Православные храмы

Храм преподобной Марии Египетской (в 7‑м роддоме)

Первая Литургия отслужена в день престольного праздника, 1/14 апреля…

Храм Архистратига Михаила (при Национальной академии внутренних дел Украины)

С конца 90-х годов ХХ столетия духовенство Макарьевского храма города…

Храм архистратига Михаила (на территории областного госпиталя ГУ МВД)

15 июня 2011 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви…
Публикации

Алексей Хомяков. 200-летие со дня рождения выдающегося русского писателя, философа и общественного деятеля

Алексей Степанович Хомяков относился к тому очень редкому типу людей, которые…

О чем писали газеты 20 лет назад (1988 год)

Празднование 1000-летия Крещения Руси стало исключительным по своей значимости…

Свято-Покровская голосеевская пустынь

“Хочешь, я покажу тебе Русский Афон, с его глубокими лесами и маленькими…

Радуйся, земля Сиверская! К 15-летию Конотопско-Глуховской епархии

GluhovВидится некая таинственная связь между тем, что покровительницей древней Глинской пустыни на севере Украины, где некогда пролегал кордон Киевского и Литовского княжеств, является чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, а родоначальница древнерусского монашества Киево-Печерская Лавра украшена чудотворной иконой Ее Успения, врученной, по преданию, Самой Матерью Божией. Впрочем, все три древних обители этого сурового “сиверского” края — Путивльская Молченская, Софрониева и Пустынно-Глинская — названы в честь Рождества Приснодевы Марии. Некоторые из них упоминаются еще в летописях Киевской Руси.

Отчего же Царица Небесная так возлюбила эти суровые и величественные земли? Надо полагать — за великую любовь к Ней, ходатайства и подвижническую жизнь древних пустынников этой земли — смиренных иноков, просиявших подвигами и­ чудотворениями в дремучих и непроходимых лесах, вдали от городов и весей, “в благоговении и постничестве правоверно живущия и благочестно служащие и молящиеся” о всем Божием мире…

Так, в начале XVI в. явила Приснодева Свой образ на высокой сосне крестьянам-пчеловодам, ставившим в лесу ульи, а из-под корней огромного дерева забил чудотворный источник. На этом месте возвели храм и стали сооружать кельи иноки.

С тех пор просияла в землях Русских Глинская пустынь, то расцветая и возвышаясь, то, по козням врага рода человеческого, из-за злых людей и завоевателей, приходя в упадок. До революции Глинская пустынь входила в состав Курской губернии и являлась связующим духовным звеном с Малой Россией, нынешней Украиной. Заимствовав свой строгий подвижнический и традиционный устав старческого окормления у подвижников Святой Горы Афон, она духовно перекликалась и поддер­живала молитвенную связь со знаменитой Оптиной пустынью. С большой долей вероятности можно предположить, что через сиверские обители Украины лежал путь юного Прохора Мошнина, будущего всемирного светильника прп. Серафима Саровского, когда он шел из Курска в Киев за благословением на монашество. Этот край и святые обители также связаны с деятельностью нашего Златоуста — святителя Димитрия Ростовского, который был наместником Глуховского Петропавловского монастыря.

Мужественно отстаивали глинские пустынники Православие и чистоту веры на протяжении всей истории существования обители: в годы католической экспансии XVI–XVII вв., секуляризации монастырских владений в XVIII в., но истинное исповедничество и подвиги мученичества явили они и в долгое лихолетье безбожия минувшего ХХ в.

Воистину новое и прекрасное возрождение Глинской пустыни, как и множества древних, казалось бы стертых с лица земли, святых обителей Украины, началось в начале 1990-х гг., когда Украинской Православной Церкви был дарован статус независимости и самостоятельности в управлении, а ее Предстоятелем избран Блаженнейший Митрополит Владимир.

 

Сегодняшний день епархии

Конотопско-Глуховская епархия расположена в северной части Сумской области, на западе граничит с Черниговской, на востоке — с Курской, на севере — с Брянской областями. Учреждена решением Священного Синода УПЦ 22 июня 1993 г. как самостоятельная Глуховская и Конотопская епархия (теперь Конотопская и Глуховская в связи с тем, что Конотоп является большим индустриальным городом со 110-тысячным населением) путем выделения из состава обширной Сумской епархии для лучшего управления. Впоследствии многие епархии Украинской Православной Церкви были разделены на две, а то и на три самостоятельные епархиальные единицы, и в настоящее время Украинская Православная Церковь насчитывает 43 епархии.

Это обусловлено стремительным ростом и развитием нашей Церкви, увеличением числа ее приходов, монастырей, духовных школ, просветительских центров и других церковных структур и подразделений. В Конотопско-Глуховскую епархию вошли северные благочиния — Бурынское, Глуховское, Конотопское, Кролевецкое, Путивльское, Середино-Будское, Шосткинское и Ямпольское, объединяющие около 130 приходов, в которых служат 103 священнослужителя (95 священников и 8 диаконов).

Как уже упоминалось, в епархии действуют три монастыря — все в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Две древние обители — Петропавловская (с. Будищи) и Харлампиева

(с. Гамалиевка) — находятся в распоряжении Департамента Украины по вопросам отбывания наказаний — в них расположены исправительные учреждения, и пока все ходатайства Церкви о реституции этой церковной собственности, представляющей к тому же историческую ценность (они являются церковно-ахитектурными памятниками международного значения), остаются без­результатными.

Так, на ходатайство и запросы правящего архиерея архиепископа Конотопского и Глуховского Луки (Коваленко) о передаче (хотя бы частичной) строений Гамалиевского Харлампиевого монастыря, на территории и в зданиях которого расположена мужская колония строгого режима, получен официальный ответ Департамента Украины по вопросам отбывания наказаний, в котором сказано, что для перемещения колонии в другое место требуется сумма в 56 млн гривен.

Ситуация напоминает 20–30-е гг. прошлого атеистического века, когда богоборческий режим требовал от Церкви средств, которыми из-за грабежей и насилий она уже не располагала. В нашем демократическом государстве, где якобы на законодательном уровне приняты и действуют законы о реституции церковной собственности, такая постановка вопроса выглядит, по крайней мере, кощунственно. Об этом, кстати, 23 сентября 2008 г. шла речь на конференции, посвященной 15-летию Конотопско-Глуховской епархии, на которой было предложено возобновить ходатайства перед Верховной Радой и Кабмином Украины о передаче Петропавловского и Харлампиевого монастырей Церкви.

 

Глухов — духовный центр епархии

Если Конотоп является индустриально-административным центром, то древний 43-тысячный Глухов — некогда столицу украинских гетманов — по праву можно назвать духовным центром епархии и всей северо-восточной части Украины. Именно отсюда, с Глуховского подворья Глинской пустыни, ежедневно курсирует монастырский автобус, доставляющий верующих горожан и паломников в Глинскую и обратно. Сюда едут из России, Беларуси, Молдовы, Грузии, со всех уголков Украины — поклониться мощам новопрославленных Глинских старцев (август 2008 г.), исповедаться и причаститься Святых Таин Христовых, выполнить в возрождающемся монастыре душеполезное послушание.

Само же подворье обители трудами правящего архиерея архиепископа Луки преобразовалось в духовно-просветительский центр епархии. Здесь, кроме паломнической службы, размещены библиотека, воскресная школа, небольшой конференц-зал, кафе для православной молодежи, резиденция управляющего епархией. Собственно, владыка Лука, еще в бытность наместником Глинской пустыни епископом Васильковским и викарием Его Блаженства, развернул в Глухове широкую миссионерскую и просветительскую деятельность, инициировал ряд научно-богословских конференций, фестивалей духовной музыки, и, что наиболее характерно, — акцентировал внимание на работе с молодежью. О молодом активном архиерее заговорили в городе, к нему потянулись общественность и интеллигенция, преподаватели и студенты Глуховского педагогического университета. Поэтому назначение Священным Синодом епископа Луки (Коваленко) на Конотопскую кафедру с возведением его в сан архиепископа было органичным и весьма оправданным.

 

Духовный путь владыки Луки

Владыка Лука — один из самых молодых архиереев Украинской Православной Церкви, его духовный путь удивляет своей стремительностью и активностью. С детских лет он мечтал быть хирургом и, как сам вспоминает, в раннем детстве “проводил операции” на куклах и игрушках, огорчая маму столь необычными играми. Однако детские грезы оформились в юношеском сознании, и с третьей попытки (уже после службы в Вооруженных Силах) он становится студентом Донецкого медицинского университета, а через несколько лет учебы оказывается в списках наиболее преуспевающих и одаренных студентов. Не случайно ему была присвоена повышенная стипендия Верховной Рады Украины, назначаемая самым талантливым учащимся. Однако Господь неведомыми путями вел будущего пастыря к священническому, а затем и архиерейскому служению. Молодой стипендиат стал посещать храм Божий, в его руки попал один из научно-богословских трудов святителя Луки (Войно-Ясенецкого), как выразился сам владыка, буквально “перевернувший” его мировоззрение. Не ведал он тогда, что имя святого врача-чудотворца и исповедника будет дано ему при монашеском постриге.

А далее состоялось “случайное” знакомство с митрополитом Луганским и Алчевским Иоанникием (Кобзевым), который, пообщавшись с будущим медиком, вдруг неожиданно спросил: “Не хотели бы Вы несколько изменить род Вашей будущей деятельности?”. “Каким образом?” — удивился студент Коваленко. “А вот приходите ко мне в епархию, побеседуем…”. Видимо, духовным зором владыке Иоанникию было открыто призвание юноши. И тот согласился принять сан диакона, а по совету владыки Иоанникия, не прерывая учебы, после медицинского университета окончил интернатуру. Затем был монашеский постриг, иерейское, а позже и епископское рукоположение. Сам владыка Лука вспоминал, что кто-то из знакомых верующих указывал ему на Глинскую пустынь, когда он понятия о ней не имел и не думал ни о каком священническом служении. Но именно ему было суждено стать наместником ставропигиального мужского монастыря Глинская пустынь и принимать активное участие в его возрождении из пепла атеистического запустения. При его наместничестве в Глинской пустыни закончилось строительство двух новых храмов — в честь Иверской иконы Божией Матери и Никольского, где ныне покоятся мощи прославленных угодников Глинских, возведены монашеские корпуса и гостиница для паломников. Сейчас в обители ведется строительство еще двух храмов, один из которых — собор Рождества Пресвятой Богородицы.

— Безусловно, главная миссия Церкви сегодня — нести свет Евангелия людям, истомившимся во мраке безбожия, — сказал владыка Лука журналистам накануне конференции, посвященной 15-летию Конотопской епархии, — а также заниматься широкой социальной, просветительской, миссионерской деятельностью, как требует того Социальная концепция УПЦ и как учит нас этому Спаситель мира Господь наш Иисус Христос.

 

Собор преподобных старцев Глинских

22 сентября, на второй день после престольного праздника — Рождества Пресвятой Богородицы, в Глинской шел унылый дождь. Однако он не омрачил духовной радости многочисленных паломников, духовенства, монашествующих и мирян, собравшихся под открытым небом у поставленного на монастырской площади под навесом престола Божия для служения праздничной Литургии. К удивлению всех, под утро поднялся порывистый ветер и разогнал дождевые облака. Мощи преподобных Глинских были поставлены здесь же для поклонения. А когда зазвучали песнопения и вознеслись молитвы Божественной литургии, небо совсем прояснилось, и солнечные лучи озарили молящихся, заискрились на святых потирах со Святыми Дарами. В тот день действительно ликовала и радовалась земля Сиверская, и, казалось, небо соприкоснулось с землей.

Сергей Герук

специально для “Церковной православной газеты”

Киев—Глухов—Глинская пустынь

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu