Православные храмы

Храмы Рождества Христова и Рождества Богородицы на Березняках

Жилой массив Березняки построен на месте села Кухмистерская Слободка…

Храм равноапостольного князя Владимира (в Верховной Раде)

Храм при Парламенте нашего государства оборудован в одной из комнат -…

Храм мученика Трифона (на Троещине-Вигуровщине)

Село Милославичи впервые упоминается под 1396 г. В XVI в., когда…
Публикации

Малоизвестное лаврское житие святых Бориса и Глеба

Письменная традиция, связанная с почитанием святых мучеников Бориса и Глеба, —…

Ксения Петербургская

Святая блаженная Ксения (от греч. “иностранка”, “странница”, “гостеприимная”)…

Ян Таксюр: “Православие — мой дом. Наконец-то я его обрел”

Ян Таксюр — известный писатель-юморист, поэт, сценарист, автор, ведущий и…

Основанная учителями словенскими. История Православной церкви Чешских земель и Словакии

Kirill i MefodijЧасть I. “Мефодиевская Церковь”. Начало христианства в землях Чехии и Словакии.

Равноапостольные Кирилл и Мефодий

Расположенные на перекрестке важнейших водных путей в центре Европы, земли нынешних Чехии и Словакии были заселены человеком с древнейших времен. В середине I тыс. до н. э. здесь поселяются кельтские племена, среди которых и племя бойев (отсюда латинское название Чехии — Богемия). В конце I в. до н. э. племена германцев вытесняют кельтов с земель по берегам Одры, Лабы и Дуная, а еще через пять столетий на плодородных равнинах вдоль этих рек поселяются земледельческо­скотоводческие славянские племена, пришедшие с севера и востока. В борьбе с Аварским хаганатом и Франкским королевством в первой половине VII в. возникает племенной союз славян во главе с князем Само.

И только спустя два столетия моравскому князю Моймиру в борьбе с другими племенными князьями удалось создать отдельное государство — Великую Моравию. В 846 г. король Восточнофранкского королевства Людо­вик II Немецкий вторгся в Моравию и сверг Моймира. Однако посаженный им на престол племянник Моймира Ростислав (846–870) не стал мириться с положением покорного вассала. Напротив, мудрый правитель и ловкий дипломат, он сумел превратить Великую Моравию в одну из влиятельнейших держав Европы. Заключив союз с Болгарией, а потом и с Византией, Ростислав поощрял в моравских землях деятельность христианских миссионеров из Ирландии, Баварии, Италии, Далмации и Византии. Видимо, кто­то из них крестил и самого князя.

Но, борясь с экспансией восточнофранкских королей, Ростислав опасался и усиления влияния баварских епископов. Еще в 845 г. 14 князей лучанского и других союзных Моравии западных чешских племен приняли крещение в Регенсбурге, но, как полагают историки, были изгнаны соплеменниками, и это воспрепятствовало основанию христианской Церкви в Чехии. Ростислав обратился к папе Николаю I с просьбой прислать миссионеров, но получил отказ. Тогда князь обратился в Константинополь: “Наш народ отвергся язычества и принял закон христианский, — передали послы слова князя, — но мы не имеем такого учителя, который бы на родном нашем языке открыл нам истинную веру христианскую, чтобы и другие страны последовали нашему примеру. Поэтому просим тебя, державный Государь, пришли нам такого епископа и учителя”.

Император Михаил III и патриарх Фотий с радостью согласились и направили в Великую Моравию миссионеров — братьев Константина по прозвищу Философ, незадолго до смерти принявшего схиму с именем Кирилл, и Мефодия. Константин к этому времени уже работал над созданием славянской азбуки и первым письменным переводом Евангелия на славянский язык в объеме, читаемом в церкви, — так называемым “апракосом”. В 863 г. святые равноапостольные братья прибыли в Велеград, столицу Великой Моравии. Константин и Мефодий за сорок месяцев пребывания там перевели с греческого все необходимые для богослужения тексты. Они также подготовили десятки учеников, владеющих новым письмом и литературным языком и знающих церковное чиноположение. “Церковь Христова, основанная святыми братьями, укрепляла национальное самосознание народа, несла образование и культуру, — пишет Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор. — Отсюда православная вера распространялась среди других славянским племен и народов”.

Жители Великой Моравии восприняли деятельность святых братьев с большой радостью. Даже некоторые славяне­священники латинского обряда начали совершать богослужение по восточному обряду на славянском языке.

Но немецкие (восточнофранкские) епископы, совершавшие в моравских церквах богослужение на латинском языке, боясь утратить влияние, восстали против дела святых братьев и подали жалобу в Рим. Они обвинили святых братьев в том, что они употребляют в богослужении “неосвященный” язык, утверждая, что богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском, а также распространяют новоизмышленное учение о Святом Духе. В 867 г. папа Николай I вызвал Мефодия и Константина в Рим на суд. “Последнее обстоятельство, — пишет профессор К. Е. Скурат, — было использовано католическими историками для утверждения, что святые братья якобы находились в юрисдикции папы, почему и должны были явиться в Рим для суждения о них. На самом же деле, свидетельствуя о Православии своего учения перед Римским первосвященником, занимавшим на Западе первое место по чести среди прочих епископов, они хотели устранить вмешательство немецкого клира в дела их миссии”.

Когда святые братья прибыли в Рим, Николая I уже не было в живых; но его преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи св. Климента, найденные ими ранее в Корсуни во время миссии к хазарам, устроил братьям торжественную встречу. Богослужение на славянском языке папа утвердил, лично рукоположил бывших с ними учеников во священники, а переведенные св. братьями книги приказал положить в римских церквах и совершить Литургию на славянском языке в нескольких храмах Рима.

В Риме слабый здоровьем Константин тяжело заболел. За 50 дней до своей кончины он принял схиму с именем Кирилл и 14 февраля 869 г. в возрасте 42 лет скончался. “Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; — сказал он перед смертью брату, — я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору” (Мефодий подвизался ранее в монастыре на горе Олимп). Не позволив Мефодию увезти тело брата для погребения его на родной земле, папа велел положить мощи Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

Святой Мефодий во главе первой славянской Церкви

Летом 869 г. Адриан II, по просьбе славянских князей, отправил Мефодия (по всей видимости, посвятив его во епископа), к Ростиславу, а в конце того же года, по возвращении Мефодия в Рим, возвел его в сан архиепископа Паннонии. Богослужение на славянском языке для его Церкви было разрешено, с тем ограничением, что Евангелие и Апостол должны читаться сначала по­латыни, а потом по­славянски.

Между тем восточнофранкские феодалы вновь вторглись в Великую Моравию. С их помощью нитранский удельный князь Святополк, племянник Ростислава, захватил в плен дядю и выдал его Карломанну, баварскому правителю. Святой князь Ростислав был осужден судом самого короля Людовика Немецкого, ослеплен и в том же 870 г. умер в заточении в одном из баварских монастырей. Православная Церковь Чешских земель и Словакии в 1994 г. канонизировала его. “Причислив великого князя Ростислава к лику святых, — пишет преподаватель КДА Владимир Викторович Бурега, — Церковь возвратила тысячелетний долг памяти тому, кто стоял у истоков христианской духовной культуры и национальной независимости славян”.

Поставленный франками князем, Святополк не хотел довольствоваться лишь номинальным титулом и стремился освободиться от зависимости. В 874 г. король Людовик вынужден был заключить со Святополком мир, по которому последний формально признал зависимость от восточнофранкского короля, но фактически Великая Моравия стала независимой. В годы правления Святополка (870–894) границы Великой Моравии значительно расширились — к его владениям были присоединены славянские княжества и племена в Чехии, Лужицах, Силезии, Малой Польше, Паннонии.

Однако в церковных вопросах Святополк оказался недальновидным и попал под влияние латинского клира. Князь позволил в 870 г. латинским прелатам схватить возвращавшегося от папы св. Мефодия. Его подвергли истязаниям в присутствии Святополка (причем первым ударил святого по лицу епископ Пассауский) и всячески оскорбляли. “Со смиренномудрием сносил эти мучения архиепископ Мефодий, — писал известный чешский писатель и историк Владислав Ванчура. — Молча выслушивал он оскорбления и проклятья, не отвечал на брань и издевки; но на обвинение в том, что варварской речью он оскверняет Писание и святые обряды, сумел возразить и без труда доказал свою правоту”.

Презрев волю папы Адриана, св. Мефодия предали суду зальцбургского архиепископа Адальвина. Он был обвинен в нарушении иерархических прав латинских епископов на Паннонию и Моравию и приговорен к заключению в темнице. Св. Мефодий пробыл в плену у епископа Пассауского, в самых ужасных условиях, три с половиной года, пока новый папа Иоанн VIII не узнал об этом и, желая поддержать папский авторитет, под страхом отлучения заставил баварский епископат освободить его и возвратить в Моравию. Славянское богослужение до рассмотрения дела папой было воспрещено, однако по причине смерти главных противников Мефодия это разбирательство так и не состоялось.

Святополк, активно расширяя в 70–80­х гг. IХ в. свои владения, стремился использовать в своих интересах созданную св. Мефодием церковную организацию и поначалу не препятствовал деятельности архиепископа. Св. Мефодий крестил чешского князя Боривоя, его жену Людмилу и некого польского князя “в Вислех”. Из построеных в IX в. храмов сохранилась лишь церковь святой Маркиты Антиохийской в Копчанах в Словакии.

Вместе с тем трения между князем и архиепископом нарастали. Нравственно­строгий Мефодий боролся с распущенностью князя и знати, что возбуждало их недовольство. Немецко­латинское духовенство неохотно подчинялось Мефодию, обвиняло его в совершении, вопреки папскому запрету, славянского богослужения и в отступлении от римского правоверия. Однако в 880 г., после поездки св. Мефодия в Рим, в новой булле Святополку Иоанн VIII подтвердил правоверие архиепископа и разрешил славянское богослужение, с той же оговоркой, что и в разрешении Адриана II. Между тем победа св. Мефодия не была полной: папа разрешил совершать для князя и вельмож, по их желанию, латинское богослужение, и посвятил во нитранского епископа главного противника Мефодия и его дела, немца­латинника Вихинга, который стал распространять слухи об осуждении архиепископа папой.

В 881–882 гг. св. Мефодий совершил через Болгарию путешествие в Константинополь. Он оставил императору Василию I и патриарху Фотию священника и диакона со славянскими книгами (вероятно, для славян Хорватии и византийской Далмации). Возвратившись в Моравию, Мефодий вместе с учениками занялся переводом на славянский язык полного текста канонических книг Священного Писания (кроме Маккавейских книг), перевел Номоканон и Патерик. Борьба Мефодия с Вихингом, которого все больше поддерживал Святополк, не прекращалась. Незадолго до своей кончины св. Мефодий отлучил Вихинга от церкви. Вихинг отправился с жалобой на него в Рим, к новому папе Адриану III.

Святой равноапостольный Мефодий скончался 6 апреля 885 г., благословляя византийского императора Василия, князя Святополка и народ, и был погребен в своей соборной церкви в Велеграде. Преемником себе он наметил своего ученика моравина Горазда. Ученики св. Мефодия практически сразу после кончины равноапостольного Мефодия написали его житие и составили ему службу.

Воспользовавшись смертью св. Мефодия, взошедший на папский престол в сентябре того же года Стефан V (VI), поощряемый Вихингом, отправил к Святополку буллу, осуждавшую Мефодия за неправоверие. Рекомендуя князю Вихинга, как верного человека, он потребовал явки в Рим Горазда. С возвращением в Моравию Вихинга и папских легатов началось, при полном попустительстве князя Святополка и моравской знати, гонение на учеников Кирилла и Мефодия и уничтожение славянской Церкви. Около 200 учеников Мефодия были изгнаны из Моравии или проданы в рабство в Венецию, где они были выкуплены вскоре Византией. Климент, Наум и другие ушли в Болгарию, принеся с собой славянские рукописи. Там, под заботливой опекой благоверного князя Бориса и его сына и преемника Симеона, их дело имело блистательное продолжение (см. ЦПГ, № 8, 2008 г.).

Наследие святых Кирилла и Мефодия активно искоренялось латинским клиром не только в Моравии, но вообще у западных славян. Короткое продолжение их дело имело в Чехии в начале Х в. благодаря деятельности св. Людмилы и ее внука благоверного князя Вацлава (Вячеслава), а в Восточной Словакии, в т.н. Пряшевской Руси, Православие как церковная организация удержалось. “Конечно, нельзя думать, — пишет профессор К. Е. Скурат, — что Православие было совершенно уничтожено на чешских землях. Несмотря на гонения, Православие продолжало жить в душе народа, в его сознании и, передаваясь из рода в род, проявлялось неоднократно в сильном сопротивлении германизму и латинизму”. Это утверждение ученого убедительно доказывает нынешнее возрождение православия в Чехии и Словакии.

Владимир Моисеенко

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu