Православные храмы

Храм праведного Лазаря Четверодневного (на Совском кладбище)

Храм праведного Лазаря Четверодневного на Совком кладбище был заложен…

Храм Рождества Богородицы (на «Чайке»)

Строительство нашего храма было начато в 1989 году Ассирийской…

Храм священномученика Макария, митрополита Киевского

Настоятель храма прп. Феодора Освященного на Лукьяновке о. Константин…
Публикации

Священномученик Максим Горлицкий

Священномученик Максим Сандович, называемый Горлицким, родился 31 января 1886…

Праздник Божественного смирения

“Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог”

Хрещення (Богоявлення) Господа нашого Іісуса Христа (6/19 січня)

Святі євангелісти залишили нам мало відомостей з життя Іісуса Христа до Його…

Основанная учителями словенскими. История Православной Церкви Чешских земель и Словакии

Часть II. От Вацлава Святого до современности

Православие на чешских и словацких землях в Х–ХIV веках

Sobor sv Nikolaa PragaИзгнание князем Святополком учеников равноапостольных Кирилла и Мефодия и гонения на их дело отразились на судьбах страны самым пагубным образом. Вскоре после его смерти, в 895 г., начался распад Великой Моравии — отпали Чехия, лужицкие и польские земли, а еще через одиннадцать лет некогда могучая держава окончательно пала под ударами кочевников-венгров.

В Чехии в Х в. утверждается династия Пшемысловичей. В 921–935 гг. святой князь Вацлав (см. ч. I) много сделал для утверждения христианства в своих владениях, оказывая покровительство прежде всего славянскому клиру восточного обряда, но его преемники опирались больше на латинских прелатов из немецких земель. В 973 г. в Праге была учреждена католическая епископия, подчиненная майнцскому архиепископу. Щедрые пожертвования князя и знати вскоре сделали Католическую Церковь самым крупным землевладельцем Чехии.

Последним оплотом Православия в Чехии стал знаменитый Сазавский монастырь, основанный около 1033 г. князем Ольдрихом по просьбе святого пустынника Прокопия. “И вновь зазвучала в том монастыре речь святых братьев Кирилла и Мефодия, — писал чешский писатель и историк Владислав Ванчура, — и отрадные искусства, и музыка, и письменность нашли там приют”. Но, по его же меткой характеристике, “Сазавский монастырь был вечным бельмом на глазу у служителей латинской церкви”. Вскоре после окончательного разрыва Рима с Православием в 1054 г. монастырь был закрыт, а монахи изгнаны в Венгрию. Князь Вратислав II (1061–1092), который хотел опереться на Православие в борьбе со своим братом, Пражским епископом Яромиром, вернул монастырю все привилегии и оказывал инокам постоянную поддержку. Только после смерти князя католикам удалось окончательно овладеть монастырем. “С тех пор стайки славянских монахов, — продолжает В. Ванчура, — бродили по чешской земле, и народ хорошо относился к ним, но духовенство, послушное предписаниям папы, чуждалось их, как паршивых овец”.

Стремление к возрождению славянского богослужения в Чешских землях оставалось всегда. Иногда его поддерживали и правители. Так, в 1346 г. чешский король (с 1355 г. также и император Священной Римской империи) Карл IV Люксембург обратился к римскому папе Клименту VI с просьбой о позволении совершать в Чехии славянское богослужение. После недолгих колебаний папа дал согласие на открытие в Праге Эмаусского монастыря (“На Слованех”). В нем поселились монахи из Хорватии, подчинявшиеся Римскому престолу и совершавшие богослужение на славянском языке. Монастырь сыграл важную роль в духовной жизни Чехии ХIV–ХV вв.

В захваченной венграми Словакии Православие продолжало жить, несмотря на то, что уже с XI в. венгерские короли и местные феодалы вместе с католическими епископами принимали меры к латинизации православного населения. Они преуспели в Западной, но не в Восточной Словакии. В Спише в XIII в. был православный настоятель и совершалась литургия по восточному обряду на славянском языке, епископами здесь были Иаков и Лука. Епископ Лука совершал богослужения на славянском языке даже для венгерского короля Андраша III (1290–1301). В примыкающей к Спишу с востока Пряшевщине, входившей одно время в состав Киевской Руси, Православие крепко держалось с XI по XV вв.

Ян Гус и Реформация в Чехии. Гуситы и Православие

Выдающийся сын чешского народа Ян Гус (ок. 1371–1415) и его последователи боролись против засилья Католической Церкви и немецкого клира, за причащение народа под обоими видами (т. е. хлебом и вином) отмену индульгенций, проповедь и богослужение на славянском языке. Проповеди Яна Гуса собирали тысячи людей. Иероним Пражский, друг и единомышленник Яна Гуса, побывал в те годы в Литве и на Руси. В Витебске и Пскове он выразил свое благоговейное отношение к православным святыням, что впоследствии стало одним из главных пунктов обвинительного приговора. В 1415 г. Ян Гус, обвиненный католическим Констанцским собором в ереси. Через год Иероним Пражский были сожжены на костре. Четыре года спустя после казни Яна Гуса начались кровопролитные гуситские войны, в которых чехам пришлось отражать крестовые походы, организованные против них папой.

В борьбе с католицизмом гуситы искали союза с Восточной Церковью. “После смерти Яна Гуса его последователи, т. е. почти весь чешский народ, так называемые гуситы, — писал протоиерей доктор Г. Новак, — отделились от Римского папы и, так как не было у них рукоположенных епископов, посылали своих кандидатов для рукоположения к православному епископу в Мультанск”. В 1451 г. некий “благочестивый иерей” Константин Ангелик представил в Константинополе от лица чехов “Книгу веры”, т. е. их исповедание, которое было признано очень близким к православному. В послании чехам из Константинополя говорилось: “Святая Церковь признала за благо писать вам и призвать к единению с собою…по непреложному закону истины, в коем единственно мы можем соединиться истинно и непоколебимо”. Однако завоевание в 1453 г. Константинополя османами прервало начатые переговоры. Гуситское же движение стало после этого развиваться в сторону радикального разрыва с церковной традицией и в XVI в. вошло в союз с немецкими протестантами. Часть последователей Яна Гуса образовали существующую и поныне самостоятельную общину моравских (чешских) братьев.

Православие в Чехии и Словакии под властью монархии Габсбургов

В 1526 г. войско короля Чехии и Венгрии Людовика II потерпело при Могаче сокрушительное поражение от полчищ султана Сулеймана Великолепного. Погиб и сам король. Большая часть Венгрии попала под власть турков. Королем Чехии и части Венгрии (вместе с Западной Словакией) был избран Фердинанд Габсбург (1526–1564). Будучи ярым католиком, он начал преследовать моравских братьев и вообще некатоликов, нарушать права и привилегии подданых, признанные им при избрании. По всей стране храмы передавались католикам. “Общине чешских братьев” король предложил в течение шести недель либо принять католичество, либо покинуть его владения, и они вынуждены были переселиться в Польшу. В 1618 г. восстание чехов против произвола властей послужило поводом для Тридцатилетней войны. После поражения чешского протестантского войска у Белой горы 8 ноября 1620 г. Чехия утратила остатки своей автономии. Начались свирепые расправы со всеми некатоликами, десятки тысяч протестантов вынуждены были покинуть страну, среди них — епископ чешских братьев, знаменитый ученый и педагог Ян Амос Коменский.

В Восточной Словакии, находившейся под османским владычеством, попытки ввести унию в начале ХVII в. провалились. 24 апреля 1646 г. в Ужгороде 63 православных священника были насильственно присоединены к Римо-Католической Церкви. С 1699 г. вся Венгрия и вместе с ней остаток словацкой территории попали под власть Габсбургов, которые почти до конца XVIII в. проводили систематическое окатоличивание населения. Только при императоре Иосифе II (1780–1790) положение несколько изменилось. Толерантный патент (Акт о веротерпимости), изданный им, гарантировал свободу вероисповедания и православным. Но в венгерской части империи переход униатов в Православие требовал практически невыполнимых юридических процедур.

Возрождение интереса к Православию в Чешских и Словацких землях происходит особенно интенсивно после Первого Ватиканского Собора 1870 г., на котором был провозглашен догмат папской непогрешимости. Это вызвало отход от католичества многих людей в разных странах. В том же году 12 чехов обратились к Петербургскому митрополиту с просьбой принять их в лоно Православной Церкви. Чин присоединения совершил в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Александро-Невском соборе сам митрополит Исидор. В 1870 г. Петербургское благотворительное общество наняло пустующий костел святого Микулаша (Николая) на Старомястской площади в Праге, ранее принадлежавший ордену славянских бенедиктинцев, для православно-славянских богослужений, а вскоре в Карловых Варах и нескольких других городах были построены храмы в русском стиле, в которых служили русские священники.

На рубеже XIX–XX вв., благодаря деятельности архимандрита Алексия (Кабалюка), сотни людей возвратились в Православие в Восточной Словакии и Прикарпатье. Австро-венгерские власти обвинили 94 православных во главе с отцом Алексием в “государственной измене” и спровоцировали Мармарош-Сигетский процесс, который длился с 29 декабря 1913 г. до 3 марта 1914 г. 32 человека были осуждены, остальные, не отрекшиеся от православной веры, подвергнуты жестоким телесным наказаниям.

Православная Церковь в Чехословацкой Республике. Обретение автокефалии

Проигравшая Первую мировую войну Австро-Венгрия в 1918 г. распалась. Широкий размах приняло в новом государстве — Чехословакии — движение к восстановлению Православия под лозунгами: “Подальше от Рима!”, “Обратно к прадедовской вере, к Православию!”. Около полумиллиона католиков выходят из Римо-Католической Церкви и создают Национальную Чехословацкую Церковь.

I Собор Чехословацкой Церкви принимает православную этику и вероучение. На II Соборе 29 августа 1921 г. было принято решение, что вероучение Церкви должно быть православным, были признаны постановления семи Вселенских Соборов. На Соборе присутствовал экзарх Сербской Православной Церкви епископ Досифей, чем и было положено начало каноническому общению. Однако твердо на принципы Православия встал только отец Матей Павлик (1879–1942). 25 сентября в Белграде его рукоположил во епископа Сербский Патриарх Димитрий.

Возвратившись на родину, владыка Горазд (Матей Павлик) столкнулся с оппозицией со стороны доктора Карла Фарского, возглавившего радикальное крыло Чехословацкой Церкви. Фарский, поддержаный президентом республики Томашом Масариком, стремился к рационалистическому пересмотру традиционного христианского вероучения и церковной организации, тогда как святитель Горазд выступал за Православие. В 1924 г. духовенство и миряне Чехословацкой Церкви “посвятили” К. Фарского в сан епископа и объявили его своим “патриархом”. Епископ Горазд вышел из Чехословацкой Церкви и организовал Чешскую Православную Церковь на положении епархии Сербской Православной Церкви. С выходом епископа Горазда из Чехословацкой Церкви она стала называть себя Чехословацкой Гуситской Церковью.

Тогда же возник и т. н. “Савватиевский” раскол. 4 марта 1923 г. в Стамбуле Константинопольский Патриарх Мелетий рукоположил архимандрита Савватия во епископа и утвердил Архиепископом Пражским и всея Чехословакии. Таким образом, были созданы две церковные юрисдикции: архиепископа Савватия — Константинопольской Церкви, и епископа Горазда — Сербской. Позднее правительство Чехословакии решило вопрос о юрисдикции в пользу Сербской Церкви. Святитель Горазд с энергией принялся за церковное строительство в Чехословакии, сам переводил на чешский язык богослужебную литературу.

В годы Второй мировой войны епископ Горазд предоставил укрытие в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия в Праге группе партизан, совершивших покушение на гитлеровского протектора Р. Гейдриха. За это епископ Горазд и его сподвижники были казнены нацистами. Чешская Православная Церковь была запрещена оккупантами, ее имущество конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключению.

Обретение автокефалии. Церковь на современном этапе

После Второй мировой войны возник вопрос о будущей юрисдикции православных Чехословакии. Подкарпатская Русь вошла в состав СССР как Закарпатская область Украинской ССР. Мукачевская епархия перешла в юрисдикцию Московской Патриархии. Сербская же Церковь только начинала восстанавливать свою каноническую жизнь после погрома, учиненного хорватскими усташами. Решением Священного Архиерейского Собора от 15(2) мая 1948 г. Сербская Православная Церковь отпустила Чехословацкую Православную Церковь в юрисдикцию Московского Патриархата. А 28 апреля 1950 г. в Прешове состоялся Собор униатского духовенства и мирян, который вынес решение отменить Ужгородскую унию 1646 г. и вернуться к вере своих предков — к Святому Православию. В том же году в этом городе был воздвигнут замечательный кафедральный собор во имя св. кн. Александра Невского.

В 1951 г. Русская Православная Церковь предоставила Православной Церкви Чешских земель и Словакии автокефалию, признанную Константинополем только в 1998 г. Митрополитом Пражским и всея Чехословакии (1951–1955) был избран архиепископ Елевферий (Воронцов).

13 июня 1968 г., во время “Пражской Весны”, в Чехословакии была восстановлена Греко-Католическая Церковь. В Восточной Словакии начался процесс возвращения в унию, сопровождавшийся насильственными захватами храмов.

В 1989 г. “бархатная революция” покончила с коммунистическим режимом в Чехословакии. 11–12 декабря 1992 г. в Прешове состоялся Поместный Собор, делегаты которого приняли историческое решение о сохранении административного, в том числе канонического и евхаристического, единства Церкви, несмотря на разделение Чехословакии на два самостоятельных государства. Было принято также новое название: Православная Церковь в Чешских землях и Словакии.

После смерти митрополита Пражского Дорофея в 2000 г. главой Церкви был избран Николай (Микулаш Коцвар), который стал первым ее главой, управлявшим церковными делами не из Праги, а из Прешова — традиционного центра Православия в Словакии.

2 мая 2006 г. Предстоятелем Православной Церкви в Чешских землях и Словакии был избран архиепископ Пражский и Чешских земель, доктор теологии и философии Христофор (Пулец Радим). В настоящее время Церковь состоит из двух епархий в Чехии и двух в Словакии. Насчитывается около 380 приходов и семь монастырей. Из всех конфессий в Чехии только в Православной постоянно увеличивается количество прихожан.

Владимир Моисеенко

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu