Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (в приемнике-распределителе для несовершеннолетних ГУВД в Киеве)

В этом храме несут послушание священнослужители Петропавловского…

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (на ул. Лагерной)

Земля, на которой построена новая церковь, ранее называлась «Дача…

Храм Рождества Пророка Иоанна Предтечи (на территории института Национальной академии внутренних дел)

Храм построен на территории учебно-научного института подготовки…

Публикации

Что значит законная каноническая Церковь. Экскурс в историю конфессий

Беседа с протоиереем Виталием Косовским — секретарем Киевской Митрополии…

Духовные традиции

Как и для чего возникают традиции, обычаи и обряды? Вообще, нужны ли они в…

Крест Христов

Вся наша планета усеяна памятниками. Эти памятники поставлены людям, их гению,…

Великий Понедельник. Страстная седмица. Прп. Марии Египетской.
Литургия Преждеосвященных Даров.

9‑й час — по обычаю.

На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» — стихиры Триоди, глас 8‑й — 6, те же, что пелись на стиховне в Неделю ваий (каждая стихира — дважды). «Слава» — Триоди, глас 8‑й: «Радуйся и веселися…», «И ныне» — Триоди, глас тот же: «На Херувимех носимый…».
Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня (а не великий), глас 8‑й: «Се ныне благословите Господа…» (со стихом). Читается: «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю…» (великопостным распевом).
На стиховне стихиры самогласны Триоди (глас 2‑й, глас 3‑й и глас 7‑й со своими припевами). «Слава» — Триоди, глас 2‑й: «От ветвий и ваий…», «И ныне» — Триоди, глас 3‑й: «Страшно еже впасти в руце Бога Жива…».
«Ныне отпущаеши». Трисвятое по «Отче наш». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4‑й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» — «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» — «Молите о нас, святии апостоли…» (поклон). Затем — «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благословен…». Чтец: «Небесный Царю…». Иерей: «Господи и Владыко живота моего…» (с тремя пок­лонами).
После третьего поклона — «Слава Тебе, Христе Боже…» и отпуст: «Грядый Господь на вольную Страсть, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах суточных служб не поминаются, кроме имени святого составителя Литургии), после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина…».
Повечерие малое, с пением трипеснца св. Андрея Критского (1‑я, 8‑я и 9‑я песни). Ирмос дважды, тропари — сколько есть (без повторений). В заключение каждой песни — опять тот же ирмос (на катавасию).
По 1‑й песни — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — седален, глас 4‑й: «Смоковницы осуждение…».
Перед катавасией 8‑й песни поется: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…».
По катавасии 9‑й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом — вместо обычных тропарей и кондаков — кондак Триоди, глас 8‑й: «Иаков рыдаше…» (см. на утрени Великого Понедельника), «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время…» и далее по великопостному чину с молитвой прп. Ефрема Сирина (16 поклонов). Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…» (а не «Грядый Господь на вольную страсть…») и прощение от священника по обычаю, ектения: «Помолимся…».

Утреня. Начало обычное. По великой ектении поем: «Аллилуиа», глас 8‑й. Тропарь, глас 8‑й: «Се Жених грядет в полунощи…». «Слава» — тот же тропарь, «И ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 4‑я, 5‑я и 6‑я и седальны после каждой из них (малых ектений нет).
Примечание. В Страстную седмицу Псалтирь прочитывается полностью только один раз: в первые три дня (понедельник, вторник и среду) на утрени читаются три кафизмы, на часах (3‑м и 6‑м) — две, на 1‑м и 9‑м часах кафизм не бывает. На вечернях читается 18‑я кафизма. В Великую Субботу на утрени стихословится 17‑я кафизма (непорочны) с похвалами (см. Постную Триодь, ч. 2, л. 395).
Во время чтения 3‑й кафизмы иерей облачается в фелонь, отверзает Царские врата, совершает с диаконом каждение всего храма. После седальна «И о сподобитися нам» и далее — читает Евангелие в алтаре (на престоле) — Мф., зач. 84 (конец — в зачале 88: «И дастся языку, творящему плоды его»). После окончания Евангелия Царские врата затворяются. Таким порядком совершаем чтение Евангелия и в Великий Вторник и в Великую Среду на утренях.
Псалом 50‑й. «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), возглас: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».
Трипеснец Триоди, глас 2‑й. Ирмос дважды, тропари на 12.
Библейские песни не стихословятся в течении Страстной и Светлой седмиц. К тропарям припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Этот припев — во всю Страстную седмицу.) После каждой песни на катавасию — ирмос трипеснца (оба лика вместе).
По 1‑й песни — малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 8‑й: «Иаков рыдаше…», и икос, глас тот же: «На рыдание ныне приложим рыдание…». Поется ирмос 8‑й песни: «Устрашися отроков…».
На 9‑й песни — каждение («Честнейшую» не поем).
По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят…». Ексапостиларий: «Чертог Твой…». «Слава» — тот же, «И ныне» — тот же.
Примечание. «Светилен самогласен, глаголется трижды (косно и со сладкопением — см.: Триодь Постная): «Чертог Твой вижду…». Поется же первее посреде церкви канонархом единожды. Та же, Слава, на клиросе; И ныне, на другий. И тако глаголем во всю седмицу» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени»).
Хвалитные псалмы.
На хвалитех самогласны Триоди (глас 1‑й и глас 5‑й) — 4 (каждую стихиру дважды). «Слава, и ныне» — Триоди, глас 5‑й: «Господи, грядый ко страданию…».
Читается «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится) и вседневное славословие.
Стихиры на стиховне Триоди, глас 5‑й и глас 8‑й (с обычными дневными припевами, см. Часослов). «Слава, и ныне» — Триоди, глас 8‑й: «Вторую Еву…».
Чтец: «Благо есть…» (дважды). Трисвятое по «Отче наш». По возгласе чтец — тропарь: «В храме стояще славы Твоея…», «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей пред Царскими вратами: «Сый благословен…». Чтец: «Небесный Царю…». Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и без отпуста утрени читает 1‑й час.
1‑й час по великопостному чину. Кафизмы нет. Тропарь часа: «Заутра услыши…» (со стихами). По «Отче наш» — кондак Триоди: «Иаков рыдаше…». Отпуст: «Грядый Господь на вольную Страсть…» (святые храма и дня не поминаются).
Часы 3‑й, 6‑й и 9‑й совершаются по великопостному чину с великопостными тропарями и поклонами.
На 3‑м часе — кафизма 7‑я; на 6‑м часе — кафизма 8‑я, паримия Триоди (Иезекииля) с тропарем пророчества и прокимнами (по обычаю); на 9‑м часе кафизмы нет. На часах и изобразительных по «Отче наш» — кондак Триоди: «Иаков рыдаше…».

ОСОБЕННОСТИ ЧАСОВ В ПЕРВЫЕ ТРИ ДНЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на 3‑м, 6‑м и 9‑м часах читается Четвероевангелие. Во время чтения кафизмы на 3‑м часе посреди церкви поставляется украшенный аналой, отверзаются Царские врата, и иерей, в преднесении свечи и кадила, выносит на середину храма Евангелие. (Иерей должен быть облачен в епитрахиль и фелонь.) Положив Евангелие на аналой, за которым ставится возжженный светильник, иерей с диаконом совершает каждение окрест Евангелия, затем — алтаря, иконостаса, настоятеля, ликов, молящихся и всего храма. Во время чтения псалмов 6‑го часа совершается малое каждение, т. е. кадится Евангелие (окрест), иконостас, настоятель, лики и народ (с амвона). На 9‑м часе совершается полное каждение храма, как и на 3‑м.
Вынесенное Евангелие остается на середине храма на время чтения всех часов, иерей стоит перед ним и здесь же по обычаю произносит тропари часов и молитву прп. Ефрема Сирина с поклонами.
Евангельские чтения начинаются на 3‑м и 9‑м часах после Богородична часа, а на 6‑м — после паримии и 2‑го ее прокимна Триоди. Всех евангельских чтений — 9. Евангелие от Матфея делится на две части и читается на 3‑м и 6‑м часах в понедельник. Евангелие от Марка также поделено на две части и читается в понедельник на 9‑м часе и во вторник на 3‑м. Евангелие от Луки делится на три части и читается во вторник на 6‑м и 9‑м часах и в среду на 3‑м. Евангелие от Иоанна читается не полностью, до 1‑го Евангелия Страстей («Ныне прославися Сын Человеческий…») — первое чтение в среду на 6‑м часе и второе на 9‑м.
Перед первым чтением евангелиста диакон произносит возглас: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови Твоему». Иерей: «От (имя рек) Святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие, в конце певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Перед вторым или третьим чтением того же евангелиста возглас «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия…» не произносится, но только: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». Перед чтением нового евангелиста означенные молитвословия повторяются, т. е. со слов: «И о сподобитися нам…», и далее порядок тот же.
После чтения Евангелия на 9‑м часе иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата и завеса закрываются.
По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки — на три (см. Типикон, гл. 49, «Во святый и великий понедельник на утрени», 2‑е «зри»). В соответствии с этим указанием они, например, могут быть разделены так:
Понедельник:
На 3‑м часе — Мф., зач. 1‑66 (1, 1‑16, 12).
На 6‑м часе — Мф., зач. 67‑116 (16, 13‑28, 20).
На 9‑м часе — Мк., зач. 1‑39 (1, 1‑9, 16).
Вторник:
На 3‑м часе — Мк., зач. 40‑71 (9, 17‑16, 20).
На 6‑м часе — Лк., зач. 1‑38 (1, 1‑8, 39).
На 9‑м часе — Лк., зач. 39‑82 (8, 40‑16, 18).
Среда:
На 3‑м часе — Лк., зач. 83‑114 (16, 19‑24, 53).
На 6‑м часе — Ин., зач. 1‑26 (1, 1‑7, 36).
На 9‑м часе — Ин., зач. 27‑46 (7, 37‑13, 32).
Если Евангелия первых трех евангелистов прочитаны ранее, то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать приблизительно в таком порядке:
Понедельник:
На 3‑м часе — Ин., зач. 1‑7 (1, 1‑2, 25).
На 6‑м часе — Ин., зач. 8‑12 (3, 1‑4, 46).
На 9‑м часе — Ин., зач. 13‑18 (4, 47‑6, 13).
Вторник:
На 3‑м часе — Ин., зач. 19‑25 (6, 14‑7, 13).
На 6‑м часе — Ин., зач. 26‑30 (7, 14‑8, 30).
На 9‑м часе — Ин., зач. 31‑34 (8, 31‑9, 38).
Среда:
На 3‑м часе — Ин., зач. 35‑38 (9, 39‑10, 42).
На 6‑м часе — Ин., зач. 39‑41 (11, 1‑12, 18).
На 9‑м часе — Ин., зач. 42‑46 (12, 19‑13, 32).
Изобразительны совершаются обычным великопостным порядком. После «Отче наш» — кондак Трио­ди: «Иаков рыдаше…». Отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть…». Святые храма и дня на отпусте не поминаются. (Изобразительны в Понедельник и Вторник Страстной седмицы могут завершаться и обычным малым отпустом).

Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров по обычному чину.
Кафизма 18‑я.
На «Господи, воззвах» — стихиры Триоди (глас 1‑й, глас 5‑й и глас 8‑й из стихир на хвалитех и стихир на стиховне утрени) — 10. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 8‑й: «Вторую Еву…».
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий (1‑й прокимен, глас 6‑й: «Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима»; стих: «Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его». 2‑й прокимен, глас 6‑й: «Благословихом вы во имя Господне»; стих: «Множицею брашася со мною от юности моея»).
По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) диакон исходит с Евангелием через Царские врата на амвон. Диакон (или иерей): «Премудрость, прости…» и т. д. (если нет диакона, священник читает Евангелие на престоле). Евангелие — Мф., зач. 98. Ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. Отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть…» (из святых поминается только свт. Григорий Двоеслов, а святые храма и дня на отпусте не поминаются).
Примечание. «На трапезе же ядим сухоядение, и сим удовляемся. И якоже в 1‑ю седмицу святаго сего поста, сице и в сия дни: в Великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 2‑е «зри»). «Ведати бо подобает, яко и Шестый Великий Собор повеле спасительныя Страсти дни в посте и молитве и умилении сердца сотворяти верным. В полунощи же Великия Субботы оставляти пост, божественным евангелистом, Матфею и Луце, овому убо позде в субботу глаголанием, овому же утром глубоким медлемое нам нощи написующим» (Типикон, «Великий Понедельник вечера», 3‑е «зри»).
Великое повечерие (в понедельник вечером) с тропарями обычными.
По «Слава в вышних Богу…» — трипеснец, творение прп. Андрея Критского, глас 8‑й (песни 2‑я, 8‑я и 9‑я), ирмос дважды, тропари без повторений. Катавасия — ирмос трипеснца (2‑я песнь имеет два ирмоса, поэтому первый ирмос поется дважды в начале, а на катавасию — второй ирмос).
По 2‑й песни — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — седален, глас 2‑й: «Милосердием движим, Христе…».
Перед катавасией 8‑й песни поется: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…».
По катавасии 9‑й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом — кондак Триоди, глас 2‑й: «Час, душе, конца помысливши…» (см. на утрени Великого Вторника).
После кондака — «Господи Сил, с нами буди…» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве…» по обычаю. Чин прощения и ектения: «Помолимся…».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me