Православные храмы

Храм Рождества Иоанна Предтечи (на Зверинецком кладбище)

На Зверинце существовало 2 кладбища: Зверинецкое кладбище…

Храм Боголюбской иконы Божией Матери (в детской инфекционной больнице)

Первый молебен служили 10 / 23 февраля 2009 г. Первую Литургию…

Храм Иерусалимской иконы Божией Матери (в Академии эстрадного и циркового искусства)

Киевская Муниципальная Академия эстрадного и циркового искусства им.…
Публикации

Ученый, сын священника. Послесловие к фильму “Сто лет жизни Платона Севбо”

Минувшей осенью на телеканале “Глас” состоялась премьера фильма, посвященного…

Спасается ли человек одною верою или верою и делами?

Никогда этот спор, бессмысленность которого слишком очевидна пред светом…

Крещение — это наш культурный и духовный фундамент

Накануне празднования 1020-летия Крещения Руси предлагаем Вашему вниманию…

Архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем: “Евхаристия — священнейшая встреча с Богом, к которой необходимо готовиться”

arhiep Efrem16 сентября в редакции официального сайта Украинской Православной Церкви состоялась веб­конференция председателя Синодального отдела религиозного образования и катихизации УПЦ архиепископа Криворожского и Никопольского Ефрема (Кицая).

 

Лаврентий Мороз: Владыка, каково Ваше отношение к вопросу автокефалии Украинской Православной Церкви?

Архиепископ Ефрем: Сегодня, по моему глубокому убеждению, автокефалия только бы навредила Украинской Православной Церкви, поскольку не уврачеван страшный раскол, который может углубиться до непредсказуемых последствий.

Георгий Парцхаладзе: Недавно митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) из Константинопольского Патриархата заявил, что на Литургии должны причащаться все присут­ствующие, независимо от того, исповедовались ли они, вычитывали ли каноны, были ли на вечерне. Если люди не причащаются, то это означает, что священник, который совершает богослужение, не понимает сути литургического действия, — так заявил владыка Каллист. А вы благословили бы общее причастие верующих на Литургии без предварительной подготовки, которую многие богословы сегодня считают ненужной?

Архиепископ Ефрем: Не могу согласиться с мнением о ненужности подготовки верных к святейшему Таинству — Причастию Тела и Крови нашего Господа и Спасителя. Евхаристия — встреча с Богом, к которой необходимо подготовиться, только тогда она принесет духовную пользу. В своей практике ни разу не встречал человека, который бы приступал к Чаше Христовой без молитвы и страха Божия. В конечном счете, это и отличает православных восточного обряда и, возможно, возмущает тех, кто по слабости воли отказался от благочестивых правил, хотя, по­моему, должно быть наоборот.

Андрей Иванович, Кривой Рог: Мне 56 лет, я очень хочу стать священником. Это реально? Духовного образования я не имею, но очень люблю богослужения, проповеди, людей люблю, общаться с ними. Вы бы согласились меня рукоположить?

Архиепископ Ефрем: Быть священником — призвание Божие! Для этого необходимо иметь большую и жертвенную любовь к Богу и людям. И Ваш возраст никоим образом в этом не помеха. В Вашем случае нужно быть церковным человеком: читать и петь на клиросе, помогать священнику во время богослужения, исповедоваться и причащаться Христовых Тайн, принимать активное участие в жизни вашего прихода. Только при условии хорошей характеристики — рекомендации Вашего духовника — настоятеля храма, может состояться разговор с епископом о Вашей хиротонии.

Нифонт, Волынская епархия: Планируется ли централизованная катихизация всех воскресных школ УПЦ? К примеру, общеепархиальные олимпиады, соревнования и тому подобное.

Архиепископ Ефрем: Отдел религиозного образования и катихизации при Священном Синоде УПЦ разрабатывает новую программу работы воскресных школ, православных братств, катихизаторских курсов, в которую будут внесены все лучшие наработки и пожелания.

Роман: Как Вы считаете, преподавателем воскресной школы должен быть священнослужитель или все­таки можно быть не в сане, но с соответствующим богословским образованием?

Архиепископ Ефрем: Преподавателями воскресных школ могут быть как священники, так и благочестивые православные миряне, имеющие богословское образование или свидетельство об окончании катихизаторских курсов. Особенно нужно привлекать педагогов, имеющих богатый опыт общения с детьми и желающих трудиться на этой ниве. Безусловно, что трудиться такие люди должны под духовным руководством священника.

Синенькая Мария Алексеевна, 33 года, Киевская епархия, храм в честь Зачатия Иоанна Крестителя (Академгородок): В 2008 г. во всем мире празднуют 60­летие принятия Всеобщей декларации прав человека. В Нью­Йорке, Женеве, других городах до 10 декабря проходят различные мероприятия, посвященные распространению информации, знаний о декларации и правах человека. 15 августа Президент Украины подписал указ о праздновании 60­летия в Украине: планируются конференции, круглые столы, выставки, циклы образовательных программ, телепередачи, издания и так далее.

К сожалению, права человека все больше развиваются по своим законам, далеким от Божественных. Но ведь мы имеем прекрасный документ “Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека”, четко определяющий критерии прав человека, которые могут принести пользу обществу, отвергая всяческие извращения и отклонения от заповедей Божиих.

Как раз в эти месяцы до 10 декабря Украинская Православная Церковь могла бы заявить об Основах учения, например, провести международную конференцию в рамках празднования 60­летия Всеобщей декларации о правах человека. Чтобы люди узнали о правах человека не только в контексте западных ценностей, но и о православном взгляде на данную проблему. Мне кажется, это было бы очень важно и своевременно.

Архиепископ Ефрем: Полностью согласен с Вами. С Вашим предложением необходимо обратиться к Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, по благословению которого организовываются и проводятся разного рода конференции.

Николай, Киев: Владыка, как Вы считаете, может ли дистанционное христианское (богословское) образование быть качественным?

Архиепископ Ефрем: Возможен и такой вариант христианского образования. А будет ли оно качественным, зависит от его организации и способностей студентов. Мое личное мнение — богословское образование может достичь своих вершин только при живом общении учителя и ученика.

Брат Орест, 29 лет, студийский монастырь Украинской Греко­Католической Церкви:

1. Позвольте спросить, существуют ли в Православной Церкви Московского Патриархата на Украине катихизационные чины, занимающиеся работой с молодежью, неофитами, как например “Мариинский центр” в УГКЦ?

2. Каково отношение Украинской Православной Церкви и Ваше лично к книге митрополита Антония Сурожского “Бог Живой”? Рекомендуется ли она для чтения христианам восточной традиции в Московском Патриархате?

3. Каково отношение УПЦ МП к аудиосочинению владыки Ионафана (Елецкого) “Литургия мира”, записанного в Трапезном храме Киево­Печерской Лавры? Позволяется ли православным использовать это произведение в целях катихизации?

Архиепископ Ефрем:

1. Катихизационных чинов наподобие “Мариинского центра” в УГКЦ в Украинской Православной Церкви не существует. Точнее сказать, они есть, только не носят таких титулов или названий. Ведется работа с дошкольниками, учениками младших и старших классов в воскресных школах при православных приходах, с молодежью в православных братствах, которые обычно существуют как отдельные организации, организовываются фестивали, конференции и даже летние лагеря отдыха.

2. Духовный подвиг митрополита Антония Сурожского высоко ценится всем православным сообществом и его духовное наследие осуществляет свою просветительскую миссию в наши дни.

3. Духовные сочинения архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана имеют свою оригинальность и неповторимость, как и все другие произведения выдающихся церковных композиторов. Будут ли они использоваться с целью катихизации — покажет время.

Владимир, Почаев: В Почаевской духовной семинарии по благословению архиепископа Сергия и с согласия ректора архимандрита Нафанаила преподавание Закона Божия в воскресной школе семинарии ведется на русском языке. И это для детей местных жителей, для которых родным является украинский! Как Вы думаете, уместно ли такое преподавание и принесет ли оно пользу Церкви? Очень прошу Вас, владыка, вмешаться в решение этой проблемы.

Архиепископ Ефрем: Преподавание Закона Божия в воскресных школах на русском или украинском языке осуществляется по желанию родителей учеников. Ни правящий архиерей, ни ректор семинарии не могут этому помешать или воспрепятствовать. Сообщите об этом учителям конкретной воскресной школы.

Евгений, Сумская епархия: На сегодняшний момент в Церкви сложилась ситуация, когда детей крестят, не проводя оглашения восприемников и родителей. Встречаются случаи, когда восприемники не верят в Бога или верят во что­то там, не знают ни Символа веры, ни простейших молитв, а сами родители идут крестить ребенка, чтобы не болел, чтобы уберечь от сглаза и порчи или чего­то подобного. При этом катихизаторские беседы с родителями и восприемниками, если и проводятся, то являются лишь личной инициативой священников на приходах, и очень часто к таким требовательным батюшкам не идут крестить. А как же иначе? Ведь в соседнем храме покрестят быстро и без лишней демагогии.

Исходя из вышесказанного, хочу спросить, планируется ли на синодальном уровне вести речь об обязательном для всех епархий и приходов проведении огласительных бесед перед крещением?

Архиепископ Ефрем: Затронутая Вами проблема будет рассмотрена Отделом религиозного образования и катихизации и передана на рассмотрение Священного Синода Украинской Православной Церкви.

Священник Евгений, Тернопольская епархия: Ваше Высокопреосвященство, какую главную цель Вы ставите перед собой и Вашим отделом в деле религиозного образования и катихизации в наше время? Насколько широки Ваши планы и, если можно, назовите несколько проектов, которые планируете претворить в жизнь в ближайшее время?

Архиепископ Ефрем: Основной целью работы отдела религиозного образования и катихизации являются поставленные Священным Синодом УПЦ задачи по реализации всех существующих на сегодняшний день возможностей Украинской Православной Церкви в деле духовного просветительства и религиозного воспитания всех слоев вверенной нам паствы. В план отдела входят: работа с самыми маленькими членами нашей Церкви — в детских садах, подготовительных группах, а также с учениками средних школ и проф­техучилищ, студентами высших учебных заведений.

Будет проводиться большая и серьезная работа по организациии катихизаторских курсов для преподавателей воскресных школ. Будем рады привлечь к сотрудничеству благочестивых и религиозно грамотных педагогов общеобразовательных школ и высших учебных заведений. С уверенностью можно сказать, что наработки уже есть, имеется прекрасный опыт работы в ряде епархиальных управлений. Их необходимо обобщить, подготовить методические материалы и поделиться этим сокровищем. Большие надежды возлагаем на возрождение института “малой Церкви” — христианской семьи, без которой наша работа может оказаться малоэффективной.

Андрей Анатолиевич Геран, Хмельницкий: Московская Патриархия в целях катихизации часто издает Священное Писание для народов Российской Федерации (чувашей, удмуртов, ингусов), хотя часть этих национальностей является немногочисленной, соответственно, тиражи небольшие. Не планирует ли Церковь Московского Патриархата в Украине наконец издать Библию для украинцев на их родном языке? Или, возможно, наши иерархи этот народ и его язык до сих пор считают бесовскими? Согласитесь, такая могучая Церковь, а до сих пор не смогла обеспечить самой важной Книгой свой народ, это несколько настораживает. Может, владыка, не на тех работаем?

Архиепископ Ефрем: По собственному опыту знаю, что в каждой благочестивой православной семье имеется Священное Писание на украинском языке или на том языке, на котором удобно молиться и читать Библию. Нет никакой духовной пользы читать Святое Евангелие на украинском языке и в то же время ожидать, когда “згинуть наши вороженьки”. Желаю духовного мира и покоя в душе.

Константин Максимов: Расскажите, пожалуйста, как поставлена и осуществляется миссионерская деятельность на приходах окормляемой Вами епархии? Есть ли, кроме открытия воскресных школ, планы развития других направлений миссионерской и катихизаторской деятельности на приходах?

Архиепископ Ефрем: Сегодня открываются огромные возможности для миссионерской деятельности православного пастыря на приходах, которая не должна ограничиваться работой в воскресных школах. Большой интерес к духовной жизни и опыту Церкви проявляют преподаватели общеобразовательных школ, с которыми проводятся лекции и беседы на тему: “Церковь и школа, видение общих задач, основы соработничества в духовно­просветительской деятельности”. В ряде лицеев и высших учебных заведений факультативно читается дисциплина “Основы православной культуры”. Сегодня рады и идут навстречу пастырю в воинских частях, где молодые солдаты принимают Святое Крещение и первое Причастие, становясь членами Церкви. Спасительную миссию пастырского окормления настоятели храмов осущесвляют в местах лишения свободы, где строятся новые храмы, а с ними — и надежда на новую жизнь с Господом. При храме преподобного Сергия Радонежского открыт паломнический центр, который организовывает пешие паломничества членов православных братств по святым местам Крыма. В летнее время действует православный юношеский лагерь, организованный храмом Рождества Пресвятой Богородицы г. Кривого Рога в Хорлах (г. Скадовск), где проводятся фестивали духовно­патриотической песни. Юношеские коллективы выезжают с концертами в православные государства: Сербию, Грецию, Польшу. В рамках вверенной мне епархии регулярно проводятся фестивали воскресных школ и православных братств, которые знакомят общество с духовной жизнью церковной молодежи.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu