Православные храмы

Храм пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи

Однопрестольный деревяный храм. 6 февраля 2014 года в Соломенском…

Храм мученицы Татьяны (на Оболони)

Храм размещается в приспособленном палаточном помещении. Первый…
Публикации

О страстной седмице

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед…

Різдвяний піст

Різдвяний піст, який ще зветься Филипівка, починається наступного дня після…

Дивен Бог во святых своих. О прп. Лаврентии Черниговском

Схиархимандрит Лаврентий (в миру Лука Евсеевич Проскура) родился в 1868 г. в…

Портрет современника на фоне храма. Обзор конкурсных фильмов кинофестиваля “Покров—2008”

Pokrov 2008С 10 по 14 октября в столичном Доме кино прошел VI Международный фестиваль православного кино “Покров”, учредителями которого являются Украинская Православная Церковь и Фонд “Наше будущее”, а организаторами — Свято-Троицкий Ионинский монастырь, телерадиокомпания “Эра”, «Радио “Эра”», газета “Киевский телеграф”, а также интернет-портал “Версии”.

Открыл фестиваль 10 октября Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир, по благословению которого и проводится этот кинофорум. В своем приветственном слове Его Блаженство в частности отметил, что VI фестиваль “Покров” пришелся на период празднования 1020-летия Крещения Руси, имевшего особое значение в нашей истории, именно для просвещения народа, проявления в людях образа Божия. И православные фильмы, сказал Блаженнейший Митрополит Владимир, “также несут просвещение, раскрывают образ Божий в человеке”.

На открытии выступили председатель жюри фестиваля, управляющий делами УПЦ архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, который зачитал приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II организаторам, участникам и гостям фестиваля; заместитель главы Секретариата Президента Украины Юрий Богуцкий, передавший присутствующим поздравления от главы государства; мэр столицы Леонид Черновецкий; народный депутат Украины Юрий Бойко, зачитавший приветствие лидера Партии регионов Виктора Януковича; народный депутат Украины Нестор Шуфрич; президент фестиваля “Покров” народный депутат Украины Андрей Деркач.

В качестве музыкального сопровождения церемонии открытия были использованы произведения Николая Лысенко, Иоганна Штрауса, Жоржа Бизе, Модеста Мусоргского в исполнении Государственного академического эстрадно-симфонического оркестра под управлением Николая Лысенко (пра-правнука композитора).

В этот день состоялось также награждение победителей конкурса сценариев (первую премию получил Валерий Демин за сценарий “Бедный студент”).

Завершилось открытие фестиваля показом нового российского художественного фильма “Адмирал” об Александре Колчаке. Его режиссер, Андрей Кравчук, известен многим православным зрителям как создатель фильма “Итальянец” (2005).

В рамках кинофорума 11 октября в Доме кино прошел мастер-класс по режиссуре для участников фестиваля, который провел известный режиссер Роман Балаян (постановщик фильмов “Бирюк”, “Полеты во сне и наяву”, “Первая любовь” и др.), а 13 октября — круглый стол “Социальная реклама и кино: перспективы развития” (с их аудиозаписями можно ознакомиться на сайте фестиваля).

В оргкомитет VI кинофестиваля “Покров” поступило более ста работ из семи стран мира. Вниманию зрителей было представлено 53 конкурсные работы: телевизионные программы, игровое и документальное кино и даже один “недофильм”. Такое определение своей работе “Трудничество Матвея” дал ее автор Виктор Касьянов. Это кинозаметки о поездке и трудах молодежи по восстановлению монастырских построек на о. Анзер Соловецкого архипелага, саундтреком к которым стала музыка группы Pink Floyd.

Если на прошлогоднем кинофестивале “Покров” наиболее широко были представлены кинорассказы о монастырях и монастырской жизни, то в этом году в фестивальной программе особенно много было портретов современников — священнослужителей и мирян; ныне здравствующих и уже почивших.

Среди таких портретов — документальный фильм Екатерины Орловой “Мой духовный отец”, посвященный прото-иерею Василию Ермакову († 3. 02. 2007), настоятелю храма во имя преподобного Серафима Саровского Чудотворца на Серафимовском кладбище города Санкт-Петербурга. Будучи рукоположен во диакона и священника в 1953 году, более полувека предстоял отец Василий у престола Божия. Он пережил военное лихолетье и трудные для Церкви советские годы; с молодых лет был близко знаком со Святейшим Патриархом Алексием II и его семьей; стал духовным отцом для многих и многих православных христиан, которые обращались к батюшке за советами даже тогда, когда находились на другом конце Земли. До последних дней своей земной жизни протоиерей Василий Ермаков служил Церкви, а с последней проникновенной проповедью обратился к прихожанам 15 января 2007 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского. “Мой духовный отец” — это одновременно и фильм-воспоминание, и напоминание о том, каким должен быть настоящий пастырь.

Очень тепло снята лента протоиерея Александра Овчаренко “По душам”, рассказывающая о долгом и непростом жизненном пути архиепископа Запорожского и Мелитопольского Василия. Основой фильма стало интервью самого владыки, в котором духовные наставления перемежаются с живыми, подчас умилительными воспоминаниями. Вот одно из них: “С самого раннего детства, еще был малышом, я бегал по церкви. Меня не останавливали почему-то. <…> Помню, в алтарь завели, а мне интересно было всунуть палец в дырку Царских врат. Вот я сбоку стоял и засовывал. А диакон заходит в алтарь и говорит: “Если будешь засовывать палец, я его откушу”. Я не поверил, что он откусит, но, тем не менее, уже больше этого не делал”.

Конечно, в жизни архиепископа Василия было немало и драматических моментов, но даже о них он сумел рассказать легко, без надрыва. И не случайно своеобразным эпиграфом к фильму послужила следующая притча, опубликованная в подробной программе фестиваля: “К авве пришел юноша и спрашивал его, как спастись. «Если ты живешь в пустыне и всегда открыт очам Божиим, то употребляй какие угодно подвиги: хочешь — молись с восхода до заката с воздетыми руками; хочешь — простирайся долу в образе креста, лежа на земле и в молитве ожидая, покуда страсть оставит тебя. Свидетели твоих подвигов — лишь Бог да пустыня… А если живешь с людьми, будь радостен и весел», — неожиданно добавил старец”. Хорошо было бы, если бы в Украине снимались подобные фильмы “по душам” и о других архиереях Украинской Православной Церкви — прежде всего, о старейших по хиротонии, чей жизненный и духовный опыт может быть особенно поучителен для священнослужителей и мирян.

Героем еще одного кинопортрета “Отец Николай” (режиссер Татьяна Александрова) стал известный московский священник протоиерей Николай Ведерников, чья биография тесно переплелась с жизнью выдающегося архиерея нашего времени митрополита Антония Сурожского (†2003). Многие из бесед владыки Антония, знакомые нам в виде публикаций, были проведены на квартире отца Николая.

Самому митрополиту Антонию был посвящен фильм Валентины Матвеевой “Сеятель” — уже четвертый из цикла “Апостол любви”. В этой ленте, получившей на фестивале “Покров” третью премию в номинации “Документальное кино”, штрихами к портрету владыки стали воспоминания людей, для которых встреча с ним была одним из важнейших в жизни событий, а также тех, кто никогда не видел митрополита Антония, но не остался безучастным к посеянному им слову. Так, петербургский композитор Александр Кнайфель впервые прочитал книгу “Человек перед Богом”, лежа в больнице после инфаркта, после чего, по его словам, “как бы заново родился”. Потом Александр Кнайфель начал дарить эту книгу своим знакомым. Через пять лет он принял таинство Крещения. Вместе с ним приняла Крещение и его мама…

Кроме духовных чад митрополита Антония, в фильме о нем говорят Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, архиепископ Тихвинский (с 6 октября 2008 г. — Курганский и Шадринский. — Ред.) Константин, настоятель Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга протоиерей Владимир Сорокин и др.

Одним из наиболее ярких и подробных кинорассказов о жизни священнослужителя, представленных на фестивале “Покров”, стал фильм “Отец Глеб” (режиссер Сергей Князев). Это биография священника Глеба Каледы (†1994) в воспоминаниях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, родственников, друзей, коллег и духовных чад отца Глеба. Верующий, долгие годы и даже десятилетия вынужденный скрывать от большинства окружающих свою веру; тайный священник, рукоположенный в тяжелые для Церкви годы и создавший в своей квартире домовой храм, о существовании которого знали лишь самые близкие люди (потиром служил бокал, дискосом — вазочка, копием — скальпель, иконы скрывались за дверцами шкафчика); рядовой, прошедший всю войну без единого ранения и лично никогда не убивший ни единого солдата противника (он был связистом); известный ученый-геолог, воспитанники которого до сих пор работают в этой науке; катихизатор, стоявший у основания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; утешитель заключенных, который, по словам Святейшего Патриарха Алексия, положил начало служению пастырей Москвы в тюрьмах (в фильм, в частности, вошли воспоминания заключенного Григория, бывшего смертника и крестника отца Глеба); отец, двое из сыновей которого — Иоанн и Кирилл — священники, настоятели храмов, а дочь — игумения Иулиания — настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря — и все это один и тот же человек — отец Глеб Каледа. И не это ли — красноречивое подтверждение евангельских слов: “По плодам их познаете их” (Мф. 7:16)?

В документальном фильме “Аще убо будет око твое просто…” (автор сценария и режиссер Михаил Павлов) перед зрителем предстает жизнь сельского священника, настоятеля недавно возведенного православного храма в селе Листвянка Орловской области. Эта предельно искренняя киноистория начинается так: “Памятуя свой горький опыт, о котором мы еще скажем (речь идет об опыте, имевшем место до священства, во время работы ветеринаром, когда за работу расплачивались в основном водкой и самогоном — Ред.), отец Владимир решил собрать всех деревенских пьянчуг в коммуну, чтобы через полезный труд их от водки отвадить. Когда вокруг батюшки собралось алкашей уже прилично, решили они все вместе рухнувшее колхозное хозяйство поднимать. Для начала отремонтировали старый коровник и завели в него молодняк. Начали хозяйствовать. И тут батюшка хлебнул по полной. Коровам же не объяснишь, что у их новых хозяев — запои. Но отступать было уже некуда. <…> Так что приходится батюшке за своими сотрудниками как за малыми детьми ухаживать, а у отца Владимира своих детишек уже семеро…”. Говоря о причинах упадка и повального пьянства на селе, отец Владимир видит корень этих зол не в социальных неурядицах. По его словам, после того “как от Церкви оторвали наш народ”, и начали иссякать в нем душевные силы. Обнадеживает то, что, несмотря на все проблемы, сам отец Владимир из села уезжать не хочет. И объясняет это так: “Здесь храм, понимаете. Жизнь — там, где храм. Значит, и умирать уже не так страшно”. Возможно, именно благодаря таким священникам и начнут прибывать в народе иссякшие ранее душевные силы… Стоит отметить, что “Приз герою фильма” получила именно эта кинолента.

Документальный фильм Наталии Марковской “Ковчег спасения”, снятый телевизионной редакцией пресс-службы Донецкой епархии, повествует о протоиерее Александре Намоконове и храме во имя святителя Игнатия (Брянчанинова) г. Донецка, настоятелем которого он является. Храм этот примечателен тем, что построен в виде корабля. Что касается биографии его “капитана”, то 20 лет назад, еще до рукоположения, отцу Александру предлагали работу за рубежом, “но в благодарность Богу за спасение единственного сына он отказался от светской карьеры и посвятил себя Церкви. И сегодня тот самый вымоленный ребенок, Илья, мечтает пойти по стопам отца”.

Конечно, в фестивальной программе были представлены не только портреты священнослужителей. Так, фильм Светланы Смирновой “Валерий”, подготовленный Санкт-Петербургской общественной благотворительной организацией “Покровская община”, посвящен памяти художника и фотографа Валерия Финогенова. По воспоминаниям священников и мирян, хорошо знавших его, он был человеком нецерковным, хотя всю вторую половину своей жизни посвятил служению вере, служению в Покровской общине — как фотограф, оформитель, как хороший друг. Он не заявлял о себе как о человеке верующем и христианине, “но сама его жизнь, слова, действия, поступки говорили сами за себя”. Он, например, бескорыстно помогал окружающим, занимался организацией питания для душевнобольных и сам готовил для них пищу, создал фотогалерею образов бездомных, в среде которых умел разглядеть высокие отношения. А на пороге смерти исповедовался (по свидетельству священника Иакова Амбарцумова — очень искренне), причастился, принял таинство Соборования. И потому фильм о Валерие Финогенове получился светлым — как и документальная лента “Небесный воин” (режиссер Владимир Кривцун). Это повествование о подвиге русского офицера, подполковника Константина Васильева, погибшего в 2002 г. во время трагедии на Дубровке (Москва). Константин Васильев родился в Сарове, одним из образцов для него был святой благоверный князь Александр Невский, он принял Крещение уже будучи взрослым (причем, в проруби), занимался русским рукопашным боем, а во время захвата террористами Театрального центра на Дубровке без оружия пошел туда — в надежде спасти кого-то из заложников или хотя бы предложить себя взамен кого-то из них. И погиб как настоящий воин. По свидетельству создателей фильма, когда нашли его тело, правая кисть была собрана в крестное знамение, а левая — в кулак… Фильм о Константине Васильеве, быть может, не самый сильный в профессиональном отношении, получил на фестивале “Покров” “Приз зрительских симпатий”, а также диплом “За лучший фильм о настоящем герое” (с полным перечнем победителей и дипломантов можно ознакомиться на сайте pokrovkino.com).

Документальная кинолента “Три осколка зеркала. Андрей Тарковский и Украина” (автор сценария и режиссер Альбина Афонина) рассказывает о тех фрагментах биографии выдающегося кинорежиссера, которые связаны с тремя украинскими городами — Кировоградом, родиной отца Андрея Тарковского, поэта Арсения Тарковского; Одессой, где режиссер проходил практику, и куда позднее, в очень трудный для него период, когда он практически не имел средств к существованию, был приглашен для участия в работе над фильмом Леона Качаряна “Один шанс из тысячи” (1968); и Каневом, где снималось “Иваново детство”.

На VI фестивале “Покров” были представлены не только индивидуальные, но и групповые кинопортреты. Среди них — фильм “Братия” (режиссер Элла Милова, автор монахиня Иоанна (Орлова), первая премия в номинации “Документальное кино”), повествующий о людях, которые в свое время “выпали” из общества. За их плечами — горький жизненный опыт: пьянство, тюрьма, разводы. Но однажды каждый из этих людей переступил порог храма. И теперь “братия” живут при подворье минского Свято-Елизаветинского монастыря, где под руководством священника и насельниц обители несут послушания и стараются обновить в себе образ Божий.

Еще одна документальная лента — “Малая Церковь. Семья” (режиссер Николай Шерман) — рассказывает об австралийской православной семье Карыповых, русских по происхождению. Когда в фильме звучат православные песнопения, Австралия уже не кажется столь далекой и экзотичной…

Закрывал фестиваль “Покров” фильм Михаила Шадрина “Форпост”, удостоенный гран-при кинофорума. В этой ленте перед зрителем предстает жизнь насельников Свято-Вознесенского мужского монастыря “Банчень”, его наместника отца Михаила (Жара) (ныне архимандрит Лонгин) и обитателей созданного его стараниями детского приюта, о котором уже писала наша газета (см. № 5 (207)). Многие из них — дети-инвалиды, которые, благодаря тому, что их окружает любовь и внимание, научились, несмотря на свои болезни, по-настоящему радоваться жизни. Создателям фильма в целом удалось передать эту атмосферу радости, преодолевающей боль и печаль. И благодаря этому финал VI кинофестиваля “Покров” получился cветлым и жизнеутверждающим.

Михаил Мазурин

Окончание в следующем номере

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu