Православные храмы

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Благовещенский собор на Святошино)

По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины…

Храм пророка Илии на Подоле (Ильинская церковь)

Ильинская церковь — первый православный храм, построенный в столице…

Храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (при «Детской академии развития»)

Первый в столице «детский» храм находится в «Детской академии…

Публикации

Врата в небо. О рукотворенной святыне

Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: “Небо — престол…

Религия в современном обществе

Законы, регулирующие жизнь общества, основаны на социально-философских и…

Піст і молитва

В одному з євангельських оповідань розповідається про милість, яку Господь…

Nikolaa_na_Askoldovoj_mogileКладбищенская церковь святителя Николая Чудотворца, построенная Андреем Меленским в 1810 г. на старом месте Пустынно-Никольского монастыря. Позднее мимо нее проложен Днепровский спуск. В наше время — действующий храм, принадлежит УГКЦ.

Название летописной Аскольдовой могилы ошибочно связано с местностью на нижней терассе склона только в XVIII в. Могила (курган) князя Аскольда физически могла быть расположена только на верхнем плато (в летописи так и сказано: "на горе, которая нынче зовется Угорское"). Там же была и первоначальная церковь св.Николая, которую "поставил" некий Олма рядом со своим двором. Это упоминание "Повести временных лет", помещенное под 882 г., вызвало большую путаницу в историографии. Исследователи старого времени были уверены, что основание церкви прямо связано с датой летописной статьи, а потому искали прообраз "Олмы" среди деятелей IХ—Х вв. Отсюда и происходят отождествления Олмы с княгиней Ольгой, либо с Альмошем, вождем венгров, которые во время своего переселения из Причерноморья на Средний Дунай "шли... мимо Киева горою, называемой ныне Угорское" (летопись под 898 г.). На самом же деле упомянутая ремарка является комментарием летописца конца XI либо начала XII в. Итак, Олма — его современник. На наш взгляд, это мог быть венгерский королевич Альмош, за которого в 1104 г. выдали Передславу, дочку князя Святополка Изяславича. Альмош некоторое время жил в Киеве как изгнанник, значит, мог основать здесь церковь — например, по поводу своей женитьбы.

Дальнейшая история этого храма связана с Никольским монастырем, который в XV—XVI вв. был перенесен под гору, а в 1690—95 гг. - на новое место на горе, к новопостроенному "Большому Николаю". Под горой осталось монастырское кладбище и деревянная церковь, превращенная в кладбищенскую. По изображениям на плане 1638 г., она имела три купола и была окружена открытым опасаньем. Эта деревянная церковь просуществовала до начала XIX в., когда ее сменила ныне существующая.

В 1809 г. воронежский купец Самуил Мещеряков пожелал увековечить память своей жены, умершей в Киеве и похороненной на Аскольдовой могиле. С этой целью он заказал Андрею Меленскому проект каменной церкви, которая и была построена в том же году (под руководством Василия Серикова) и освящена 1 сентября 1810 г. Церковь получила форму ротонды, окруженной колоннадой тосканского ордера. Тарас Шевченко изобразил ее на одной из акварелей. В полуподвальном склепе церкви было предусмотрено 77 мест для захоронений. В 1816 г. церковь была расписана, а в 1840 г. кладбище закрыли.

В 1847 г. церковь вместе с кладбищем планировалось снести, поcкольку рядом прокладывалась дорога к сооружавшемуся Цепному мосту, а кроме того, она была в аварийном состоянии вследствие оползней склона. Однако Николай I запретил делать это, заявив: "Ничуть падением не грозит; немного нужно поправки и церковь должна существовать". Доску с этой исторической фразой повесили позднее в отремонтированном храме. Другую доску, с историей Аскольдовой могилы, как тогда ее себе представляли, установили на фасаде церкви в 1866 г. — в связи с тысячелетием "крещения Аскольда". В 1856 г. церковь вновь расписали. В 1861 г., средствами монастыря, обновленное кладбище огородили каменной оградой с воротами "в древнем вкусе" и соорудили каменное здание для священника.

В 1882 г. постройка была отреставрирована по проекту Владимира Николаева капитальный ремонт провели в 1893 г., тогда же стены церкви были заново расписаны и установлен новый мраморный иконостас. Новое освящение храма произошло 7 июля 1894 г. В 1901 г. средствами Марии Паторжинской построена новая, большая, колокольня.

После революции церковь закрыли, но в 1921—34 гг. она еще действовала, как приходская УАПЦ. В 1934 г. церковь закрыта уже окончательно, кладбище уничтожено с целью устройства развлекательного парка. В 1938 г. архитектор Петр Юрченко достаточно элегантно переделал бывший храм на парковый павильон, надстроив вместо купола сквозную ионическую колоннаду. В таком виде он просуществовал до последней реставрации (1997—98, архитектор Владимир Хромченков), когда было восстановлено первичное завершение. В 1992 г. храм был передан Украинской Греко-Католической Церкви. В полуподвале устроена церковь во имя св.Сильвестра папы римского.

 

Литература: Закревский Н. Описание Киева.— Москва, 1868.— С.191—198; Проценко Л. Історія київського некрополя.— К.,1995.— С.160—168.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me