Православные храмы

Часовня преподобного Нестора Летописца (в школе «Співтворчість», на Троещине)

Частная средняя общеобразовательная школа «Співтворчість» I–III…

Храм блаженной Ксении Петербургской (на Святошинском кладбище)

Святошинское кладбище примечательно тем, что здесь покоятся Христа…

Храм священномученика Антипы (при 2‑й областной больнице)

Первую Литургию служили 27 августа / 9 сентября 2009 г. Храм…

Публикации

Зверинецкий монастырь. Древнейшая монашеская обитель на Руси

Как известно, в память крещения Руси и низвержения языческого идола Перуна…

Созерцатель небесной красоты

В месте с восприятием христианства на Руси происходило весьма существенное для…

Дни Киево-Печерской лавры в Париже

30 ноября делегация от Украинской Православной Церкви во главе с Предстоятелем…

GluhovВидится некая таинственная связь между тем, что покровительницей древней Глинской пустыни на севере Украины, где некогда пролегал кордон Киевского и Литовского княжеств, является чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, а родоначальница древнерусского монашества Киево-Печерская Лавра украшена чудотворной иконой Ее Успения, врученной, по преданию, Самой Матерью Божией. Впрочем, все три древних обители этого сурового “сиверского” края — Путивльская Молченская, Софрониева и Пустынно-Глинская — названы в честь Рождества Приснодевы Марии. Некоторые из них упоминаются еще в летописях Киевской Руси.

Отчего же Царица Небесная так возлюбила эти суровые и величественные земли? Надо полагать — за великую любовь к Ней, ходатайства и подвижническую жизнь древних пустынников этой земли — смиренных иноков, просиявших подвигами и­ чудотворениями в дремучих и непроходимых лесах, вдали от городов и весей, “в благоговении и постничестве правоверно живущия и благочестно служащие и молящиеся” о всем Божием мире…

Так, в начале XVI в. явила Приснодева Свой образ на высокой сосне крестьянам-пчеловодам, ставившим в лесу ульи, а из-под корней огромного дерева забил чудотворный источник. На этом месте возвели храм и стали сооружать кельи иноки.

С тех пор просияла в землях Русских Глинская пустынь, то расцветая и возвышаясь, то, по козням врага рода человеческого, из-за злых людей и завоевателей, приходя в упадок. До революции Глинская пустынь входила в состав Курской губернии и являлась связующим духовным звеном с Малой Россией, нынешней Украиной. Заимствовав свой строгий подвижнический и традиционный устав старческого окормления у подвижников Святой Горы Афон, она духовно перекликалась и поддер­живала молитвенную связь со знаменитой Оптиной пустынью. С большой долей вероятности можно предположить, что через сиверские обители Украины лежал путь юного Прохора Мошнина, будущего всемирного светильника прп. Серафима Саровского, когда он шел из Курска в Киев за благословением на монашество. Этот край и святые обители также связаны с деятельностью нашего Златоуста — святителя Димитрия Ростовского, который был наместником Глуховского Петропавловского монастыря.

Мужественно отстаивали глинские пустынники Православие и чистоту веры на протяжении всей истории существования обители: в годы католической экспансии XVI–XVII вв., секуляризации монастырских владений в XVIII в., но истинное исповедничество и подвиги мученичества явили они и в долгое лихолетье безбожия минувшего ХХ в.

Воистину новое и прекрасное возрождение Глинской пустыни, как и множества древних, казалось бы стертых с лица земли, святых обителей Украины, началось в начале 1990-х гг., когда Украинской Православной Церкви был дарован статус независимости и самостоятельности в управлении, а ее Предстоятелем избран Блаженнейший Митрополит Владимир.

 

Сегодняшний день епархии

Конотопско-Глуховская епархия расположена в северной части Сумской области, на западе граничит с Черниговской, на востоке — с Курской, на севере — с Брянской областями. Учреждена решением Священного Синода УПЦ 22 июня 1993 г. как самостоятельная Глуховская и Конотопская епархия (теперь Конотопская и Глуховская в связи с тем, что Конотоп является большим индустриальным городом со 110-тысячным населением) путем выделения из состава обширной Сумской епархии для лучшего управления. Впоследствии многие епархии Украинской Православной Церкви были разделены на две, а то и на три самостоятельные епархиальные единицы, и в настоящее время Украинская Православная Церковь насчитывает 43 епархии.

Это обусловлено стремительным ростом и развитием нашей Церкви, увеличением числа ее приходов, монастырей, духовных школ, просветительских центров и других церковных структур и подразделений. В Конотопско-Глуховскую епархию вошли северные благочиния — Бурынское, Глуховское, Конотопское, Кролевецкое, Путивльское, Середино-Будское, Шосткинское и Ямпольское, объединяющие около 130 приходов, в которых служат 103 священнослужителя (95 священников и 8 диаконов).

Как уже упоминалось, в епархии действуют три монастыря — все в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Две древние обители — Петропавловская (с. Будищи) и Харлампиева

(с. Гамалиевка) — находятся в распоряжении Департамента Украины по вопросам отбывания наказаний — в них расположены исправительные учреждения, и пока все ходатайства Церкви о реституции этой церковной собственности, представляющей к тому же историческую ценность (они являются церковно-ахитектурными памятниками международного значения), остаются без­результатными.

Так, на ходатайство и запросы правящего архиерея архиепископа Конотопского и Глуховского Луки (Коваленко) о передаче (хотя бы частичной) строений Гамалиевского Харлампиевого монастыря, на территории и в зданиях которого расположена мужская колония строгого режима, получен официальный ответ Департамента Украины по вопросам отбывания наказаний, в котором сказано, что для перемещения колонии в другое место требуется сумма в 56 млн гривен.

Ситуация напоминает 20–30-е гг. прошлого атеистического века, когда богоборческий режим требовал от Церкви средств, которыми из-за грабежей и насилий она уже не располагала. В нашем демократическом государстве, где якобы на законодательном уровне приняты и действуют законы о реституции церковной собственности, такая постановка вопроса выглядит, по крайней мере, кощунственно. Об этом, кстати, 23 сентября 2008 г. шла речь на конференции, посвященной 15-летию Конотопско-Глуховской епархии, на которой было предложено возобновить ходатайства перед Верховной Радой и Кабмином Украины о передаче Петропавловского и Харлампиевого монастырей Церкви.

 

Глухов — духовный центр епархии

Если Конотоп является индустриально-административным центром, то древний 43-тысячный Глухов — некогда столицу украинских гетманов — по праву можно назвать духовным центром епархии и всей северо-восточной части Украины. Именно отсюда, с Глуховского подворья Глинской пустыни, ежедневно курсирует монастырский автобус, доставляющий верующих горожан и паломников в Глинскую и обратно. Сюда едут из России, Беларуси, Молдовы, Грузии, со всех уголков Украины — поклониться мощам новопрославленных Глинских старцев (август 2008 г.), исповедаться и причаститься Святых Таин Христовых, выполнить в возрождающемся монастыре душеполезное послушание.

Само же подворье обители трудами правящего архиерея архиепископа Луки преобразовалось в духовно-просветительский центр епархии. Здесь, кроме паломнической службы, размещены библиотека, воскресная школа, небольшой конференц-зал, кафе для православной молодежи, резиденция управляющего епархией. Собственно, владыка Лука, еще в бытность наместником Глинской пустыни епископом Васильковским и викарием Его Блаженства, развернул в Глухове широкую миссионерскую и просветительскую деятельность, инициировал ряд научно-богословских конференций, фестивалей духовной музыки, и, что наиболее характерно, — акцентировал внимание на работе с молодежью. О молодом активном архиерее заговорили в городе, к нему потянулись общественность и интеллигенция, преподаватели и студенты Глуховского педагогического университета. Поэтому назначение Священным Синодом епископа Луки (Коваленко) на Конотопскую кафедру с возведением его в сан архиепископа было органичным и весьма оправданным.

 

Духовный путь владыки Луки

Владыка Лука — один из самых молодых архиереев Украинской Православной Церкви, его духовный путь удивляет своей стремительностью и активностью. С детских лет он мечтал быть хирургом и, как сам вспоминает, в раннем детстве “проводил операции” на куклах и игрушках, огорчая маму столь необычными играми. Однако детские грезы оформились в юношеском сознании, и с третьей попытки (уже после службы в Вооруженных Силах) он становится студентом Донецкого медицинского университета, а через несколько лет учебы оказывается в списках наиболее преуспевающих и одаренных студентов. Не случайно ему была присвоена повышенная стипендия Верховной Рады Украины, назначаемая самым талантливым учащимся. Однако Господь неведомыми путями вел будущего пастыря к священническому, а затем и архиерейскому служению. Молодой стипендиат стал посещать храм Божий, в его руки попал один из научно-богословских трудов святителя Луки (Войно-Ясенецкого), как выразился сам владыка, буквально “перевернувший” его мировоззрение. Не ведал он тогда, что имя святого врача-чудотворца и исповедника будет дано ему при монашеском постриге.

А далее состоялось “случайное” знакомство с митрополитом Луганским и Алчевским Иоанникием (Кобзевым), который, пообщавшись с будущим медиком, вдруг неожиданно спросил: “Не хотели бы Вы несколько изменить род Вашей будущей деятельности?”. “Каким образом?” — удивился студент Коваленко. “А вот приходите ко мне в епархию, побеседуем…”. Видимо, духовным зором владыке Иоанникию было открыто призвание юноши. И тот согласился принять сан диакона, а по совету владыки Иоанникия, не прерывая учебы, после медицинского университета окончил интернатуру. Затем был монашеский постриг, иерейское, а позже и епископское рукоположение. Сам владыка Лука вспоминал, что кто-то из знакомых верующих указывал ему на Глинскую пустынь, когда он понятия о ней не имел и не думал ни о каком священническом служении. Но именно ему было суждено стать наместником ставропигиального мужского монастыря Глинская пустынь и принимать активное участие в его возрождении из пепла атеистического запустения. При его наместничестве в Глинской пустыни закончилось строительство двух новых храмов — в честь Иверской иконы Божией Матери и Никольского, где ныне покоятся мощи прославленных угодников Глинских, возведены монашеские корпуса и гостиница для паломников. Сейчас в обители ведется строительство еще двух храмов, один из которых — собор Рождества Пресвятой Богородицы.

— Безусловно, главная миссия Церкви сегодня — нести свет Евангелия людям, истомившимся во мраке безбожия, — сказал владыка Лука журналистам накануне конференции, посвященной 15-летию Конотопской епархии, — а также заниматься широкой социальной, просветительской, миссионерской деятельностью, как требует того Социальная концепция УПЦ и как учит нас этому Спаситель мира Господь наш Иисус Христос.

 

Собор преподобных старцев Глинских

22 сентября, на второй день после престольного праздника — Рождества Пресвятой Богородицы, в Глинской шел унылый дождь. Однако он не омрачил духовной радости многочисленных паломников, духовенства, монашествующих и мирян, собравшихся под открытым небом у поставленного на монастырской площади под навесом престола Божия для служения праздничной Литургии. К удивлению всех, под утро поднялся порывистый ветер и разогнал дождевые облака. Мощи преподобных Глинских были поставлены здесь же для поклонения. А когда зазвучали песнопения и вознеслись молитвы Божественной литургии, небо совсем прояснилось, и солнечные лучи озарили молящихся, заискрились на святых потирах со Святыми Дарами. В тот день действительно ликовала и радовалась земля Сиверская, и, казалось, небо соприкоснулось с землей.

Сергей Герук

специально для “Церковной православной газеты”

Киев—Глухов—Глинская пустынь

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me