Православные храмы

Колокольня Вознесенского Флоровского монастыря

Составная часть монастырского ансамбля XVIII—XIX вв. (ул.…

Храм равноапостольных Мефодия и Кирилла (на Позняках)

Первая Литургия отслужена на праздник Входа Господня в Иерусалим, 22…

Храм преподобного Агапита Печерского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию служили на Пасху 1998 г. Храм размещался в…
Публикации

Святитель Игнатий Богоносец: “Старайтесь делать все в единомыслии Божием”

Святитель Игнатий Богоносец (с греческого — “носящий в сердце Бога”), епископ…

Удары цивилизации. Взгляд православного психолога

В последнее время в прессе все чаще поднимается вопрос о зомбировании —…

“Вера открывает нам перспективы будущего”

Интервью с Его Высокопреосвященством Архиепископом Переяслав-Хмельницким…

15 мая ст.ст. / 28 мая н.ст.

Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание Праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения. Прп. Пахомия Великого. Свт. Исаии Ростовского. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского.
(А) Служба отдания Пасхи совершается по Триоди. Служба рядовым святым переносится на повечерие.
(Б) По благословению настоятеля служба отдания Святой Пасхи может быть совершена Пасхальным чином.

А. 9-й час — по обычаю.
Начало вечерни (и утрени) — как в 1-й день Пасхи. Иерей, облачившись в епитрахиль и фелонь, с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Благословен Бог наш...» (при открытых Царских вратах), поет: «Христос воскресе...» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет пасхальные стихи: «Да воскреснет Бог...». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе...».
Псалом 103-й. По предначинательном псалме великая ектения.
Кафизма 9-я.
На «Господи, воззвах» — стихиры Триоди, глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й — 6. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 8-й: «Кто возглаголет силы Твоя...».
Входа нет. Прокимен дня. «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю...».
На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплощеннаго Спаса Христа...», и стихиры Пасхи (с их припевами). «Слава, и ныне» — «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе...» единожды).
По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 5-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскрес­ный, глас тот же: «Радуйся, Двере Господня...». Сугубая ектения и прочее по обычаю. Отпуст после вечерни произносится без Креста: «Воскресый из мертвых...», поминаются святой храма и дня.

На утрени после возгласа: «Слава Святей...» и пасхального начала (как и на вечерне) сразу: «Слава в вышних Богу...» и шестопсалмие.
На «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскрес­ный, глас тот же: «Радуйся, Двере Господня...».
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии — седальны воскресные. «Слава, и ныне» — Богородичен (см. в Неделю о слепом).
По 2-м стихословии — седален праздника Трио­ди, глас 5-й: «Отцу и Духови Собезначальный...». «Слава, и ныне» — тот же седален.
«Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: Пасхи на 6 (ирмос дважды), Триоди (о слепом) на 4 и Триоди (предпразднства Вознесения) на 4.
Библейские песни: «Поем Господеви».
Примечание. Библейские песни в этот день полагаются только к тропарям канонов о слепом и предпразднству Вознесения, но на практике к тропарям канонов о слепом и предпразднству — припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Катавасия Вознесения — «Спасителю Богу...».
По 3-й песни — кондак и икос праздника Триоди (см. в Неделю о слепом), глас 4-й; седален праздника Триоди (см. в Неделю о слепом), глас 1-й: «Воочил еси, Христе...». «Слава, и ныне» — предпразднству Вознесения, глас тот же: «Родился еси...».
По 6-й песни — кондак и икос Пасхи, глас 8-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи.
По 9-й песни — светилен Пасхи: «Плотию уснув...» (дважды). «Слава, и ныне» — светилен праздника Триоди (см. в Неделю о слепом): «Умныя мои очи...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й и глас 5-й — 4 (см. во вторник вечером на «Господи, воззвах»), и стихиры Пасхи (с их припевами). «Слава, и ныне» — «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе...» единожды).
Великое славословие.
По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 5-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскрес­ный, глас тот же: «Радуйся, Двере Господня...». Ектении. Отпуст без Креста.
Часы обычные (трехпсалмные). На часах — тропарь воскресный: «Собезначальное Слово...» и кондак праздника Триоди (о слепом): «Душевныма очима...».

Начало Литургии — как на самую Пасху.
Блаженны канона Пасхи, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
По входе — тропарь воскресный. «Слава» — кондак праздника Триоди (о слепом), «И ныне» — кондак Пасхи: «Аще и во гроб...».
Прокимен и аллилуиарий — Пасхи.
Апостол и Евангелие — дня.
Задостойник Пасхи.
Причастен Пасхи: «Тело Христово...».
Окончание Литургии — как на самую Пасху.
Отпуст Пасхи с Крестом и трисвещником, поминаются святой храма, дня и свт. Иоанн Златоуст.
Примечание. «На трапезе бывает братии утешение великое, сиречь: елеем, рыбою и вином» (Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»).

Б. Примечание. Служба отдания Пасхи в среду 6-й седмицы в основном посвящена отданию Недели о слепом, что представляется нелогичным — вместо отдания общего праздника совершать отдание частного празднования периода попразднства Пасхи. Наоборот, в Уставе указано в отдания всех праздников служить всю праздничную службу только славословным порядком.
В современной греческой Триоди Цветной (http://www.tcqalaska.com/qlt/Polytonic/) указаны два порядка служения отдания Пасхи: один такой, как и в наших Триодях, а другой — Пасхальным чином.
Святитель Антоний (Абашидзе, † 1942), по воспоминаниям его духовного сына схиархимандрита Дио­нисия (Лукича, † 1991), живя в 20-е и 30-е годы XX столетия в Китаевой пустыни Киево-Печерской Лавры, где в то время совершались основные лаврские богослужения, по причине передачи обновленцам Великой церкви (Успенского собора), служил отдание Пасхи Пасхальным чином. Этот же чин принес на Елеон в женский Вознесенский монастырь другой его духовный сын — архимандрит Димитрий (Биакай, † 1985), что сохраняется в обители до настоящего времени.
Пасхальным же чином отдание Пасхи по благословению священноначалия совершается и в возрожденной с 1988 года Киево-Печерской Лавре.
В греческих Триодях указано петь стихиры воскресные 1-го гласа. На Елеоне и в Киево-Печерской Лавре поются воскресные стихиры Октоиха 5-го гласа, что разумнее, поскольку Неделя о слепом — неделя 5-го гласа, да и пением догматика 5-го гласа совершается обычное отдание гласа, бываемое в субботу, которое в Триоди не предусмотрено: в пятницу вечера на «Господи, воззвах», на «Слава, и ныне» указана стихира попразднства Вознесения, а не догматик рядового гласа. При служении отдания Пасхи все стихиры берутся из служб Светлой седмицы, в Светлую Среду вечером и в Светлый Четверток утром. Поэтому приводим наиболее разумный устав отдания Пасхи Пасхальным чином.
Канон предпразднства Вознесения вычитывается накануне на повечерии.
Служба совершается как в дни Пасхальной седмицы: при отверстых Царских вратах; иерей (предстоящий) в полном облачении; все входы и выходы, будь-то ради ектении или ради каждения, совершаются через Царские врата.

На вечерне. Диакон: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш...».
Начало пасхальное. Алтарь: «Христос воскресе», трижды. Лик: то же. Иерей: Стихи и каждение. Лик: по каждом стихе: «Христос воскресе», краткое. Священник кадит престол, алтарь, солею, народ с солеи. После приветствия иереем народа алтарь поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…». Лик: «И сущим во гробех живот даровав».
Мирная ектения.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 6: Триоди Цветной в Светлую среду на вечерне, глас 5-й. «Слава» — там же. «И ныне» — догматик 5-го гласа: «В Чермнем мори…».
Вход. Прокимен дневной.
Сугубая ектения от «Рцем вси…», «Сподоби, Господи…», просительная ектения.
На стиховне стихира, глас 5-й: «Тебе воплощеннаго Спаса Христа...» и стихиры Пасхи с припевами их. «Христос воскресе» — трижды, кратким напевом.
Отпуст пасхальный и приветствие народа.
Лик: «Христос воскресе» — трижды (краткое), и «И нам дарова...».
Повечерие и полунощница читаются келейно, обычные непасхальные (вседневные). На полунощнице по 1-м Трисвятом — тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, Двере Господня…». На повечерии и полунощнице по 2-м Трисвятом — кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…».

На утрени. Диакон: «Благослови, владыко». Иерей: «Слава Святей...».
Начало пасхальное. Мирная ектения.
Канон, как в первый день Пасхи, без Богородичных тропарей. Ирмосы, тропари, катавасия, «Христос воскресе» — трижды, краткое. Малые ектении по 3-й, 6-й и 9-й песнях.
Каждение на 1-й песни (в некоторых храмах — всего храма), 4-й, 7-й и (диаконом) 9-й.
Каждение на 3-й, 6-й и 9-й песнях как на пасхальной седмице.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 4, с четвертка Светлой седмицы, глас 5-й (см. на утрени) и стихиры Пасхи с припевами их. «Христос воскресе» — трижды, кратким напевом.
Ектении.
Отпуст пасхальный и приветствие народа. Лик: «Христос воскресе» — трижды, краткое, «И нам дарова...».
Часы 1-й, 3-й и 6-й — пасхальные.

Литургия. Начало пасхальное.
Антифоны Пасхи.
По входе — входный стих Пасхи, «Христос воскресе...», «Предварившия...». «Слава, и ныне» — «Аще и во гроб...».
Вместо Трисвятого — «Елицы...».
Прокимен, аллилуиарий, причастен — Пасхи.
Апостол и Евангелие — дня.
Задостойник: «Ангел вопияше…».

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu