Православные храмы

Церковь великомученика Георгия Победоносца (у южного вокзала)

Молебен и закладка первого камня в основание стройки состоялись 4/17…

Храм преподобного Симеона Столпника (в Петропавловской Борщаговке)

Время возникновения Петропавловского монастыря на Борщаговке не…

Храм трех святителей и храм Нерукотворенного образа Господня (на Борщаговке)

Равноапостольный великий князь Владимир (во Св. Крещении — Василий,…
Публикации

Храм Божества

Священно событие введения трехлетней Девы Марии в Иерусалимский храм. Этот…

Так или иначе благодать Божия касается верующего сердца

С момента раскола в Православной Церкви в Украине в 1992 году общество стало…

Колыбель для сирот

Прохожу узеньким проходом между многочисленными двухэтажными кроватями в уголок…

“Все это написано для нас в научение наше”. О чтении и толковании Священного Писания

О Слове Божием

Sv KnigiСогласно православному катихизису, Священным Писанием называются “книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обыкновенно эти книги называются Библиею”. В зависимости от времени написания, книги Священного Писания разделяются на две части: “Те Священные Книги, которые написаны прежде Рождества Христова, называются Книгами Ветхого Завета, а те, которые написаны после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета”. В состав Ветхого Завета входит 50 книг, Нового — 27.

Библию называют еще Словом Божиим. Это название выражает веру Церкви в то, что со страниц Библии к нам обращается Сам Бог, а не только один из ее священных писателей, которые были хотя и святыми, но все же людьми. Конечно, Бог не писал Библию Сам и не диктовал ее слово за словом. Под действием Святого Духа разум авторов книг Священного Писания прояснялся настолько, что они могли без изъяна и ошибок или несовершенства выражать все, что им открывал Бог. Они оставались при этом людьми, каждый с характерными особенностями стиля, любимыми словами и выражениями, писали на знакомых им языках, но через них говорил Сам Бог.

Библия — церковная книга, она создана Церковью и может существовать только в Церкви. “Книги Священного Писания — это одно из средств, через которое в Церкви действует на людей благодатная сила Божия. Дух Божий оживляет только Тело Церкви, а потому и Священное Писание может иметь смысл и значение только в Церкви”, — писал священномученик XX в. епископ Иларион (Троицкий). Вынесенная из Церкви Библия превращается просто в набор исторических документов. Только в Церкви библейские книги обретают статус Священного Писания; смысл библейских книг может быть постигнут только в Церкви.

“Я не поверил бы Евангелию, — говорил блаженный Августин, — если бы меня не побуждал к этому авторитет соборной Церкви”.

Именно Церковь определила состав и количество книг Священного Писания, утвердив это соборным решением.

 

Цель Священного Писания

Основная цель Библии — помочь человеку открыть путь ко спасению, то есть достичь Царства Небесного. До пришествия в мир Христа Спасителя, когда совершилась великая тайна благочестия, и “Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам” (1 Тим. 3: 16), а впоследствии был проповедан народам апостолами и их преемниками, Священное Писание Ветхого Завета выполняло роль детоводителя ко Христу (см.: Гал. 3: 24). Сами же Ветхозаветные Писания получили у апостола Павла наименование закона.

С приходом в мир Спасителя, основанием Им Святой Церкви каждый человек, вступая через Таинство Крещения на путь христианской жизни, уже руководствуется Священным Писанием Нового Завета.

Любящий Меня, — говорит Христос, — заповеди Мои соблюдает... (см.: Ин. 14: 21). Этими словами Спасителя определен в целом и смысл регулярного чтения Священного Писания — познание воли Божией и исполнение ее через соблюдение заповедей.

Один из величайших отцов Церкви святитель Иоанн Златоуст говорит о Писании: “Не будем, возлюбленные, пренебрегать своим спасением — все это написано для нас в научение наше. Великая защита от грехов — чтение Писания, а неведение Писания — великая стремнина, глубокая пропасть; великая гибель для спасения — не знать ничего из божественных законов. Это незнание породило ереси, оно ввело развратную жизнь, оно перевернуло все вверх дном, ибо невозможно, чтобы без плода остался тот, кто постоянно с усердием занимается чтением Писания”.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что великая польза для человека хотя бы один раз прочитать всю Библию разумно.

Для того, чтобы хорошо понимать Священное Писание, надо изучить не только сам текст, но и условия, в которых этот текст создавался. Библия — это сложная, создававшаяся веками книга. Часто авторы священных книг используют непривычные для современного человека образы, языковые приемы, специфические конструкции. Большое значение имеет также личность автора. У каждого человека свой темперамент, свой характер, который отражается в том, что этот человек пишет, будь то картина, стихотворение, роман или исторический трактат. Библейские авторы не могли не испытывать на себе, а значит, и не отражать в тексте, влияние тех людей и обстоятельств, с которыми им постоянно приходилось сталкиваться в жизни. Суровый крестьянин Амос, сын священника Иезекииль и принадлежавший к высшему обществу Исаия говорили разным языком. Психология пророков Исаии и Иеремии совершенно разная. Однако все авторы Священного Писания — это люди, исполненные Духа Святого.

 

О толковании Священного Писания

Толкование Священного Писания составляет особую богословскую дисциплину — экзегетику (от греч. “экзегетикос” — разъясняющий). Поэтому исследованием и изъяснением Библии должен заниматься специалист. Экзегет должен обладать разносторонними знаниями, без которых заниматься толкованием священных текстов опасно. Ошибки могут повредить духовной жизни. В истории Церкви большинство ересей, лжеучений и расколов произошло именно от неверного толкования Священного Писания, от попыток нарушить целостность Библии.

Самый простой способ объяснения, или толкования, Священного Писания — буквальный: что написано, то и понимается. Буквальный смысл подразделяется иногда на два вида. Если речь идет о прошедших событиях, то это — толкование буквально-историческое; если речь идет о событиях грядущих, например, говорится, что такой-то город будет разрушен, то речь идет о буквально-пророческом смысле.

Однако буквальное толкование не всегда применимо. Почему? Есть места, которые не могут быть поняты буквально. Например, явление Бога Моисею на Синае, когда Бог ставит Моисея в расселину, покрывает его ладонью, потом Моисей видит “задняя Божия”. С точки зрения того, что мы знаем о Боге, — это некая нелепость. Несомненно, что здесь есть иносказание, которое связано с тем, что наше мышление, наш язык не вполне годен для того, чтобы божественные тайны вот так просто могли быть переданы и поняты. И тогда применяется иносказательное, или аллегорическое, толкование, когда буквальный смысл замещается смыслом духовным.

Такое толкование доступно только людям, просвещенным благодатью Святого Духа. Без этого оно становится просто плодом человеческих домыслов. Поэтому 19-м правилом Трулльского Собора определено толковать Священное Писание только согласно с писаниями отцов Церкви.

Духовное толкование может быть различным. Начиная с IV века, традиционно выделяют три его типа. Первый тип носит то же название — аллегорическое толкование. Это догматическое толкование, касающееся вероучительных истин. По определению святителя Димитрия Ростовского, когда “под простыми речениями таится нечто приличное вере или Церкви, воюющей на земле”.

Второй тип носит название тропологического (от греч. “тропо” — нрав). Это толкование имеет целью раскрыть истины нравоучительные, относящиеся к духовной жизни.

И третий тип толкования — анагогическое (от греч. “анаго” — возвожу). Анагогическое толкование открывает тайны грядущего Царства. По определению святителя Димитрия, это “нечто, приличное жизни вечной, или Церкви, в вышних торжествующей”.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин таким образом иллюстрирует приведенные типы толкования: “Один и тот же Иерусалим можно понимать в четверояком смысле, — в историческом смысле он есть город иудеев; в аллегорическом — есть церковь Христова; в анагогическом — есть город Бога небесный, который есть матерь всем нам; в тропологическом — есть душа человека, которую часто под этим именем Господь порицает или похваляет. Об этих четырех родах толкования апостол говорит так: “Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?” (1 Кор. 14: 6). Откровение принадлежит к аллегории, по которой то, что содержит историческое повествование, объясняется в духовном смысле... А познание, упоминаемое также апостолом, есть тропология, по которой все, что относится к деятельной рассудительности, что полезно или честно, мы различаем благоразумным исследованием... Также пророчество, которое апостол поставил на третьем месте, означает анагогию, которая относится к невидимому и будущему... А учение означает простой порядок изложения истории, в которой не содержится никакого более сокровенного смысла, кроме того, какой означается словами”.

Существует также типологическое (от греческого “типос” — прообраз) толкование. Что это такое? В соответствии с этим толкованием, отдельные ветхозаветные лица или события являются прообразами лиц или событий новозаветной истории. Классический пример — это история патриарха Иосифа, в которой мы усматриваем пророчество об обстоятельствах служения Господа Иисуса Христа.

Святые отцы нас предупреждали и предупреждают, что изучение Священного Писания не может сводиться к чисто механическому его перечитыванию, не может быть вполне успешным, даже если мы читаем соответствующие толкования. Настоящее понимание Писания дается только тому человеку, который своей жизнью старается исполнять то, что в Писании он встречает. Но и для этого он должен испрашивать помощи от Бога. По словам блаженного Феодорита, “подлинно нужны мудрость и благоразумие, как для познания и уразумения словес Божиих, так для их исполнения и соблюдения. Невозможно и уразуметь их неприявшим озарения от Духа Божия, и сохранить не пользующимся помощью свыше”.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) наставляет: “Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее жизнью... Раскрывая для чтения книгу — Святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы и смотря по тому, каковы были здесь, на земле, по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни”.

Библия есть бережно хранимое Церковью письменное свидетельство о Христе, Его жизни, смерти и воскресении. Основывая всю деятельность на Священном Писании, Церковь в своих Таинствах дарует возможность верным встретить Самого Христа. Возможность личной встречи с Живым Богом — это самое дорогое, самое важное в жизни каждого православного христианина.

Подготовил протоиерей Николай Баранов

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu