Православные храмы

Трапезная церковь Флоровского монастыря

Памятник архитектуры украинского барокко, составная часть ансамбля…

Храм Владимирской иконы Божией Матери (прихода мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии на Лукьяновке)

Первую Литургию под открытым небом на фундаменте будущего храма…

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (на ул. Лагерной)

Земля, на которой построена новая церковь, ранее называлась «Дача…
Публикации

Праведная дева Иулиания. 500-летие со дня рождения

В 2000 г. Высокопреосвященнейший Анатолий, Архиепископ Сарненский и Полесский,…

Митрополит Владимир: “Склоняюсь перед Промыслом Божиим”

Беседу с Передстоятелем УПЦ Блаженнейшим Митрополитом Владимиром вел Василий…

Как провести Рождество и святки

У христиан всего мира светлый праздник Рождества Христова имеет теплый,…

Благословение иерусалимского патриарха. К 400­-й годовщине возведения на патриаршество Иерусалимского патриарха Феофана ІІІ

Kievo-Bratskij monastir4 февраля 1620 г. из пределов Московского государства через Путивль выехал Иерусалимский патриарх Феофан. За девять месяцев пребывания в Москве им было совершено поставление в сан патриарха отца царя Михаила митрополита Филарета (в миру Федора Никитича Романова), для своей Церкви он был жалован богатой милостыней. Теперь на польско-литовской стороне его с почестями встречал во главе множества казаков сам гетман Петр Конашевич-Сагайдачный. Казаки провожали патриарха до самого Киева, и “аки пчелы матицу свою, тако святейшаго отца и пастыря овцы словесныи от волков противных стрежах”.

И было от чего. После Брестской унии 1596 г. православная иерархия в Речи Посполитой перестала существовать. Король Сигизмунд III (1587—1632) всячески препятствовал ее восстановлению, поощряя насильственное введение унии. Главными защитниками Православия были часть православной шляхты, братства и особенно запорожские казаки. Нуждаясь в казачьем войске во время Московского похода королевича Влади­слава 1618 г., Сигизмунд обещал гетману Сагайдачному уступки православным. Но когда после завершения похода гетман обратился к королю с просьбой о восстановлении прав Православной Церкви и о даровании ей высшей иерархии, просьба Сагайдачного не была уважена.

Тогда гетман решил добиться этого без королевского согласия, обратившись к патриарху Иерусалимскому. “А Феофан действительно имел грамоту от патриарха Тимофея, — писал выдающийся церковный историк митрополит Московский Макарий (Булгаков), — которою предоставлялось ему, Феофану, совершать всякие архиерейские священнодействия и распоряжения в епархиях, подведомых Цареградской кафедре, какие только посетит он во время своего путешествия. Кроме того, при Феофане находился и экзарх Константинопольского патриарха Арсений, архимандрит великой церкви, который одним уже присутствием своим подтверждал справедливость слов Феофана о данном ему полномочии”.

Поначалу патриарх, зная, что правительство польское смотрело на него с подозрением, воздерживался от осуществления своих полномочий. Он послал своих посланцев с письмом к королю и получил от Сигизмунда ответное письмо от 1 августа, в котором монарх писал, что, несмотря на все слухи, не имеет против него подозрений, благосклонно относится к его пребыванию в своих владениях, дозволяет ему все, о чем он просил. Дальнейшие события митрополит Макарий описывает так: “К 15 августа, храмовому празднику Киево-Печерской Лавры, по древнему благочестивому обычаю собралось в Киев бесчисленное множество православных, духовных и мирян, панов и простонародия, со всех сторон Литвы и Польши, и все просили патриарха Феофана, чтобы он поставил для них православного митрополита и епископов. Феофан сначала не соглашался, потому что боялся короля и ляхов. Но потом «святейшаго патриарху взяша на рамена и опеку свою благочестивое войско (козаки) и гетман, глаголемый Петр Сагайдачный», и патриарх согласился. Он дал совет, чтобы православные сами избрали и представили ему кандидатов для занятия архиерейских кафедр в Киевской митрополии. А между тем, пока происходило это избрание, Феофан не переставал раздавать свои благословенные грамоты городам и братствам”.

После избрания лиц на архиерейские кафедры Феофан решился совершить их посвящение тайно, так как разрешения от короля испрошено не было. Первым 6 октября в Богоявленской церк­ви Киево-Братского монастыря был рукоположен во епископа Перемышльского межигорский игумен Исаия (Копинский). Богослужение совершалось ночью, при закрытых и завешенных окнах церкви, тихо, при пении одного патриаршего певца Гавриила. Вместе с патриархом в рукоположении принимали участие, как и отмечено в настольной грамоте, данной тогда Исаии, Болгарский митрополит из Софии Неофит, с 1612 г. пребывавший на Украине, и Стагонский епископ Авраамий. Через три дня, 9 октября, в той же Братской Богоявленской церкви и точно таким же образом на митрополию Киевскую и Галицкую был посвящен игумен Златоверхого Михайловского монастыря Иов (Борецкий), бывший ректор львовского и киево-братского училищ. На архи­епископию Полоцкую патриарх, при участии митрополита Иова и епископов — Перемышльского Исаии и Стагонского Авраамия, посвятил известного своей ученостью Мелетия (Смотрицкого).

Православные сумели воспользоваться для поставления своих архипастырей сложившимися благоприятными обстоятельствами. Речь Посполитая вела тогда тяжелую войну с Османской империей. Войско великого коронного гетмана Станислава Жолкевского 7 октября 1620 г. было разбито турецкими и татарскими полчищами под Цецорой, погиб и сам гетман. Король разослал послов к европейским дворам с просьбой о помощи, но тщетно. Он созвал в начале ноября в Варшаве сейм, где чашник земли Волынской Лаврентий Древинский, один из православных депутатов, произнес свою знаменитую речь в защиту Православия. Для успокоения православных король и сейм вновь утвердили сеймовую конституцию 1607 г., которая запрещала всякое преследование и притеснение православных за их веру. Сейм также постановил призвать на помощь казацкое войско — единственную надежду на спасение. Еще с сейма король отправил своего посла с письмом от 10 ноября к патриарху Феофану, прося его, чтобы он склонил запорожцев двинуться на борьбу с врагами Речи Посполитой.

Прожив в Киеве девять месяцев, патриарх Феофан благословил киевлян и “всех благочестивых обитателей Малой России” своей грамотой, распрощался с Киевом и 7 января 1621 г. прибыл в Трехтемировский монастырь. Здесь он вручил гетману Сагайдачному и всему войску запорожскому свою грамоту, в которой убеждал их, исполнив волю короля, идти на войну против турок и, между прочим, заметил: “Эта ваша покорность и знатная услуга может до того угодить королю, что он согласится признать и утвердить восстановленную мною вашу русскую иерархию, разумею митрополита и епископов, посвященных мною на место отпавших от Константинопольского престола”. Патриарх посвятил трехтемировского архимандрита Иезекииля (Иосифа) (Курцевича) на епископство Владимирское и Брестское.

Из Трехтемирова до самой молдавской границы патриарха провожали сам гетман Сагайдачный и около трех тысяч казаков вместе со святителями и множеством дворян и духовенства. По пути Феофан поставил чернчицкого игумена Исаакия (Борисковича) на епископство Луцкое и Острожское, а игумена мелецкого Паисия (Ипполитовича) на епископство Холмское. На Пинское епископство Феофан назначил грека Авраамия, епископа Стагонского.

В пограничном городе Буш патриарх Феофан выдал свою последнюю грамоту. В ней, призвав на православных Божие благословение, он изрек анафему на всех владык и мирян, отступивших от Православия в унию, и извещал, что он, по уполномоченности от Константинопольского патриарха и имея при себе его экзарха, поставил для Киевской митрополии православных митрополита и епископов, которых перечислил по­именно и завещал, чтобы епископы в случае смерти митрополита из-за трудности сношений с Цареградским патриархом сами поставляли законно избранного нового митрополита, а последний уже после испрашивал себе патриаршее утверждение.

Затем патриарх простился со всеми провожавшими и отправился в молдавский город Яссы. “Прощание было весьма трогательное, так что и святители, и гетман, и все войско плакали, — пишет митрополит Макарий. — Патриарх стал на городской площади и долго поучал святителей и мирян держаться твердо Православия и любви и с покорностию переносить гонения и скорби; читал разрешительную молитву, тогда как все преклонили пред ним головы и пали ниц на землю; снял с казаков грех, тяготивший их совесть и состоявший в том, что они недавно ходили с польским королевичем Владиславом на единоверную Москву, и убеждал их впредь не ходить на Москву”.

Тем временем униатский митрополит Рутский убеждал короля, что Феофан вовсе не патриарх, а самозванец и шпион турецкого султана, и, соответственно, поставленные Феофаном епископы тоже самозванцы, изменники и возмутители народа. В начале февраля 1621 г. он выпросил у короля грамоты и универсалы, которыми повелевалось схватить этих “самозванцев, изменников и бунтовщиков”. Литовский канцлер Лев Сапега, недовольный поступком митрополита-униата, 9 февраля писал Рутскому: “Важнее же всего, как бы это не повело к большому возмущению и кровопролитию. Да и на запорожских казаков нужно оглядываться, чтобы они не сделали нам чего худого…”

Отчаянно нуждаясь в казачьем войске Сагайдачного, король побоялся арестовать православных иерархов и не препятствовал их деятельности. В сентябре 1621 г. 70-тысячное войско Речи Посполитой под Хотином наголову разбило 200-тысячную турецко-татарскую армию султана Османа II. Решающую роль в битве сыграли 40 тыс. украинских казаков Сагайдачного. К сожалению, славный гетман и защитник Православия получил в этой битве тяжелое ранение, от которого полгода спустя скончался и был похоронен в Киеве, в Братском монастыре.

Вопрос о признании православной иерархии много раз поднимался на сеймах, но король Сигизмунд III до самой своей смерти противился этому. Новый король Владислав IV (1632–1648), зависевший на избирательном сейме от голосов право­славной шляхты, вынужден был 1 ноября 1632 г. утвердить “Статьи для успокоения народа русского греческой религии, живущего в царстве Польском и великом княжестве Литовском”. За православными были признаны права иметь свою иерархию, но поставления патриарха Феофана не были признаны. Новым митрополитом Киевским был избран выдающийся церковный деятель святитель Петр Могила.

Кирилл Копыловский

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu