Нью-Смирну и поселиться в столице колонии Сент-Огастине, где впервые со дня прибытия в Америку греки смогли в переданном им властями доме организовать православную общину.

 

Основание Русской Америки и православной миссии

Первыми русскими, увидевшими 21 августа 1732 г. (ст. ст.) неведомые тогда миру северо-западные берега Америки, были Иван Федоров и Михаил Гвоздев, подошедшие к ним на боте “Святой Гавриил”. Но из-за неблагоприятных погодных условий им не удалось высадиться на берег. Девять лет спустя знаменитая экспедиция Витуса Беринга и Алексея Чирикова открыла и обследовала многие участки северо-западного побережья континента и часть Алеутских островов. На ее судах впервые у берегов Америки была совершена православная Литургия. В последующие тридцать лет многие русские купцы и зверопромышленники довершили открытие новых земель. В 1778 г. знаменитый мореплаватель Джеймс Кук посетил русское поселение на острове Уналашка. Однако наибольший вклад в распространение русских поселений в Америке внесли рыльский купец Григорий Иванович Шелихов и его жена Наталья Алексеевна в 80-е гг. ХVIII в. Ввиду жестокой конкуренции между зверопромышленными компаниями, приводившей к столкновениям, Шелихов и его компаньон Иван Голиков обратились к императрице Екатерине II с просьбой основать монопольную компанию с широкими административными правами для управления новыми русскими владениями. Но Екатерина “была не права”, однако, вопреки распространенному нелепому мнению, не в том, что продала Аляску новорожденным Соединенным Штатам (это случилось через семь десятилетий после ее смерти), а в том, что она отказала Шелихову и Голикову в их просьбе: “Многое распространение в Тихое море не принесет твердых польз. Торговать дело иное, завладеть дело другое”.

Но на вторую просьбу купцов — отправить в Америку церковную миссию — императрица с живостью откликнулась. По ее поручению Святейший Синод назначил в Аляску первую православную миссию из валаамских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Спустя девять месяцев после отбытия из Петербурга, в сентябре 1794 г., миссия прибыла к месту своего назначения — в гавань Трех святителей на остров Кадьяк. В том же году там был построен деревянный Воскресенский храм (с 2001 г. имеющий статус кафедрального собора). Самоотверженные труды валаамских монахов, которые не только обращали туземцев в христианскую веру, но и обучали их огородничеству, садоводству, другим необходимым занятиям, быстро принесли добрые плоды. “Американцы, — свидетельствовал в одном из своих писем старец Герман, — к крещению идут весьма охотно; крестилось без мала тысяч семь, а на Уналашке… алеуты своей ловкостью и желанием крещения весьма нас удивили”.

К 1796 г. деятельность миссионеров стала расширяться и на Аляскинский берег материка. Но не все шло гладко. Так, на Аляске, около озера Илиамна, был зверски убит эскимосским племенем юпиков иеромонах Ювеналий. Когда после убийства шаман этого племени надел на себя крест священномученика, то не смог совершить языческий обряд. Пораженный этим, он объявил своему племени, что в будущем следует с уважением относиться и прислушиваться к тем, кто носит такой знак, т. е. крест. Впоследствии представители племени юпиков стали православными христианами. В 1980 г. отец Ювеналий был прославлен в лике священномучеников.

Неудачным оказался и первый опыт основания местной епархии. По ходатайству Ивана Голикова Святейший Синод, принимая во внимание всю важность американской миссии, определил быть в Америке особому архиерею с титулом епископа Кадьякского, викария Иркутской епархии, дабы расширить возможности миссии и придать ей больший авторитет. Епископом был избран архимандрит Иоасаф, уже зарекомендовавший себя в должности начальника миссии ревностью в утверждении Православия в Америке. 10 апреля 1799 г. в Иркутске состоялась его хиротония. Но корабль “Феникс”, на котором возвращались в Кадьяк владыка Иоасаф и его спутники, потерпел крушение, и все пассажиры погибли в волнах океана.

Не сложились отношения у иноков миссии и с руководством основанной в том же 1799 г. указом императора Павла I Русско-Американской компании. Ее начальник, “главный правитель Русской Америки” Александр Андреевич Баранов, активно расширяя русские владения в Америке (за что был награжден первой в русской истории именной золотой медалью, пожалованной лицу из купеческого сословия), заботился прежде всего о прибыльности вверенного ему предприятия, ибо рассчитывать на помощь далекого Петербурга не приходилось. Его служащие, стремясь добыть побольше пушнины для экспорта в Китай, всячески притесняли местных охотников — алеутов и эскимосов. Старец Герман, который фактически стал исполнять обязанности начальника “Кадьякской Миссии” после гибели епископа Иоасафа, решительно встал на защиту своей паствы и вообще аборигенов. Предельно обострившийся конфликт вынудил Святейший Синод в 1811 г. закрыть Американскую епископскую кафедру и все дела миссии передать Иркутской епархии.

Тем временем энергичный Баранов расширял экспансию компании в южном направлении. Летом 1799 г. он основал на острове Ситка крепость св. Архистратига Михаила. Однако три года спустя индейцы-тлинкиты (колоши) “великою силою” напали и уничтожили крепость и поселение возле нее.

Только осенью 1804 г. при поддержке шлюпа “Нева” первой русской кругосветной экспедиции Баранову удалось вновь овладеть островом Ситка. Он возвел здесь новую крепость Ново-Архангельск, ставшую с 1808 г. столицей Русской Америки. Чтобы снабжать поселения компании хлебом, четыре года спустя в Калифорнии был построен Форт Росс, в котором возведена часовня свт. Николая. Это вызвало конфликт с испанцами, владевшими тогда Калифорнией. В частности, в 1815 г. испанцы напали на русский корабль и взяли всех находившихся на нем алеутов в плен. Монахи-францисканцы попытались убедить их отречься от православной веры и принять католицизм. Когда они отказались это сделать, то одному юноше, Петру, стали отрезать пальцы, потом суставы ног и рук, пока он не умер от потери крови. Святой мученик до конца исповедовал православную веру, твердя: “Я христианин!”. В 1980 г. он был канонизирован как местночтимый святой Аляскинской епархии.

За несколько лет до своей отставки, в 1818 г., А. А. Баранов сделал потытку утвердить влияние Русско-Американской компании на Гавайских островах. На острове Кауаи агент компании доктор Георг Шеффер возвел форты Елизавета, Александр и Барклай. В двух первых были построены православные часовни. Когда император Александр I отказался принять остров Кауаи в свое подданство, форты были переданы местным властям.

 

Восстановление епархии. Святитель Иннокентий (Вениаминов), “Апостол Америки”

В 1824 г. на остров Уналашку прибыл с семьей священник Иоанн (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов). Ревностный миссионер, с полным правом именующийся “Апостолом Америки”, он был также и выдающимся ученым — географом, этнографом и лингвистом, чьи труды получили мировую известность. С целью обеспечить успех христианской проповеди среди алеутов отец Иоанн изучил их язык, перевел на него Катихизис, Евангелие и многие молитвы и богослужебные книги. Изучая нравы и обычаи своей паствы, он несколько раз посетил материк Америки, где совершил немало крещений. На Уналашке отец Иоанн (после кончины жены, оставившей ему двух дочерей и шесть сыновей, он принял монашество с именем Иннокентий) открыл школу для мальчиков и сам преподавал в ней, обучая их не только грамоте и Священному Писанию, но и многочисленным ремеслам, которыми сам владел в совершенстве. Вот пример, отмеченный в дневнике известного исследователя Северо-Западной Америки Лаврентия Алексеевича Загоскина: “При заводке хронометра лопнула цепочка. На переходе нашем из Ново-Архангельска та же беда случилась с судовым, и повреждение было исправлено Преосвященным Иннокентием, оставившим память священнического своего служения в Ситке постройкою часов в куполе тамошней церкви”. (Вероятно, имеется в виду кафедральный собор свт. Николая.)

В 1840 г. была восстановлена епископская кафедра в Америке уже с центром в г. Ново-Архангельске (в 1853 г. перенесена в Якутск). 15 декабря того же года архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, а 21 апреля 1850 г. епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа. Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. 45 лет отдал он делу просвещения народов не только Алеутских островов и Северной Америки, но и Камчатки, Якутии, Хабаров-ского края. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на родном языке якуты. Одно из лучших его произведений — изданное в 1833 г. “Указание пути в Царство Небесное” (переведено на разные языки малых народов Сибири, выдержало более 40 изданий). Ученик и питомец миссионерской деятельности святителя Иннокентия, святой праведный Иаков Нецветов, стал первым туземцем Аляски, рукоположенным в священный сан.

В январе 1868 г. святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета (Дроздова) на кафедре Московских первоиерархов и пребывал на ней вплоть до своей кончины 31 марта 1879 г. (ст. ст.). В 1977 г. Русской Православной Церковью митрополит Иннокентий прославлен в лике святых.

Дела же Русско-Американской компании шли под уклон. Ресурсы пушного зверя сильно истощились, а с выходом в конце 40-х гг. ХIХ в. к Тихому океану США русские промышленники стали явно уступать американцам в конкурентной борьбе. Кроме того, Российская империя сосредоточила свои интересы в новоприобретенных (кстати, при деятельнейшем участии владыки Иннокентия) Приамурских и Приморских территориях. 18 (30) марта 1867 г. между Россией и США был заключен договор о продаже Аляски за 7,2 млн долларов. Договор касался и церковных вопросов. “Святитель Иннокентий, — пишет профессор К. Е. Скурат, — смог все же настоять на включении в договор о продаже пункта, по которому все храмы и земельные участки, принадлежавшие Русской Православной Церкви в Америке, должны были оставаться собственностью Русской Церкви, за которой обеспечивалась полная свобода деятельности. Но после 1867 г. прежних, сравнительно благоприятных условий для миссионерской работы уже не было”.

6 (18) октября 1867 г. состоялась официальная церемония передачи Русской Америки Соединенным Штатам, а 29 июня 1872 г. епископская кафедра была перенесена из Ситки в Сан-Франциско. В жизни Православия в Америке начался новый этап.

Владимир Моисеенко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua